КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специальная психология и педагогика
Рекомендовано Международной Академией науки и практики организации производства в качестве учебного пособия для студентов вузов
Ростов-на-Аону «ФЕНИКС» 2007 УДК 159.9+ 37.01(75.8) ББК 88.3+ 74.3я73 КТК 015 С71 Рецензенты: диктор социологических наук, профессор С. И. Самыгин; психологических наук, доцент Ф. Р. Филатов; врач – психиатр И. Е.Степачев психотерапевт В. В. Мадорский Авторский коллектив: Колесникова Галина Ивановна, Кабарухина Ирина Алексеевна, Харагезян Марина Валерьевна, Горшколепова Ирина Викторовна
Специальная психология и педагогика / Г. И. Ко- С71 лесникова [и др.] — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 218, [1] с. — (Высшее образование). 18В1Ч 978-5-222-12488-8 Учебное пособие «Специальная психология и педагогика» представляет интерес как структурированное сложе данного курса, написанное на общеметодической основе. Предназначено для студентов высших учебных заведений гуманитарных факультетов, обучающихся по специальностям: 030301 «Психология», 050706 «Педагогика и психология», 040101 «Социальная работа», 040201 «Социология», а также студентов других специальностей, в учебном плане подготовки которых есть дисциплины «Специальная психология», «Специальная педагогика». 978-5-222-12488-8 УДК 159.9 + 37.0(75.8) ББК 88.3 + 74.3я73
| Авторский коллектив, 2007 | Оформление: ООО «Феникс», 2007 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие «Специальная психология и педагогика» предназначено для студентов высших учебных заведений гуманитарных факультетов и представляет собой систематическое изложение основных вопросов по теории и практике дисциплин «Специальная психология» и «Специальная педагогика». «Специальная психология» и «Специальная педагогика» являются профессионально — ориентированными курсами в системе подготовки педагогов, психологов, социальных работников. В результате изучения данных дисциплин студенты должны получить следующие знания: специфика, цели, задачи и значение специальной психологии; специфика, цели, задачи и значение специальной педагогики; взаимосвязь понятий «норма», «девиация», «патология»; причины нарушений и факторы, провоцирующие возникновение данных нарушений развития; виды и симптомокомплексы аномалий; оптимальные способы п.чаимодействия и основы психокоррекционной работы с аномальными детьми. Своевременное обнаружение и разрешение нарушений развития имеет большое значение для последующего сглаживания и/или устранения дефекта. С этой целью в нашей стране создаются различные учреждения медицинского, социального и педагогического направлений. Повышается статус психологов, педагогов, социальных работников. Соответственно, достаточно остро стоит вопрос о необходимости комплексной подготовки специалистов данного профиля. Кроме того, знание основных причин возникновения и специфики проявления аномалий
развития у детей, а также способов взаимодействия с такими детьми, методов и приемов психокоррекции с ними необходимы не только специалистам психолого-педагогического направления, но и родителям. Данное учебное пособие написано вне какой-либо идеологичоской концепции, что даст возможность акцентировать внимание именно ни основных теоретических и метологических принципах специальной психологии и педагогике. Основная цель пособия формирование у изучающих «Специальную психологию» и «Специальную педагогику» целостного представления и теоретико-методологической базы по основным вопросам данных дисциплин.
Глава 1 СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА КАК ОТДЕЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ЗНАНИЯ 1.1. Предмет специальной психологии и педагогики Прежде чем говорить о предмете, необходимо определиться с тем, что мы будем вкладывать в сами понятия «специальная психология» и «специальная педагогика». Специальная психология — это отрасль психологии, изучающая людей с различными отклонениями от нормального психического развития, связанными с врожденными или приобретенными дефектами. То есть, данную отрасль психологического знания возможно определить кик психологию особых состояний, возникающих в основном в детском и подростковом периодах под влиянием факторов функциональной или органической природы.Данные состояния проявляются в специфичном или замедленном психосоциальном развитии ребенка, затрудняющем его социальную адаптацию и интеграцию. Следовательно, объектом специальной психологии являются дети, подростки, а также лица старшего возраста с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальмом развитии, имеющие вследствие данных отклонений особые образовательные потребности. Специальная психология имеет следующие разделы: ■психология слепых (тифлопсихология); ■психология глухих (сурдопсихология); ■психология умственно отсталых (олигофренопсихо-
■психология детей с нарушениями речи; ■психология детей с задержками психического развития (1ШР) и других категорий детей с отклонениями в развитии. К задачам специальной психологии относят: ■изучение закономерностей психического развития ■изучение закономерностей влияния специальных ■изучение специфики познавательной деятельности ■поиск психологического обоснования педагогических методов воздействия на развитие и обучение ■разработку методов и способов диагностики различных типов нарушения психического развития; ■разработку методов и способов психологической коррекции различных типов нарушения психического ■изучение психологических проблем, возникающих Специальная педагогика1 является одной из частей педагогики и определяется как теория и практика особого (специального) образования лиц с аномалиями в физическом и психическом развитии, для которых вследствие данных врожденных или приобретенных дефектов невозможно или затруднено образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств. К целям специального психологического сопровождения в образовании относят: 1 Данные по специальной педагогике приводятся по Н.М. Назаровой.
■выявление дисбаланса между развитием и процессом обучения у детей с отклонениями в развитии; ■учет индивидуальных возможностей детей с аномалиями в развитии при формировании специальных ■выявление и создание наиболее благоприятных ■формирование социально-педагогических программ, В рамках специальной педагогики применяется свой специфический понятийный аппарат, употребляемый наряду с общепедагогической терминологией и являющийся общепринятым в современной международной теории и практике. Однако существуют незначительные несовпадения в отдельных моментах. Например, в Америке в понятие «special education» включают образование и детей с дефектами в развитии, и одаренных детей. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Субъектом — человек, имеющий особые образовательные потребности вследствие ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности. Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования. Цели специальной педагогики: ■абилитация и реабилитация; ■коррекция и компенсация недостатка при помощи педагогических средств; ■формирование чувств собственного достоинства, самоценности и адекватных форм социального поведения; ■ достижение максимальной социализации и интеграции в общество. Задачи специальной педагогики: ■ изучение педагогических закономерностей развития,
■разработка новых методов, средств, форм обучения и ■обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими аномалии развития; ■внедрение результатов научных исследований в практику специального образования; ■разработка для лиц с особыми образовательными ■разработка и реализация педагогических средств и ■совершенствование учебно-методической базы в под ■исследование возможностей профилактики возникновения нарушений развития. В рамках специальной педагогики рассматривается дефектология. Дефектология ('лат. defcktus (недостаток) + греч. Logos (учение) — наука о развитии аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. Развитие дефектологии как науки связано, прежде всего, с развитием педологии, в частности, привнесшей в педагогику концепцию всестороннего изучения развивающейся личности ребенка. В научном мире других стран вместо понятия «дефектология» применяются более узкие понятия, имеющие в основном практическую направленность —«специальное обучение» и «лечебная педагогика». Областями дефектологии являются: ■ олигофренопедагогика — обучение и воспитание умственно отсталых; ■ логопедия — теория и практика преодоления нарушений развития речи; ■ сурдопедагогика — обучение и воспитание глухих,
■ тифлопедагогика — обучение и воспитание слепых и слабовидящих. В начале девяностых годов двадцатого века в качестве альтернативы понятию «дефектология» был введен термин «коррекционная педагогика». С точки зрения Н.Д. Никандрова и Г.Б. Корнетова, в современном научном российском знании под коррекционной педагогикой понимается совокупность дефектологии и ее составляющих. Если обратиться к определению коррекционной педагогики, то оно будет звучать следующим образом: коррекционная педагогика — это отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. К коррекционной педагогике примыкает лечебная педагогика — интегрированная медико-педагогическая наука, основным предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками (по С.А. Козловой и.Т.А. Куликовой). Существует и иное понимание термина «лечебная педагогика» — лечение больных педагогическими методами. Однако следует отметить, что подобное понимание устарело. 1.2. Понятийный аппарат специальной психологии и педагогики К основным понятиям специальной психологии и педагогики относят следующие: 1) норма; 2) дефект; 3) аномальные дети;. 4) компенсация; 5) абилитация; 6) реабилитация; 7) коррекция; 8) социализация; 9) дизонтогенез; 9
10) специальное образование; 11) специальные условия для получения образования; 12) специальное (коррекционное) образовательное учреждение. Рассмотрим подробно каждое из этих понятий.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 8337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |