КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. 1. Что является основой классификаций?
1. Что является основой классификаций? 2. Перечислите классификации нарушений развития. Какую классификацию могли бы предложить Вы? Какой критерий Вы взяли за основу и почему? 3. Как соотносятся периоды развития ребенка с негативными 4. В чем заключается специфика типологии нарушений развития, Литература 1. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. — Ростов н/Д: 2. Максимова Н.Ю., Милютина ЕЛ. Курс лекций по детской патопсихологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. 3. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/ Под ред. И.В.Равич-Щербо. — М., 1988. 4. Специальная педагогика / Под ред. И.М. Назаровой. 5. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. —
Глава 3 АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕС1 АСПЕКТ Анализируя нарушения, мы будем стремиться придерживаться следующего алгоритма, который может варьироваться в зависимости от особенностей дефекта: ü определение; ü патогенетическая основа; ü причины возникновения аномалии; ü виды аномалии; ü характеристика детей с аномалией:
1) физические и моторные особенности, 2) уровень работоспособности, 3) уровень психического развития, 4) уровень развитие интеллекта, 5) уровень развития речи, 6) внимание, 7) восприятие, 8) память, 9) высшая форма игровой деятельности (сюжетно- 10) особенности обучения в школе; ■ вывод; ■ учреждения по воспитанию детей с аномалией до ■ учреждения по обучению детей с аномалией школь ■ классификации. 3.1. Умственная отсталость Термин «умственная отсталость» был введен в 1915 г. немецким психиатром Э. Крепелином. Под УО понимает- ся стойко выраженное снижение познавательной деятельности, являющееся следствием органического поражения центральной нервной системы, которое возникает в результате наследственно обусловленной неполноценности мозга или органического поражения его на ранних этапах онтогенеза (внутриутробно или в первые 3 года жизни). Выражается в нарушении познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики, личности в целом и может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Основную часть детей с У О составляют дети-олигофрены. Проблемами обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей занимается одна из отраслей специальной педагогики — олигофренопедагогика. Патогенетической основой умственной отсталости во внутриутробном периоде являются: 1) инфекционные вирусные (например, краснуха, корь, 2) родовые травмы, асфиксия; 3) патологическая наследственность (например, венерические заболевания или умственная отсталость родителей); 4) нарушения хромосомного набора (например, болезнь 5) хронические соматические болезни матери (напри 6) интоксикация лекарственными препаратами (напри 7) несовместимость матери и плода по резус-фактору; 8) алкоголизм матери и/или отца. В первые три года жизни ребенка умственная отсталость может быть вызвана: нейроинфекциями (например, менингитом), черепно-мозговыми травмами, интоксикациями. К видам умственной отсталости относят деменцию и] олигофрению. Деменция (от лат. dementia — безумие, слабоумие) стойкое ослабление познавательной деятельности в резуль-1 тате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга. Выделяют резидуалъную органическую деменцию (нарушения интеллекта представляют собой остаточные явления поражения головного мозга) и прогрессирующую органическую деменцию (вызванную текущим органическим патологическим процессом в головном мозге). Деменция проявляется в виде утраты поздно приобретенных навыков. Характерным признаком начала деменции становится появление общей двигательной расторможенности, аффективной возбудимости, нецеленаправленного (полевого) поведения, некритичности, немотивированно повышенного фона настроения. Если деменция начинается в первые три года жизни ребенка, то вначале утрачиваются навыки опрятности и регуляции поведения. При начале заболевания в старшем дошкольном возрасте наиболее выражено идет искажение игровой деятельности: она становится стереотипной и однообразной. Если деменция начинается в младшем школьном возрасте, то достаточно долго наблюдаются сохранная речь и учебные навыки, но при этом резко снижается интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность, в целом меняется поведение. При поражении головного мозга в школьном возрасте выявляется резкий контраст между знаниями и навыками, приобретенными до заболевания, и познавательными возможностями, обнаруживаемыми в процессе обследования. Это выражается в том, что при сохранении некоторого запаса знаний, усвоенных в школе ребенком до заболевания, он не имеет возможности не только использовать их, но и приобретать новые. Кроме того, продуктивность мышления снижается и в связи с неустойчивостью, трудностью концентрации внимания, ухудшением памяти, повышенной истощенностью психических процессов. Интеллектуальная деградация, как правило, сочетается со снижением психической активности и с выраженными аффективными расстройствами. Во всех возрастных группах, когда бы ни началась деменция, степень и темп деградации личности обычно опережает интеллектуальное снижение: угасают стимулы деятельности, сужается круг интересов, сохраняет лишь стремление к удовлетворению элементарных потребностей, но, в отдельных случаях, и они могут сойти на нет и индивид погружается в апатическое состояние. Олигофрения (греч. оligos — малый + рhrеп — ум) — вид недоразвития психической деятельности, возникающий как остаточное явление перенесенного органического поражения центральной нервной системы, преимущественно коры полушарий головного мозга. Отличия между олигофренией и деменцией: 1. Деменция отличается от олигофрении тем, что рас 2. Структура интеллектуальной недостаточности при 3. Олигофрения отличается от деменции непрогрессивным, прогредиентным (стабильным) характером интеллектуальной недостаточности. Несмотря на то, что темп раз До трех лет разграничить олигофрению и деменцию достаточно сложно, поскольку любые повреждения мозга, приводящие к распаду и утрате ранее приобретенных психических функций, всегда сопровождаются отставанием психического развития в целом.
По степени выраженности дефекта олигофрению дел? на три группы: 1) дебильность (неглубокая умственная отсталость); 2) имбецилъность (глубокая умственная отсталость); 3) идиотия (тяжелая глубокая умственная отсталость). 3%, из них дебильность от 76 до 78%, имбецильность от 18 до 19%, идиотия от 4 до 5%. 1. Дебильность. У детей с данным диагнозом (дебилы) 2. Имбецильность. При имбецильности поражены как жележащие образования. Выявляется в ранние периоды развития ребенка: младенческом возрасте такие дети начинают позже держать голову (только в четыре-шесть месяцев или позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Ходить начинают после трех лет. Не формируется комплекс оживления, практически отсутствуют гуление, лепет. При умеренной имбецильности дети могут произносить простые фразы, понимать несложную по смыслу речь. Словарный запас может достигать нескольких сотен слов, но речь носит подражательный характер, ее содержание не осмысливается. Могут овладеть элементами письма, чтения, счета в пределах двадцати. Абстрактное мышление отсутствует. Запас знаний крайне ограничен. Мышление осуществляется в представлениях. Не формируется самостоятельное понятийное мышление. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых ограничен. Наличие грубых дефектов эмоционально-волевой сферы, а также восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи и моторики делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. Некоторые могут овладеть некоторыми знаниями, умениями, навыками в объеме специально разработанных для них программ. При правильно организованном психолого-педагогическом подходе удается привить элементарные навыки несложного труда и самообслуживания (например, застилать постель, мыть посуду). При постоянном контроле и понуждении могут выполнять простую физическую работу. Чувство долга не формируется, однако способны испытывать привязанность к близким, чувство стыда. Обидчивы и злопамятны. Реагируют на похвалу и наказание. Недееспособны. Способность самостоятельно ориентироваться в жизни ограничена. Нуждаются в постоянной опеке. До достижения восемнадцати лет находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых. Могут работать в специально организованных мастерских. 3. Идиотия. Диагностика возможна уже на первом году жизни. Недоступно осмысление окружающего. Речь и мышление полностью неразвиты. Эмоции выражаются
нечленораздельными криками и хаотичным возбуждением, отражая только удовлетворение или неудовлетворение органических потребностей. Тяжелые нарушения ориентировки в пространстве, моторики и координации движения, поэтому с трудом овладевают ходьбой. Преобладают бесцельные двигательные стереотипии, например, раскачивания. Многие ведут лежачий образ жизни. Затрудненно формирование навыков самообслуживания и гигиены. В некоторых случаях не различают вкусовые качества: сосут или жуют несъедобные предметы. Осмысление окружающего и собственной личности отсутствует или смутно. Уровень интеллекта от нуля до тридцати пяти баллов. Прогресс в интеллектуальном развитии невозможен. Недоступна осмыслению даже игровая деятельность. Не подлежат обучению. Недееспособны. При меньшей тяжести идиотии дети могут ходить, обслуживать себя, говорить. В этом случае активность ограничивается инстинктивными действиями. Однако дети с тяжелой умственной отсталостью способны развиваться, например, они могут овладеть речевыми или безречевыми навыками общения, частично обслуживать себя, расширять свои представления об окружающем мире. Нуждаются в постоянной помощи и надзоре. До восемнадцати лет содержатся в учреждениях Министерства социальной защиты, затем переводятся в интернаты для психохроников. При установлении опеки возможно содержание в семье. Характеристика детей с умственной отсталостью 1. Анатомические изменения головного мозга и специфика нервных процессов. В основе умственной отсталости лежит ряд анатомических изменений головного мозга: малые размеры, недоразвитие отдельных его частей, чаще лобных; несоответствие норме размеров и числа извилин: слишком мелкие и резко извитые или утолщенные и малочисленные; нарушение строения коры больших полушарий головного мозга: уменьшение корковых слоев, неправильное расположение нейронов по слоям, их малочисленность. Слабо развиты ассоциативные волокна. Аномалиям мозга часто сопутствуют аномалии строения черепа, например, башенный череп, микроцефалия, раннее заращение швов. Как правило, имеются пороки развития и других органов, например, сужение мочеточника, врожденные пороки сердца. Нарушена подвижность и сбалансированность нервных процессов. Временные связи инертны. Плохое функциональное состояние нейронов коры головного мозга является, как следствие, результатом частого охранительного торможения. Но активное внутреннее торможение ослаблено. Недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности. Нарушено развитие второй сигнальной системы и взаимодействие первой и второй сигнальных систем. 2. Физические и моторные особенности. Уровень работоспособности. Общее физическое недоразвитие может сочетаться с достаточно крепким здоровьем. Моторика нарушена. Работоспособность отличается крайне низким уровнем. 3. Уровень психического развития. Эмоционально-волевая сфера недоразвита. У эмоций нет оттенков, они неустойчивы, инертны и немотивированны (от повышен ной эмоциональной возбудимости до выраженного эмоционального спада: эйфория, дисфория, апатия); переживания поверхностные. Особенностями волевой сферы является слабость собственных намерений, неумение подавлять непосредственные влечения и высокий уровень внушаемости. Деятельности часто носит подражательный и импульсивный характер. При неправильном педагогическом подходе могут развиваться упрямство и негативизм. 4. Уровень развитие интеллекта. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Темп мышления замедлен. Не умеют переносить усвоенного способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на мыслительных операциях (анализ, синтез), которые отличаются недостаточной сформированностью. Анализ проводится бессистемно, выделяются лишь наиболее заметные части, затруднено определение связей между частя не устанавливают связи между ними, это, следовательно, приводит к затруднениям при составлении представления о предмете в целом. Сравнение идет по несущественным или даже несоотносимым признакам. Логическое мышление отличается слабостью, что проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения, неумении понимать переносный смысл, оперировать родовыми и видовыми понятиями. Абстрактное мышление не развивается вообще. Развитие мышления останавливается на уровне конкретных понятий. Мышление некритично: не могут самостоятельно оценить качество своей работы, не замечают свои ошибки. Регулирующая роль мышления ослаблена. Например, они начинают выполнять задания, не дослушав инструкции, не поняв цели, не составив план действий. Эмоции просты, произвольное поведение нарушено. 5. Уровень развития речи. Неразвиты все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая, семиотическая. Причины недоразвития физиологически вызваны нарушением взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Существенны аномалии артикуляционного аппарата (нёба, губ, зубов). Недоразвита речевая моторика: параличи, парезы. Запаздывает развитие артикуляционных движений. Нарушено фонематическое восприятие (неразличение фонем), поэтому дети испытывают трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, что приводит к различным расстройствам письма и проблемам в овладении техникой чтения. Медленно развиваются условные связи в области речеслухового анализатора, что приводит к продолжительному неразличению звуков речи, недифференцируемому восприятию слов окружающих. Медленно усваиваются закономерности языка. Активный словарь богаче пассивного. Речь в младшем школьном возрасте состоит в основном из существительных и обиходных глаголов. Незначительно количество слов, обозначающих признаки предметов, например, величина — большой, маленький. У многих отсутствуют слова обобщающего характера, например, мебель, посуда, животные. Отсутствует дифференциация в обозначе- нии похожих предметов, например, пальто, шубу, плащ называют одним словом «пальто». Это обусловлено трудностями различения самих предметов. Потребность в речевом общении снижена. 6. Внимание неустойчиво. Переключаемость замедлена. Существенные трудности в распределении и концентрации внимания. Недоразвито произвольное внимание, что 7. Восприятие имеет замедленный темп. Узкий объем 8. Память. Слабо развита опосредованная и смысловая 9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-
10. Особенности обучения в школе. В условиях массовой школы необучаемы. Вывод: результативность коррекционной помощи во многом зависит от двух факторов: раннего выявления умственной отсталости и своевременного начала специального обучения. Коррекционная помощь детям дошкольного возраста оказывается: в специальных яслях системы здравоохранения; центрах раннего вмешательства; центрах реабилитации и абилитации; психолого-медико-педагогических консультациях; в группах кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа, созданных в соответствии с приказом Минобразования России «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 29.06.99 № 129/23—16. Детям, оставшимся без родителей, специализированная помощь оказывается в домах ребенка и с трех-четырех летнего возраста в специализированных детских домах для детей с нарушением интеллекта. Целью дошкольного коррекционного воспитания является создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирования позитивных личностных качеств. Обучение детей школьного возраста с нарушением интеллекта осуществляется в специальных коррекционных учреждениях — школах VIII вида по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Главной задачей процесса обучения и воспитания является максимальная коррекция недостатков, а основной целью — социализация, которая последовательно решается в рамках следующих задач: 1) формирование положительных личностных качеств; 2) повышение регулирующей роли интеллекта в поведении. Основной особенностью образования является то, что существенное место в нем занимает предметно-практическая деятельность, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и трудовая подготовка. Направлением в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется учреждениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В дома-интернаты согласно соответствующей инструкции направляются и принимаются дети с умственной отсталостью в степени имбецильности, идиотии и дебильности при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата; В некоторых городах, например, Москве, Санкт-Петербурге, функционируют лечебно-педагогические центры, в которых проводится обучение родителей, имеющих умственно отсталых детей и медико-психолого-педагогическая помощь детям. Классификации Наиболее широко в настоящее время используется классификация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которой умственная отсталость определяется, в том числе, по степени снижения интеллекта в зависимости от коэффициента интеллектуального развития — 1С} (1994): 1) легкая умственная отсталость — 1С} = 40—69; 2) умеренная умственная отсталость — 35—49; 3) тяжелая умственная отсталость — 20—34; 4) глубокая умственная отсталость — ниже 20. Классификация клинических форм олигофрении (по М.С. Певзнеру) 1. Основная форма. Характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры больших полушарий головного мозга при сохранности подкорковых структур и ликвообращения. Деятельность анализаторов, эмоционально-волевая сфера, двигательная сфера, речь не имеют грубых нарушений. Однако характерно недоразвитие всей познавательной деятельности: часто не осознают поставленной перед ними задачи, заменяя ее решение другими видами деятельности; не понимают основного смысла сюжетной картины; не могут установить систему связей в серии последовательных картинок. Основным симптомом являются низкий уровень абстрактного мышления, инертность и тугоподвижность мышления. 2. Олигофрения с выраженными нейродинамическими 3. Олигофрения в сочетании с нарушенной речью. Характерно сочетание диффузного поражения всей коры с 4. Олигофрения ^нарушением пространственного вос 5. Олигофрения с недоразвитием личности в целом.
ние некритично. Ситуации оцениваются неадекватно. Резко изменена вся система потребностей и мотивов. Имеются патологические наклонности. 6. Сочетание общего интеллектуального недоразвития с выраженными психопатическими формами поведения. Дети отличаются грубыми, патологическими влечениями. Не умеют регулировать и соотносить свое поведение с общепринятыми морально-этическими нормами. Диффузное поражение коры головного мозга сочетается у них с наличием подкорковых очагов, что подтверждает ЭЭГ. Отмечены также и более резкие формы олигофрении, например, олигофрения при врожденном сифилисе. Необходимо отличать умственную отсталость от неуспеваемости, которая не обусловлена нарушением познавательной деятельности. Причинами неуспеха ребенка в учебной деятельности могут быть: 1) высокий уровень астенизации вследствие хронического заболевания или длительной болезни; 2) неблагоприятные социальные условия (например, 3) неподготовленность к школе, которая может выражаться в несформированности навыков деятельности и/или мотивации к учебе. Вопросы ~ 1. Дайте определения видам умственной отсталости. 2. Что лежит в основе деления олигофрении на группы? 3. Как соотносятся виды умственной отсталости, классификация 4. Назовите основные критерии различия деменции и олигофрении. У1 Литература 1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студентов средних пед. уч. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. 3. зак. 663 2. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В. Да 3. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. — М.:Изд. 4. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребе- 3.2. ЗПР — задержка психического развития Дети с задержкой психического развития составляют пятьдесят процентов в группе неуспевающих школьников начальных классов. Именно сниженные показатели успеваемости и стали причиной, по которой данная группа начала исследоваться в шестидесятые годы двадцатого века. Задержка психического развития (ЗПР) — это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности. (Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине шестидесятых годов прошлого века). Соответственно, понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями, либо находившимся в условиях депривации. Патогенетическую основу ЗПР составляет замедление темпа созревания лобных отделов головного мозга (при нормальном развитии они обеспечивают развитие личности и формирование целенаправленной деятельности), что и приводит к частичному нарушению психического развития. Поскольку ЗПР является сложным полиморфным нарушением, у различных детей будут страдать разные компоненты психической, психологической, физической деятельности. Можно выделить следующие причины возникновения задержки психического развития: 1. Минимальные (слабовыраженные) органические повреждения центральной нервной системы, возникающие в результате воздействия патогенетических факто-
ров во внутриутробном, природовом, раннем периоде жизни ребенка. 2. Функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникающая в результате воздействия патогенетических факторов (эндокринные, хромосомные нарушения), возникающие в результате внутриутробной патологии, природовой патологии (асфиксии, легкие родовые травмы), раннем периоде жизни ребенка. 3. Хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве. Например, расстройство питания при рано перенесенной дизентерии, при длительной диспепсии и дистрофиях (тяжелых желудочно-кишечных заболеваниях на ранних этапах жизни). 4. Стрессовые психотравмирующие факторы. Например, дисгармоничные отношения в семье, развод, смена места жительства, изменения в составе семьи (смерть или тяжелая длительная болезнь кого-либо из значимых людей, рождение второго ребенка, приезд на постоянное жительства кого-либо из родственников). 5. Длительная депривация. Например, педагогическая запущенность детей с сенсорными дефектами или пребывание с момента рождения в доме ребенка. Симптомы задержки развития, как правило, неярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности задержка психического развития становится явной.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |