КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социализация. Социализация(лат. socialis— общественный) — процесс усвоения личностью правил, норм, ценностей и критериев
Социализация (лат. socialis— общественный) — процесс усвоения личностью правил, норм, ценностей и критериев, принятых в данном обществе. Выделяют первичную социализацию и вторичную. Первичная социализация — социализация в периоде детства и отрочества. Вторичная социализация включает в себя зрелый и преклонный возраст. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют различия между социализацией детей и взрослых. Различия в социализации детей и взрослых (по доктору Орвилъ Г. Брим) 1. Социализация взрослых выражается в изменении их 2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны 3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». 4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует в основном мотивацию их поведения. По теории Р. Гоулд (1978) социализация взрослых не является продолжением социализации детей, но представляет собой процесс преодоления психологических проблем, сложившихся в детстве. С понятием социализации тесно связано понятие ресоциализации. Ресоциализация — усвоение новых ценностей,
ролей, навыков вместо ранее недостаточно усвоенных или устаревших и охватывает многие виды деятельности (от исправления навыков чтения до профессиональной переподготовки). Психолого-педагогическое воздействия также является одной из форм ресоциализации личности. Говоря о личности, мы будем прежде всего иметь в виду, с одной стороны, индивида, как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, и, с другой стороны, как некую духовную сущность, проявляющую себя в этих отношениях и создающую при этом взаимодействии ситуацию взаимовлияния. Таким образом, личность предмет как органическое целое, в качественно-превосходной степени не равнозначное понятию человека, поскольку «...далеко не каждый человек является личностью, хотя каждый человек, есть потенциальная личность. Человек становится личностью в любви и творчестве, в служении Вторая: внутренняя свобода, потому что только человек 1 Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органического мировоззрения. — М., 2003. — С. 130. 2 Там же.
Субъективно для индивида личность выступает как его Я (образ-Я, Я-концепция), система представлений о себе конструируемая индивидом в процессах деятельности общения, обеспечивающая единство и тождественность е: личности и обнаруживающая себя в самооценке, в чувстве самоуважения, уровне притязаний. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, и каким бы хотел быть в будущем, если бы сумел. Я-концепция, следовательно, является важным структурным элементом психологического облика личности, возникающим в результате общения и деятельности. Становление Я-концепции, обусловленное социально-культурным контекстом, происходит в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми. В результате данного обмена субъекту по словам Маркса, «смотрится, как в зеркало, в другого человека», и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует, образы своего Я. Процесс социализации поддерживает определенные черты в каждом индивиде в соответствии с типом личности, наиболее адекватным для данной культуры. На основе теории Фрейда о психосексуальном развитии человека Эриксон (1950) разработал концепцию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития: развитие рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения. По мнению Эриксона, индивид в своем развитии должен пройти восемь стадий процесса социализации, соответствующих возрастным периодам, и на каждой из них решить для себя ряд вопросов экзистенциального характера. 1-я стадия. От 0 до 18 месяцев. Базовое чувство: доверие — недоверие. Задачи данной стадии: выработка баланса между доверием и недоверием; научиться отличать тех, кому можно и нужно доверять, от тех, кому нельзя; определение ситуации, в которых необходимо быть осторожным. Вопрос, на который должен быть найден ответ: надежен ли мир? 2-я стадия. От 18 до 36 месяцев. Базовое чувство: автономность — стыд, сомнение. Задачи данной стадии: найти баланс
между ограничениями и дозволенным; выработать навыки самостоятельности и самоконтроля. Вопрос, на который должен быть найден ответ: я — в порядке? (Я хороший?). 3-я стадия. От 3 до 5 лет. Базовое чувство: инициатива (предприимчивость) — вина. Задачи данной стадии: попить, могу ли я любить и быть любимым; могу ли я управлять обстоятельствами своего поведения; есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в (•том мире; способен ли я к творчеству. Вопрос, на который должен быть найден ответ: как много я могу сделать? 4-я стадия. От 6 до 11 лет. Базовое чувство: трудолюбие — неполноценность. Задачи данной стадии: развить трудолюбие; стремление к достижению; способность к риску и здоровый авантюризм. Вопрос, на который должен быть найден ответ: способен ли я? 5-я стадия. От 11 до 18 лет. Базовое чувство: идентичность — ролевой беспорядок. Задачи данной стадии: выход из семьи и моральных оценок окружающих; развитие автономности. Вопрос, на который должен быть найден ответ: кто я есть? 6-я стадия. От 18 до начала среднего возраста. Базовое чувство: интимность — изоляция. Задачи данной стадии: научиться строить близкие партнерские отношения; обрести способность доверять и любить; получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта; умение находить компромисс при достижении общих целей. Вопрос, на который должен быть найден ответ: могу ли я иметь интимные отношения? 7-я стадия. Взрослость. Базовое чувство: производительность — застой. Задачи данной стадии: творческая самореализация. Вопрос, на который должен быть найден ответ: что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? 8-я стадия. Поздняя взрослость, зрелость. Базовое чувство: целостность — отчаяние, безысходность. Задачи данной стадии: принятие себя и своей роли в жизни на глубинном уровне; принятие себя и понимание собственного личностного достоинства и мудрости. Вопрос, на который
должен быть найден ответ: имела ли и имеет ли моя жизнь смысл? Успешное прохождение каждой стадии обеспечивает полноценное развитие последующей. Если ответ не найден, то возникает психологическая проблема, мешающая дальнейшему развитию. Это обусловлено тем, что если задача какого-либо возрастного этапа не решена, то в дальнейшем человек оказывается неспособным ее решать и это приводит к ощущению неуспеха, беспомощности, что, в свою очередь, формирует комплекс «неудачника».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |