Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальная психология и педагогика




Рекомендовано Международной Академией науки и практики

организации производства в качестве учебного пособия для студентов вузов

 

 

Ростов-на-Аону «ФЕНИКС» 2007


УДК 159.9+ 37.01(75.8)

ББК 88.3+ 74.3я73

КТК 015

С71

Рецензенты:

диктор социологических наук, профессор С. И. Самыгин;

психологических наук, доцент Ф. Р. Филатов;

врач – психиатр И. Е.Степачев

психотерапевт В. В. Мадорский

Авторский коллектив:

Колесникова Галина Ивановна,

Кабарухина Ирина Алексеевна,

Харагезян Марина Валерьевна,

Горшколепова Ирина Викторовна

 

 

Специальная психология и педагогика / Г. И. Ко-

С71 лесникова [и др.] — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 218, [1] с. — (Высшее образование).

18В1Ч 978-5-222-12488-8

Учебное пособие «Специальная психология и педаго­гика» представляет интерес как структурированное сложе данного курса, написанное на общеметодической основе.

Предназначено для студентов высших учебных заве­дений гуманитарных факультетов, обучающихся по спе­циальностям: 030301 «Психология», 050706 «Педагоги­ка и психология», 040101 «Социальная работа», 040201 «Социология», а также студентов других специальностей, в учебном плане подготовки которых есть дисциплины «Специальная психология», «Специальная педагогика».


978-5-222-12488-8


УДК 159.9 + 37.0(75.8) ББК 88.3 + 74.3я73


 


 


| Авторский коллектив, 2007

| Оформление: ООО «Феникс», 2007


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Специальная психология и педагогика» предназначено для студентов высших учебных заведений гуманитарных факультетов и представляет собой систематическое изложение основных вопросов по теории и практике дисциплин «Специальная психология» и «Спе­циальная педагогика».

«Специальная психология» и «Специальная педагоги­ка» являются профессионально — ориентированными кур­сами в системе подготовки педагогов, психологов, соци­альных работников. В результате изучения данных дис­циплин студенты должны получить следующие знания: специфика, цели, задачи и значение специальной психо­логии; специфика, цели, задачи и значение специальной педагогики; взаимосвязь понятий «норма», «девиация», «патология»; причины нарушений и факторы, провоци­рующие возникновение данных нарушений развития; виды и симптомокомплексы аномалий; оптимальные способы п.чаимодействия и основы психокоррекционной работы с аномальными детьми.

Своевременное обнаружение и разрешение нарушений развития имеет большое значение для последующего сгла­живания и/или устранения дефекта. С этой целью в на­шей стране создаются различные учреждения медицин­ского, социального и педагогического направлений. По­вышается статус психологов, педагогов, социальных ра­ботников. Соответственно, достаточно остро стоит вопрос о необходимости комплексной подготовки специалистов данного профиля. Кроме того, знание основных при­чин возникновения и специфики проявления аномалий

 


развития у детей, а также способов взаимодействия с та­кими детьми, методов и приемов психокоррекции с ними необходимы не только специалистам психолого-педагогического направления, но и родителям.

Данное учебное пособие написано вне какой-либо идеологичоской концепции, что даст возможность акцентировать внимание именно ни основных теоретических и метологических принципах специальной психологии и педагогике.

Основная цель пособия формирование у изучающих «Специальную психологию» и «Специальную педагогику» целостного представления и теоретико-методологической базы по основным вопросам данных дисциплин.

 


Глава 1

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА КАК ОТДЕЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ЗНАНИЯ

1.1. Предмет специальной психологии и педагогики

Прежде чем говорить о предмете, необходимо опреде­литься с тем, что мы будем вкладывать в сами понятия «специальная психология» и «специальная педагогика».

Специальная психология — это отрасль психологии, изучающая людей с различными отклонениями от нор­мального психического развития, связанными с врожден­ными или приобретенными дефектами. То есть, данную отрасль психологического знания возможно определить кик психологию особых состояний, возникающих в основном в детском и подростковом периодах под влиянием факторов функциональной или органической природы.Данные состояния проявляются в специфичном или за­медленном психосоциальном развитии ребенка, затрудня­ющем его социальную адаптацию и интеграцию.

Следовательно, объектом специальной психологии являются дети, подростки, а также лица старшего возраста с различными отклонениями в психическом, соматиче­ском, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальмом развитии, имеющие вследствие данных отклонений особые образовательные потребности.

Специальная психология имеет следующие разделы:

■психология слепых (тифлопсихология);

■психология глухих (сурдопсихология);

■психология умственно отсталых (олигофренопсихо-
логия);

 


■психология детей с нарушениями речи;

■психология детей с задержками психического развития (1ШР) и других категорий детей с отклонени­ями в развитии.

К задачам специальной психологии относят:

■изучение закономерностей психического развития
различных категорий аномальных детей (на основе
сравнения с нормально развивающимися);

■изучение закономерностей влияния специальных
методов обучения и воспитания на формирование
личности детей с ограниченными возможностями;

■изучение специфики познавательной деятельности
людей с различными типами нарушений;

■поиск психологического обоснования педагогических методов воздействия на развитие и обучение
детей с аномалиями в развитии;

■разработку методов и способов диагностики различных типов нарушения психического развития;

■разработку методов и способов психологической коррекции различных типов нарушения психического
развития;

■изучение психологических проблем, возникающих
в процессе социализации и интеграции в общество
лиц с различными типами аномального развития.

Специальная педагогика1 является одной из частей педагогики и определяется как теория и практика особо­го (специального) образования лиц с аномалиями в физи­ческом и психическом развитии, для которых вследствие данных врожденных или приобретенных дефектов невоз­можно или затруднено образование в обычных педагоги­ческих условиях при помощи общепедагогических мето­дов и средств.

К целям специального психологического сопровождения в образовании относят:

1 Данные по специальной педагогике приводятся по Н.М. На­заровой.

 


■выявление дисбаланса между развитием и процессом обучения у детей с отклонениями в развитии;

■учет индивидуальных возможностей детей с аномалиями в развитии при формировании специальных
образовательных программ;

■выявление и создание наиболее благоприятных
условий для социально-психологической адаптации
и интеграции аномальных детей;

■формирование социально-педагогических программ,
способствующих профессиональному самоопределению.

В рамках специальной педагогики применяется свой специфический понятийный аппарат, употребляемый на­ряду с общепедагогической терминологией и являющий­ся общепринятым в современной международной теории и практике. Однако существуют незначительные несовпа­дения в отдельных моментах. Например, в Америке в по­нятие «special education» включают образование и детей с дефектами в развитии, и одаренных детей.

Объектом специальной педагогики является специаль­ное образование лиц с особыми образовательными по­требностями. Субъектом — человек, имеющий особые образовательные потребности вследствие ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности. Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования.

Цели специальной педагогики:

■абилитация и реабилитация;

■коррекция и компенсация недостатка при помощи педагогических средств;

■формирование чувств собственного достоинства, самоценности и адекватных форм социального пове­дения;

■ достижение максимальной социализации и интеграции в общество.

Задачи специальной педагогики:

■ изучение педагогических закономерностей развития,
обучения и воспитания личности с аномалиями раз­
вития;

 


■разработка новых методов, средств, форм обучения и
воспитаний лиц с ограниченными возможностями;

■обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими ано­малии развития;

■внедрение результатов научных исследований в прак­тику специального образования;

■разработка для лиц с особыми образовательными
потребностями стандартов, учебников, концепций и
программ;

■разработка и реализация педагогических средств и
способов, комплексной помощи лицам с аномалия­
ми в развитии;

■совершенствование учебно-методической базы в под­
готовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;

■исследование возможностей профилактики возникновения нарушений развития.

В рамках специальной педагогики рассматривается дефектология.

Дефектология ('лат. defcktus (недостаток) + греч. Logos (учение) — наука о развитии аномальных детей, законо­мерностях их обучения и воспитания. Развитие дефекто­логии как науки связано, прежде всего, с развитием педо­логии, в частности, привнесшей в педагогику концепцию всестороннего изучения развивающейся личности ребен­ка. В научном мире других стран вместо понятия «дефек­тология» применяются более узкие понятия, имеющие в основном практическую направленность —«специальное обучение» и «лечебная педагогика».

Областями дефектологии являются:

олигофренопедагогика — обучение и воспитание умственно отсталых;

логопедия — теория и практика преодоления нарушений развития речи;

сурдопедагогика — обучение и воспитание глухих,
глухонемых и слабослышащих;

 

 


тифлопедагогика — обучение и воспитание слепых

и слабовидящих.

В начале девяностых годов двадцатого века в каче­стве альтернативы понятию «дефектология» был введен термин «коррекционная педагогика». С точки зрения Н.Д. Никандрова и Г.Б. Корнетова, в современном научном российском знании под коррекционной педагогикой по­нимается совокупность дефектологии и ее составляющих. Если обратиться к определению коррекционной педагоги­ки, то оно будет звучать следующим образом: коррекционная педагогика — это отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, ме­тоды и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и от­клонения в развитии. К коррекционной педагогике при­мыкает лечебная педагогика — интегрированная меди­ко-педагогическая наука, основным предметом которой яв­ляется система образовательно-воспитательной деятельно­сти педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками (по С.А. Козловой и.Т.А. Куликовой). Су­ществует и иное понимание термина «лечебная педагоги­ка» — лечение больных педагогическими методами. Од­нако следует отметить, что подобное понимание устарело.

1.2. Понятийный аппарат

специальной психологии и педагогики

К основным понятиям специальной психологии и пе­дагогики относят следующие:

1) норма;

2) дефект;

3) аномальные дети;.

4) компенсация;

5) абилитация;

6) реабилитация;

7) коррекция;

8) социализация;

9) дизонтогенез;

9


 

10) специальное образование;

11) специальные условия для получения образования;

12) специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

Рассмотрим подробно каждое из этих понятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 8337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.