Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация. Социализация(лат. socialis— общественный) — про­цесс усвоения личностью правил, норм, ценностей и кри­териев




Социализация (лат. socialis— общественный) — про­цесс усвоения личностью правил, норм, ценностей и кри­териев, принятых в данном обществе. Выделяют первич­ную социализацию и вторичную. Первичная социализа­ция — социализация в периоде детства и отрочества. Вторичная социализация включает в себя зрелый и пре­клонный возраст. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют различия между социализацией детей и взрослых.

Различия в социализации детей и взрослых (по доктору Орвилъ Г. Брим)

1. Социализация взрослых выражается в изменении их
внешнего поведения, в то время как детская социализа­ция корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны
только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понима­ние того, что между черным и белым существует множе­ство «оттенков серого цвета».

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует в основном мотивацию их пове­дения.

По теории Р. Гоулд (1978) социализация взрослых не является продолжением социализации детей, но представ­ляет собой процесс преодоления психологических проблем, сложившихся в детстве.

С понятием социализации тесно связано понятие ресоциализации. Ресоциализация — усвоение новых ценностей,

 

 

 

ролей, навыков вместо ранее недостаточно усвоен­ных или устаревших и охватывает многие виды деятель­ности (от исправления навыков чтения до профессиональ­ной переподготовки). Психолого-педагогическое воздействия также является одной из форм ресоциализации лич­ности.

Говоря о личности, мы будем прежде всего иметь в виду, с одной стороны, индивида, как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, и, с другой сто­роны, как некую духовную сущность, проявляющую себя в этих отношениях и создающую при этом взаимодействии

ситуацию взаимовлияния. Таким образом, личность предмет как органическое целое, в качественно-превосходной степени не равнозначное понятию человека, поскольку «...далеко не каждый человек является личностью, хотя каждый человек, есть потенциальная личность. Человек становится личностью в любви и творчестве, в служении
"высшим ценностям»1. Кроме того, понятие личности не"совпадает и с понятием индивидуальности — «биологи­чески и психологически яркая индивидуальность не есть личность... ибо, личность есть в первую очередь понятие этического, аксиологического порядка, в то время как в индивидуальности выражается лишь психико-физиологичесская оригинальность»2. С позиции Левицкого, сущность личности составляют основные четыре характеристики.
Первая: единство сознания, заключающееся в способности человека осознавать не только мир, но и самого себя.

Вторая: внутренняя свобода, потому что только человек
может противопоставить свою силу воли не только окружающему миру, но и собственным влечениям. Третья: своеобразие и незаменимость, заключающиеся в персональности духовного бытия. Четвертая: направленность на абсолютные ценности, поскольку сама идея «ценности»,и отличие от благ, доступна только личности.

1 Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органического мировоззрения. — М., 2003. — С. 130.

2 Там же.

 


 

 

Субъективно для индивида личность выступает как его Я (образ-Я, Я-концепция), система представлений о себе конструируемая индивидом в процессах деятельности общения, обеспечивающая единство и тождественность е: личности и обнаруживающая себя в самооценке, в чув­стве самоуважения, уровне притязаний. Образ Я представ­ляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, и каким бы хотел быть в будущем, если бы сумел. Я-концепция, следовательно, является важным структурным элементом психологического облика личности, возника­ющим в результате общения и деятельности. Становление Я-концепции, обусловленное социально-культурным контекстом, происходит в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми. В результате данного обмена субъекту по словам Маркса, «смотрится, как в зеркало, в другого человека», и тем самым отлаживает, уточняет, корректи­рует, образы своего Я. Процесс социализации поддержи­вает определенные черты в каждом индивиде в соответ­ствии с типом личности, наиболее адекватным для дан­ной культуры.

На основе теории Фрейда о психосексуальном разви­тии человека Эриксон (1950) разработал концепцию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития: развитие рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения. По мнению Эриксона, индивид в своем развитии должен пройти во­семь стадий процесса социализации, соответствующих возрастным периодам, и на каждой из них решить для себя ряд вопросов экзистенциального характера.

1-я стадия. От 0 до 18 месяцев. Базовое чувство: дове­рие — недоверие. Задачи данной стадии: выработка ба­ланса между доверием и недоверием; научиться отличать тех, кому можно и нужно доверять, от тех, кому нельзя; определение ситуации, в которых необходимо быть осто­рожным. Вопрос, на который должен быть найден ответ: надежен ли мир?

2-я стадия. От 18 до 36 месяцев. Базовое чувство: автоном­ность — стыд, сомнение. Задачи данной стадии: найти баланс

 

 


между ограничениями и дозволенным; выработать навыки самостоятельности и самоконтроля. Вопрос, на который дол­жен быть найден ответ: я — в порядке? хороший?).

3-я стадия. От 3 до 5 лет. Базовое чувство: инициатива (предприимчивость) — вина. Задачи данной стадии: по­пить, могу ли я любить и быть любимым; могу ли я уп­равлять обстоятельствами своего поведения; есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в (•том мире; способен ли я к творчеству. Вопрос, на кото­рый должен быть найден ответ: как много я могу сделать?

4-я стадия. От 6 до 11 лет. Базовое чувство: трудолюбие — неполноценность. Задачи данной стадии: развить трудолюбие; стремление к достижению; способность к риску и здоровый авантюризм. Вопрос, на который дол­жен быть найден ответ: способен ли я?

5-я стадия. От 11 до 18 лет. Базовое чувство: идентич­ность — ролевой беспорядок. Задачи данной стадии: вы­ход из семьи и моральных оценок окружающих; развитие автономности. Вопрос, на который должен быть найден ответ: кто я есть?

6-я стадия. От 18 до начала среднего возраста. Базовое чувство: интимность — изоляция. Задачи данной стадии: научиться строить близкие партнерские отношения; обре­сти способность доверять и любить; получать удовлетво­рение от зрелого сексуального опыта; умение находить компромисс при достижении общих целей. Вопрос, на который должен быть найден ответ: могу ли я иметь ин­тимные отношения?

7-я стадия. Взрослость. Базовое чувство: производи­тельность — застой. Задачи данной стадии: творческая самореализация. Вопрос, на который должен быть най­ден ответ: что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

8-я стадия. Поздняя взрослость, зрелость. Базовое чув­ство: целостность — отчаяние, безысходность. Задачи дан­ной стадии: принятие себя и своей роли в жизни на глу­бинном уровне; принятие себя и понимание собственного личностного достоинства и мудрости. Вопрос, на который

 

 

 

 

должен быть найден ответ: имела ли и имеет ли моя жизнь смысл?

Успешное прохождение каждой стадии обеспечивает полноценное развитие последующей. Если ответ не най­ден, то возникает психологическая проблема, мешающая дальнейшему развитию. Это обусловлено тем, что если задача какого-либо возрастного этапа не решена, то в даль­нейшем человек оказывается неспособным ее решать и это приводит к ощущению неуспеха, беспомощности, что, в свою очередь, формирует комплекс «неудачника».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.