Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика детей с нарушениями речи, письма и чтения




Нарушения письма и чтения

1. Дисграфия — частичное расстройство процессов
письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошиб­ках письма. Типичными ошибками письма при дисгра­фии являются: смешение и замена букв; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности на­
писания отдельных слов в предложении, разрыв слова на
части, слитное написание слов; аграмматизм; смешение
букв по оптическому сходству.

Выделяют виды дисграфии:

ü артикуляторно-акустическую (фонетические наруше­ния);

ü акустическую (несформированность процессов
фонематического восприятия)

ü оптическую (замена и искажение сходных по начер­
танию букв).

2. Аграфия — полное нарушение процессов письма.

Причиной дисграфии и аграфии является недостаточ­ная готовность психических процессов, формирующихся в процессе развития устной речи.

3. Дислексиея — частичное нарушение чтения. Про­
является в
многочисленных стойко повторяющихся ошиб­ках. Например, замены, перестановки, пропуски букв.

К формам дислексии относят:

■ фонематическую (путание букв, которые обознача­ют сходные по акустико-артиркуляционным пара-

 


метрам звуки; побуквенное чтение; вставки, пропус­ки, перестановки);

■ семантическую (механическое чтение, без понима­ния смысла);

■ аграмматическую (грамматические ошибки при чте­нии предложений);

■ мнестическую (незапоминание букв и невозможность
их сопоставления с соответствующими звуками);

■ оптическая (смешение сходных по начертанию букв).
4. Алексия — полная неспособность овладеть чтением.
Дети с дисграфиями и дислексиями нуждаются в

логопедической помощи.

1. Физические и моторные особенности. Слух и ин­теллект сохранны. Резко выражены отклонения в разви­тии речи. Вторичными дефектами являются ограничен­ность мышления, затруднения в чтении и письме, откло­нения в эмоционально-волевой сфере.

2. Уровень работоспособности. При речевых расстрой­ствах, вызванных органическими поражениями мозга,
у детей отмечаются возбудимость, двигательная растор-моженность, низкая умственная работоспособность, вы­сокий уровень утомляемости и раздражительности. Утом­ление нарастает к вечеру и к концу недели, проявляясь в
усилении головных болей, расстройстве сна, повышении
двигательной активности.

3. Уровень психического развития. Психическое
состояние детей с органическим поражением речи не­
устойчиво, что негативно влияет на уровень работоспо­собности: в период психосоматического благополучия дети
могут достигать достаточно высоких результатов в учебе,
но сознание своей неполноценности в общении приводит
к аффективным срывам, а впоследствии и к изменениям
характера (замкнутости, негативизму). В некоторых слу­чаях наблюдаются апатия и равнодушие. Нарушения


 



в эмоционально-волевой сфере характеризуются расстрой­ствами настроения, эмоциональной неустойчивостью, низ­ким уровнем контроля за собственной деятельностью.

Дети с речевыми дефектами функционального проис­хождения эмоционально реактивны, легко дают невроти­ческие реакции в ответ на замечание, плохие оценки, не­уважительное отношение. В поведенческом плане прояв­ляется негативизм, возбудимость, агрессия или повышен­ная застенчивость и нерешительность, высокий уровень тревожности.

4. Уровень развитие интеллекта. Интеллект сохра­нен, но вследствие затруднений в восприятии и воспроиз­ведении речи как вторичный дефект развивается ограни­ченность мышления.

5. Уровень развития речи: речь неразвита. Преоблада­ют простые предложения, низкий словарный запас.

6. Внимание неустойчиво, характеризуется высоким
уровнем переключаемости.

7. Восприятие: объем восприятия в границах нормы,
но в результате низкого уровня работоспособности объем
его значительно снижен.

8. Память неустойчива.

9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ро-левая игра) сформирована.

10. Особенности обучения в школе. При наличии не­
ярко выраженных дефектов речи возможно обучение в
условиях массовой школы при условии целенаправлен­
ной и систематической логопедической работы. Сложные
речевые дефекты требуют обучения детей в специальных
образовательных учреждениях.

Вывод: При своевременной медико-психолого-педагогической работе в зависимости от степени выраженности дефекта может наступить полное или частичное его уст­ранение.

Дети с дефектами речи дошкольного возраста могут обучаться: в яслях-саде для детей с нарушениями речи, логопедическом детском саде, группах для детей с нару­шениями речи при детских садах общего типах.


Дети с дефектами речи школьного возраста обучаются в учебно-воспитательных комплексах (УВК) для детей с нарушениями речи, школах для детей с нарушениями речи (V вида), логопедических пунктах при общеобразователь­ных школах, группах для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

Дети с нарушениями.речи дошкольного и школьного возраста могут получить специализированную помощь в системе здравоохранения (логопедические кабинеты при детских поликлиниках, стационары и полустацио­нары при детских больницах, диспансерах, специализи­рованных центрах медицинских институтов, детские са­натории) и в коррекционно-развивающих центрах, в ко­торых оказывается комплексная помощь детям с нару­шениями речи.

Категории детей со сложным дефектом, имеющие нарушения речи, например, с психическими нарушения­ми, дети со снижением слуха или зрения, умственно от­сталые дети, с нарушением опорно-двигательного аппара­та получают логопедическую помощь в специальных уч­реждениях по ведущему дефекту.

Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании медицинских показаний.

Классификации

1. Клинико-педагогическая классификация Г.В. Чир-киной.

2. Психолого-педагогическая классификация, разрабо­танная Р.Е. Левиной и сотрудниками Института коррек- ционной педагогики РАО.

1. Клинико-педагогическая классификация Г.В. Чир-киной (объединяет психолого-лингвистические и клини­ческие критерии)


Нарушения устной речи


а) расстройство фонационного б) обусловленные

оформления речи афония, дисфония

— брадилалия
—тахилалия

— заикание


судорожным состоянием мышц речевого аппарата —дислалия — риноналия


в) обусловленные анатомо-физиологи-ческими дефектами речевого аппарата

— дизартрия

— ал алия

— афазия


а) расстройство фонационного оформления речи: афо­ния, дисфония (отсутствие или нарушение голоса); бради­лалия (патологически замедленный темп речи); тахила­лия (патологически убыстренный темп речи); заикание
(нарушение темпо-ритмической организации речи);

б) нарушения речи, обусловленные судорожным состо­янием мышц речевого аппарата: дислалия (при нормаль­
ном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) ре­чевого аппарата нарушение произносительной стороны
речи); риноналия (нарушение тембра голоса и звукопро-изнесения);

в) нарушения речи, обусловленные анатомо-физиоло-гическими дефектами речевого аппарата: дизартрия (на­
рушение произносительной стороны речи), нарушения,
обусловленные недостаточной иннервацией речевого ап­парата и нарушения структурно-семантического оформ­ления высказывания: алалия (отсутствие или недоразви­тие речи вследствие органического поражения речевых зон
коры головного мозга); афазия (полная или частичная
утрата речи, в результате локальных поражений головно­го мозга).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.