КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коррекция
Реабилитация Абилитация Абилитация (лат. — habitis — быть способным к чему-либо) — первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Термин абилитация (по Н.М. Назаровой) должен применяться по отношению к детям раннего возраста с отклонениями в развитии. Реабилитация (в испаноязычных и франкоязычных странах «реадаптация») — применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Психологическая коррекция — «понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Сюда же можно отнести и психотерапию»1. Кроме того, 1 Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. — Минск, 1998. — С. 246.
психокоррекцию возможно применять «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений»1, поскольку психологическая коррекция является направленным психологическим воздействием «на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида»2. Психокоррекция — «это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются»3. Как видно из приведенных определений «психокоррекции», существует несколько позиций понимания соотношения данного понятия с понятиями «психотерапия» и «психопрофилактика». Это выражается в том, что, с одной стороны, происходит отождествление понятий «психокоррекция» и «психотерапия», и с другой —отнесение психокоррекции к области психопрофилактики. В связи 1 Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей ред. 2 Практическая психология в тестах. / Сост. Р. Римская, 3 Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: индивидуальных особенностей, а также медико-социальных и культурологических требований. Соответственно, о необходимости психокоррекционного воздействия можно говорить, когда существует некое отклонение от нормы. Психокоррекционная работа ведется специалистом в случаях: 1) обращения клиента самостоятельно за психологической помощью; 2) обращение за помощью к специалисту по поводу клиента кого-либо из родственников или иных значимых взрослых (преподаватели, воспитатели, руководители). Методы коррекции зависят от школы, к которой принадлежит специалист и, следовательно, их возможно (весьма условно) классифицировать по существующим направлениям в психологии. Основные виды психокоррекции выделяются по количеству участвующих клиентов и по характеру взаимоотношений между ними: 1) индивидуальная; 2) семейная; 3) групповая. Психокоррекционная работа проводится планомерно и включает в себя ряд обязательных этапов. Этапы психокоррекционной работы включают в себя: 1) сбор психологического анамнеза, который осуществляется при помощи беседы и психодиагностических 2) установление психологического диагноза (с учетом 3) планирование психокоррекционных мероприятий 4) установление вероятностного и/или условно-вариантного прогноза; 5) осуществление психокоррекционных мероприятий 6) оценка результативности психокоррекционных мероприятий; 7) психопрофилактика рецидива данной проблемы. Следует обратить внимание на то, что необходимо различать термины, упоминаемые в медицине: «анамнез», «диагноз», «прогноз» от подобных, но не тождественных, терминов в психологии. Заимствованные из медицинской области данные термины наполнены специфическим содержанием. На это указывает, в частности, принятое употребление перед ними слова «психологический», что убирает двойственность их возможного толкования. Анамнез понятие медицинское1. В узком смысле означает историю развития болезни. В более широком — ни только данный о илчпло и развитии заболевания, но и сведения об условиях жизни, работы. В медицине выделяют личный и семейный анамнез; анамнез натального, пренатального и перинатального периодов. Таким образом, если о собственно анамнезе уместно говорить в связи с наличием аномалий или заболеваний, то понятие «психологический анамнез» свободно от обязательной связи с болезненными процессами и проблемами и употребляется в психологии как синоним понятия «история индивиду -йльнпго психического развития». Психологический анамнез2 важен постольку, поскольку психологический статус клиента может быть правильно определен только в свете всей истории его развития в сочетании с представлением данной истории в сознании самого клиента. Именно в этом и заключено основное отличие психологического анамнеза, при сборе которого акцент делается не на факты и события, как в медицине, но на их интерпретации самим клиентом. Для получения всесторонней информации при сборе психологического 1 Волков В.Т., Караваева Е.В., Цветкова Н.Н. Психология 2 Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др.
анамнеза необходимо установить для каждого возрастного периода: 1) развитие ведущей познавательной деятельности в соотнесении с нормой и индивидуальными особенностями; 2) специфику социальной ситуации; 3) наличие объективных психотравмирующих событий (смена места жительства, д/сада, школы, работы; изменения в составе семьи) и их интерпретацию клиентом (переживание одних событий разными 4) наличие соматических (в том числе хронических) заболеваний. При анализе анамнеза особое внимание необходимо уделять: 1) установлению присутствия стрессовых факторов в 2) индивидуальным реакциям на данные стресс-факторы; 3) частоте соматических заболеваний; 4) наличию хронических заболеваний; 5) отношениям внутри семьи; 6) типу воспитания в семье по отношению к клиенту; 7) взаимоотношениям клиента со значимыми близкими (возможно несовпадения понятий «значимые близкие» и «родители»); 8) уровню развития на каждом возрастном этапе и соответствию данного уровня понятию норма». Психологический анамнез собирается в процессе специально организованной беседы, интервью, наблюдения, также при помощи методов психодиагностики. Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения и оказания психологической помощи. В ходе беседы предполагается выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в процессе общения ■ клиент-специалист». Как специфический вид беседы выделяется интервью. Интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют
два вида интервью: свободное и стандартизированное. Сводное интервью не зависит от темы и формы беседы предполагает сотрудничество клиента при поиске необходимой информации. К его достоинствам можно отнести большой диапазон непосредственных поведенческих ре акций клиента, которые получает возможность наблюдать специалист, что способствует более полному получению информации о личности клиента и сути его проблемы, недостаткам — достаточно большой временной отрезок Стандартизированное интервью — близко по форме в анкете, отличаясь от него большей свободой клиента при формулировании ответов. Полученные данные в последствии уточняются и используются для выдвижения новых гипотез. Достоинство: информативность, экономия времени количественная выраженность результата. Недостатки вероятность потери эмоционального контакта с клиентом снижение непосредственных поведенческих реакций вследствие активизации механизмов защиты. Наблюдение — эмпирический метод психологической исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Позволяет специалисту собрать информации о клиенте, выявить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение его состояния на разных этапа) процесса. Недостатки: субъективизм специалиста, который может выразиться в фиксации внимания на факте, значимом с позиции психолога, а не клиента, и последующей его интерпретации, а не прояснении, а также контрпереносе. Психодиагностика — «в узком смысле — измерение индивидуально-психологических свойств личности на основе специальных методов. Основными методами диагностики являются тестирование и опрос, а их методически» воплощением, соответственно, тесты и опросники»1. Диагноз психологический (от греч. шадпозгз — рас познание)— «конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности ин 1 Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. Минск: Харвест, 1998. — С. 142-143.
инвидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет диагноза психологического — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии»1. Важной составляющей психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае причин возникновения данных проявлений в поведении клиента и их возможных последствий. Постановка псиихологического диагноза возможна на трех уровнях. Уровни психологического диагноза Таблица 1
1 Там же. С. 141-142.
Диагноз связан с прогнозом. По Выготскому, «содержание прогноза и диагноза совпадает, однако прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития». Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать длительным повторным наблюдениям»1. В психологии] существует два типа прогнозов: вероятностный2 и условно-вариантный3. Вероятностный прогноз — прогнозирование наиболее! вероятного будущего, в основе которого лежат объективные данные о настоящей ситуации в моменте «здесь и теперь» и субъективное представление специалиста о структуре прошлого опыта клиента. Вероятностный прогнозу в большинстве случаев, применяется при работе с клиентами юношеского возраста и всех периодов «взрослости». При работе с детьми и подростками наиболее уместным, является условно-вариантный прогноз. Условно-вариантный прогноз «мы понимаем как конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенка из множества потенциально возможных. Эти варианты определяются в зависимости от реализации ситуации трех типов: 1) если неблагоприятные условия, ставшие причиной возникновения у ребенка психологических трудностей, сохраняются; 2) если они будут сняты, устранены, либо существенно ослаблены; 3) если они, напротив, усугубятся... содержащаяся в условно-вариантном прогнозе экстраполяция дальнейшего хода развития ребенка касается главным образом его относительно близких возрастных этапов и, разумеется, должна строится с учетом всей совокупности возрастных 1 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. — М., 1982. — С. 104-105; 2 Словарь практического психолога /Сост. СЮ. Головин. — 3 Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. и индивидуально-психологических факторов развития конкретного ребенка».1 Исходя из двух конечных пунктов — что дано (психологический диагноз) и что возможно получить (психологический прогноз), — понимания их взаимосвязи и взаимозависимости, учете индивидуальных и возрастных особенностей, а также всей социальной ситуации, в которой находится клиент, специалист находит решение теоремы — выстраивает систему психокоррекционных мер.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |