Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекция




Реабилитация

Абилитация

Абилитация (лат. — habitis — быть способным к чему-либо) — первоначальное формирование утраченной способ­ности к чему-либо. Термин абилитация (по Н.М. Назаровой) должен применяться по отношению к детям раннего возраста с отклонениями в развитии.

Реабилитация (в испаноязычных и франкоязычных странах «реадаптация») — применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профес­сионального характера с целью подготовки или перепод­готовки индивидуума до наивысшего уровня его функци­ональных способностей.

Психологическая коррекция — «понимается как дея­тельность по исправлению (корректировке) тех особенно­стей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Сюда же можно отнести и психотерапию»1. Кроме того,

1 Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. — Минск, 1998. — С. 246.

 

 


психокоррекцию возможно применять «в ситуациях пре­одоления различного рода психологических затруднений»1, поскольку психологическая коррекция является направ­ленным психологическим воздействием «на определенные психологические структуры с целью обеспечения полно­ценного развития и функционирования индивида»2. Психокоррекция — «это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологиче­ского воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие такие устойчивые качества, которые формируются доволь­но рано и в дальнейшем практически не изменяются»3.

Как видно из приведенных определений «психокоррекции», существует несколько позиций понимания соот­ношения данного понятия с понятиями «психотерапия» и «психопрофилактика». Это выражается в том, что, с од­ной стороны, происходит отождествление понятий «пси­хокоррекция» и «психотерапия», и с другой —отнесение психокоррекции к области психопрофилактики. В связи
с этим необходимо обратить внимание на разноуровневый характер задач психокоррекции, психотерапии, психопрофилактики, которые, безусловно, пересекаются, но не совпадают. Тик, палачи психопрофилактики — предупреж­дение» возникновения возможных отклонений. Психоте­рапии активное воздействие при помощи психологи­ческих методов на личность клиента с целью гармонизации
его взаимоотношений с самим собой и социумом. Задачи
психокоррекции тесно связаны с понятием «норма», что,
соответственно, обозначает основную цель психокоррекционного воздействия как «возврат» или «подтягивание»
клиента к должному уровню исходя из его возрастных и

1 Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей ред.
Б.Д. Карвасарского — СПб., 1998. — С. 306.

2 Практическая психология в тестах. / Сост. Р. Римская,
С. Римский. — М., 1998. — С. 412.

3 Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию:
групповые методы работы. — Москва-Воронеж, 2000. — С. 7.


индивидуальных особенностей, а также медико-социальных и культурологических требований. Соответствен­но, о необходимости психокоррекционного воздействия

можно говорить, когда существует некое отклонение от нормы.

Психокоррекционная работа ведется специалистом в случаях:

1) обращения клиента самостоятельно за психологической помощью;

2) обращение за помощью к специалисту по поводу клиента кого-либо из родственников или иных значимых взрослых (преподаватели, воспитатели, ру­ководители).

Методы коррекции зависят от школы, к которой при­надлежит специалист и, следовательно, их возможно (весь­ма условно) классифицировать по существующим направ­лениям в психологии.

Основные виды психокоррекции выделяются по ко­личеству участвующих клиентов и по характеру взаимо­отношений между ними:

1) индивидуальная;

2) семейная;

3) групповая.

Психокоррекционная работа проводится планомерно и включает в себя ряд обязательных этапов. Этапы психокоррекционной работы включают в себя:

1) сбор психологического анамнеза, который осуществляется при помощи беседы и психодиагностических
методов;

2) установление психологического диагноза (с учетом
возрастных и социокультурных особенностей) и психологического прогноза;

3) планирование психокоррекционных мероприятий
(с учетом зоны ближайшего развития);

4) установление вероятностного и/или условно-вариантного прогноза;

5) осуществление психокоррекционных мероприятий
(с внесением необходимых изменений, возникающих
в процессе осуществления психокоррекции);


6) оценка результативности психокоррекционных мероприятий;

7) психопрофилактика рецидива данной проблемы.

Следует обратить внимание на то, что необходимо раз­личать термины, упоминаемые в медицине: «анамнез», «диагноз», «прогноз» от подобных, но не тождественных, терминов в психологии. Заимствованные из медицинской области данные термины наполнены специфическим со­держанием. На это указывает, в частности, принятое упо­требление перед ними слова «психологический», что убирает двойственность их возможного толкования.

Анамнез понятие медицинское1. В узком смысле означает историю развития болезни. В более широком — ни только данный о илчпло и развитии заболевания, но и сведения об условиях жизни, работы. В медицине выде­ляют личный и семейный анамнез; анамнез натального, пренатального и перинатального периодов. Таким обра­зом, если о собственно анамнезе уместно говорить в связи с наличием аномалий или заболеваний, то понятие «пси­хологический анамнез» свободно от обязательной связи с болезненными процессами и проблемами и употребляется в психологии как синоним понятия «история индивиду -йльнпго психического развития».

Психологический анамнез2 важен постольку, посколь­ку психологический статус клиента может быть правиль­но определен только в свете всей истории его развития в сочетании с представлением данной истории в сознании самого клиента. Именно в этом и заключено основное от­личие психологического анамнеза, при сборе которого акцент делается не на факты и события, как в медицине, но на их интерпретации самим клиентом. Для получения всесторонней информации при сборе психологического

1 Волков В.Т., Караваева Е.В., Цветкова Н.Н. Психология
пациента. / Монография. — Томск, 1999.

2 Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей
и подростков. — М, 2002. — С. 37-55.

 

 


анамнеза необходимо установить для каждого возрастного периода:

1) развитие ведущей познавательной деятельности в со­отнесении с нормой и индивидуальными особенностями;

2) специфику социальной ситуации;

3) наличие объективных психотравмирующих событий (смена места жительства, д/сада, школы, работы; изменения в составе семьи) и их интерпретацию клиентом (переживание одних событий разными
людьми в разных условиях весьма отлично);

4) наличие соматических (в том числе хронических) заболеваний.

При анализе анамнеза особое внимание необходимо уделять:

1) установлению присутствия стрессовых факторов в
процессе развития и формирования личности;

2) индивидуальным реакциям на данные стресс-факторы;

3) частоте соматических заболеваний;

4) наличию хронических заболеваний;

5) отношениям внутри семьи;

6) типу воспитания в семье по отношению к клиенту;

7) взаимоотношениям клиента со значимыми близки­ми (возможно несовпадения понятий «значимые близкие» и «родители»);

8) уровню развития на каждом возрастном этапе и соответствию данного уровня понятию норма».

Психологический анамнез собирается в процессе спе­циально организованной беседы, интервью, наблюдения, также при помощи методов психодиагностики.

Беседа, целенаправленно организованная специалис­том, является основным методом ведения и оказания пси­хологической помощи. В ходе беседы предполагается вы­явление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в процессе общения ■ клиент-специалист». Как специфический вид беседы вы­деляется интервью.

Интервью — способ получения социально-психологи­ческой информации с помощью устного опроса. Выделяют

 

 


два вида интервью: свободное и стандартизированное. Сводное интервью не зависит от темы и формы беседы предполагает сотрудничество клиента при поиске необходимой информации. К его достоинствам можно отнести большой диапазон непосредственных поведенческих ре акций клиента, которые получает возможность наблюдать специалист, что способствует более полному получению информации о личности клиента и сути его проблемы, недостаткам — достаточно большой временной отрезок Стандартизированное интервью — близко по форме в анкете, отличаясь от него большей свободой клиента при формулировании ответов. Полученные данные в последствии уточняются и используются для выдвижения новых гипотез. Достоинство: информативность, экономия времени количественная выраженность результата. Недостатки вероятность потери эмоционального контакта с клиентом снижение непосредственных поведенческих реакций вследствие активизации механизмов защиты.

Наблюдение — эмпирический метод психологической исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Позволяет специалисту собрать информации о клиенте, выявить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение его состояния на разных этапа) процесса. Недостатки: субъективизм специалиста, который может выразиться в фиксации внимания на факте, значимом с позиции психолога, а не клиента, и последующей его интерпретации, а не прояснении, а также контрпереносе.

Психодиагностика — «в узком смысле — измерение индивидуально-психологических свойств личности на основе специальных методов. Основными методами диагностики являются тестирование и опрос, а их методически» воплощением, соответственно, тесты и опросники»1.

Диагноз психологический (от греч. шадпозгз — рас познание)— «конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности ин

1 Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. Минск: Харвест, 1998. — С. 142-143.

 

 


инвидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза даль­нейшего развития и разработки рекомендаций, определя­емых задачей психодиагностического обследования. Пред­мет диагноза психологического — установление индиви­дуально-психологических различий как в норме, так и в патологии»1. Важной составляющей психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдель­ном случае причин возникновения данных проявлений в поведении клиента и их возможных последствий. Постановка псиихологического диагноза возможна на трех уровнях.


Уровни психологического диагноза


Таблица 1


 

N Названия уровней Глубина психологической диагностики Недостатки
  Симптоматический (или эмпирический, не является, как отме­чал Выготский, соб­ственно научным, поскольку установле­ние симптомов нико­гда автоматически не приводит к диагнозу) Констатация симптомов Невозмож­ность опре­деления причин воз­никновения и вероятных последствий
  Этиологический Определение сим­птомов и причин их возникновения Отсутствие целостной картины в структуре личности
  Типологический Определение места и значения симпто­мов в целостной, динамической структуре личности, а именно: предпо­сылки возникнове­ния симптомов и возможные послед­ствия в случае их дальнейшего сохра­нения  

1 Там же. С. 141-142.

 


Диагноз связан с прогнозом. По Выготскому, «содержание прогноза и диагноза совпадает, однако прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития». Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать длительным повторным наблюдениям»1. В психологии] существует два типа прогнозов: вероятностный2 и условно-вариантный3.

Вероятностный прогноз — прогнозирование наиболее! вероятного будущего, в основе которого лежат объективные данные о настоящей ситуации в моменте «здесь и теперь» и субъективное представление специалиста о структуре прошлого опыта клиента. Вероятностный прогнозу в большинстве случаев, применяется при работе с клиентами юношеского возраста и всех периодов «взрослости». При работе с детьми и подростками наиболее уместным, является условно-вариантный прогноз.

Условно-вариантный прогноз «мы понимаем как конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенка из множества потенциально возможных. Эти варианты определяются в зависимости от реализации ситуации трех типов: 1) если неблагопри­ятные условия, ставшие причиной возникновения у ре­бенка психологических трудностей, сохраняются; 2) если они будут сняты, устранены, либо существенно ослабле­ны; 3) если они, напротив, усугубятся... содержащаяся в условно-вариантном прогнозе экстраполяция дальнейше­го хода развития ребенка касается главным образом его относительно близких возрастных этапов и, разумеется, должна строится с учетом всей совокупности возрастных

1 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. — М., 1982. — С. 104-105;
Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей ред.
Б.Д. Карвасарского. — СПб., 1998. — С. 494-449.

2 Словарь практического психолога /Сост. СЮ. Головин. —
Минск, 1998. — С.448.

3 Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей
и подростков. — М., 2002. — С. 34-37.


и индивидуально-психологических факторов развития конкретного ребенка».1

Исходя из двух конечных пунктов — что дано (психо­логический диагноз) и что возможно получить (психоло­гический прогноз), — понимания их взаимосвязи и взаи­мозависимости, учете индивидуальных и возрастных особенностей, а также всей социальной ситуации, в кото­рой находится клиент, специалист находит решение теоре­мы — выстраивает систему психокоррекционных мер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.