КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Витковская А.М
ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПЕРСПЕКТИВЫ СОВМЕСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Институт специальной педагогики и психологии, г. Санкт-Петербург, Россия recuch@rwiufc.spb.ru Один из многочисленных международных проектов последнего времени, реализуемых в институте, связан с разработкой коррекционных технологий и психологической помощи детям с множественными нарушениями развития. Реализация современной концепции интегрированного образования предполагает разработку новых путей и методов вовлечения детей с разной патологией в развитии в образовательный процесс, особенно тех, которых прежде относили к категории «необучаемых». Например, по статистическим данным, на каждые 25000 человек населения - один слепоглухой, а детей, имеющих иную сложную структуру нарушений еще больше. К этой категории относятся дети с сочетанием сенсорных или сенсорных и интеллектуальных нарушений. Их обучение и воспитание осуществляется в специальных учебно-воспитательных учреждениях, куда они направляются на основании заключения о степени выраженности того или иного нарушения. К сожалению, в системе отечественного высшего образования отсутствуют учреждения высшего профессионального образования, готовящие специалистов для работы с данной категорией детей. Принимая во внимание необходимость подготовки этих уникальных педагогов и опираясь на уже имеющийся опыт американских коллег, был поэтапно реализован совместный проект нашего института с Перкинским институтом (США). Перкинская школа известна как старейшее учреждение в США, занимающееся обучением и психолого-педагогическим сопровождением лиц с сочетанными нарушениями развития. В настоящее время это учреждение реализует программы дистанционного обучения, занимается распространением накопленного опыта в зарубежных странах, написанием и изданием научно-популярной и методической литературы для специалистов и родителей о воспитании и развитии детей с нарушениями зрения и слуха. Ознакомившись с направлениями научно-практической деятельности нашего института, работами преподавателей в области специального образования, результатами выпуска специалистов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, руководители Перкинской школы, предложили институту сотрудничать по новым программам подготовки кадров для работы с детьми с сочетанной патологией. Сотрудничество носило поэтапный характер. Сначала в процессе подготовительного этапа были проведены семинары со специалистами США, Польши, Беларуси и России (Москва, Сергиев Посад и т.д.) в рамках реализации международной деятельности сотрудников института Перкинса. Во время семинаров участниками обсуждались вопросы обучения и воспитания детей с сочетанной патологией, методики их выявления, диагностики психофизического развития. Затем состоялись двусторонние переговоры, посвященные обсуждению перспектив совместной образовательной деятельности. В процессе обсуждения были определены пути сотрудничества, составлены и утверждены программы: § летних курсов для преподавателей института на базе Перкинской школы (института), проводимые с целью более подробного ознакомления координаторов проекта с направлениями деятельности этого учреждения; § краткосрочных курсов преподавателей Перкинского института на базе ИСПиП, направленных на расширение представлений об образовательном процессе в российском вузе и координацию совместных действий; § совместной подготовки студентов старших курсов для работы с детьми, имеющими сложные нарушения; § переподготовки психологов и педагогов, желающих работать с этой категорией детей (в рамках совместных курсов и семинаров); § курсов для родителей, предоставляющих им возможность освоить новые для себя и полезные для ребенка методы обучения и взаимодействия. Для реализации совместной образовательной программы были откорректированы учебные планы по подготовке специальных психологов и специалистов по адаптивной физической культуре. Было решено в программу учебных курсов, имеющихся в предметном блоке, добавить темы, необходимые для специалистов, работающих с детьми со сложной патологией. Специальные оригинальные предметы были включены в региональный и вузовский компоненты рабочего учебного плана («Вербальные и невербальные средства общения слепоглухих детей» (48 часов), «Технологии социализации детей со сложной патологией» (72 часа), «Адаптивное физическое воспитание детей со сложной патологией» (72 часа) и др.). Обучение было рассчитано на два учебных года (т.е. 4 и 5 курсы). В последнем семестре проводилась практика, призванная помочь студентам реализовать полученные знания, приобрести умения и навыки обучения и воспитания детей со сложной патологией. На основном этапе усилия были направлены наорганизацию обучения группы студентов и педагогов-практиков, работающих в реабилитационных центрах и специализированных детских домах, по подготовке для работы с детьми со сложными нарушениями. Определенный интерес представляли лекции американских преподавателей с демонстрацией видеофрагментов занятий со слепоглухими детьми. На лекциях преподаватели не только знакомили слушателей с теоретическими основами коррекционно-педагогической деятельности, но и показывали те приемы, которые используются в Перкинской школе во время занятий с детьми, имеющими сложный характер нарушений. Студенты и слушатели принимали активное участие в семинарах–тренингах с участием американских преподавателей и специалистов образовательных учреждений, нацеленных на активизацию мотивации студентов, приобретение ими практического опыта, освоение приемов работы с детьми, имеющих комплексные нарушения в развитии. Во время этих семинаров и специальных тренингов студентам предоставили возможность почувствовать ограничения, связанные с нарушением слуха или зрения (для этого были использованы специальные повязки, очки, снижающие остроту зрения, и т.д.). Они имели возможность участвовать в специально смоделированных ситуациях ознакомления детей со сложной патологией с предметами окружающего мира, овладения ими навыками самообслуживания, ориентировки в ограниченном и большом пространстве и т.п. В процессе обучения широко использовался обмен накопленным практическим и методическим опытом по развитию, обучению и воспитанию детей со сложной патологией, его обсуждение и анализ. Занятия проходили на базе реабилитационных центров, специалисты которых уже имеют некоторый опыт обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста со сложной патологией. Подведение итогов экспериментального обучения и определение стратегии дальнейшего сотрудничества и совместных действий происходило на заключительном этапе. После окончания обучения состоялись защиты дипломных работ, выполненных студентами-участниками семинаров, по темам, связанным с диагностикой психического развития детей с сочетанной патологией, современной методикой их обучения и социализации. Защиты проходили в присутствии представителей Перкинской школы, которые с большим интересом выслушали доклады дипломников, участвовали в дискуссиях и высоко оценили уровень дипломных исследований, отметив разнообразию тематики. По решению выпускной комиссии участникам семинара, выполнившим весь объем работы, защитившим дипломные работы, были вручены сертификаты, подтверждающие обучение и содержащие перечень учебных дисциплин и семинаров, прослушанных в процессе экспериментального обучения, количество академических часов в пересчете на кредиты. В настоящее время осенью текущего учебного года возобновлено обучение по данной программе на базе института с новым составом слушателей. Внесены изменения в учебный план, перечень дисциплин и форм преподнесения учебного материала с учетом интересов слушателей, запроса работодателей. Успешное трудоустройство выпускников-участников данного проекта, положительные отзывы работодателей об их профессиональной компетенции, на наш взгляд, свидетельствует об эффективности проделанной работы и перспективности такого сотрудничества с иностранными коллегами.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |