КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кухарчук О.В
И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Педагогический институт Саратовского государственного университета г. Саратов,Россия kyx@amik.ru
За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождений детей с врождёнными аномалиями, нарушениями интеллекта и хроническими инвалидизирующими заболеваниями. Решение проблемы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья сегодня во многом зависит от воспитания, гуманного, милосердного к ним отношения здоровых детей и подростков, отношения без чувства снисходительности и тайного превосходства. (Петухова Л., 2007) Традиционно работа с такими детьми относилась к сфере компетенции вспомогательных образовательных учреждений или осуществлялась внутри семьи силами родителей. К сожалению, оба указанных пути имеют существенные недостатки. Так, российские вспомогательные школы являются профилированными, специализирующимися на каком-либо определённом виде детской патологии, и предполагают сосредоточение в одном месте большого количества больных детей и их полную (интернаты) или частичную изоляцию от здоровых. Вынужденное исключительно домашнее воспитание препятствует контактам ребёнка со сверстниками, деформирует его представления об окружающем мире, способствует «уходу в болезнь», развивает тревожность, эгоцентризм, ведёт к нарастанию чувства безысходности у взрослых членов семьи (Белова С., 2008). Родители детей с подобными нарушениями стоят перед необходимостью выбирать из «трёх зол»: либо идти на индивидуальное обучение, не дающее надежды на успешную социализацию ребёнка в последующем возрасте, либо соглашаться на обучение во вспомогательной школе, хотя ребёнок имеет достаточно высокий интеллект для освоения программы массовой школы (трудности обучения в этом случае связаны с нарушением эмоционально-волевой сферы), либо, отдав ребёнка в обычную школу, быть готовым к тому, что с первого же класса ребёнок может стать той «паршивой овцой», от которой педагогический коллектив и родители благополучных детей будут стремиться «очистить стадо» (для этого есть официальный путь — направление на медицинскую экспертизу). Обучение детей со специальными нуждами совместно с обычными детьми в нашей стране всегда было проблематичным. Детям со специальными нуждами необходим индивидуальный подход, на который у учителей, как правило, не хватает ни времени, ни сил. Большинство таких детей обучаются дома, поэтому не имеют возможности общаться с другими детьми и участвовать в коллективном образовательном процессе. Необходимо преодолеть тотальную изоляцию детей с особыми потребностями, которая, как видим, существовала длительное время. Негативные последствия такой ситуации сказываются на продолжении всей последующей жизни не только больных, но и здоровых детей: социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предельно затруднена, а здоровые дети и подростки просто не умеют общаться с ними, так как не обладают таким опытом. Кроме того, здоровые дети не имеют возможности реализовать присущие им способности к сопереживанию, сочувствию больным людям и оказывать им действенную помощь. К сожалению, в нашем обществе искусственно создан барьер, разделяющий больных и здоровых детей, поэтому и те, и другие просто обречены до конца жизни пребывать в состоянии отчуждения. Сегодня можно с уверенностью сказать: у нас не сформирована культура, которая изначально вмещает в себя здоровье и болезнь. (Ленартович А., 2008) По мнению учёных (В.И. Балаевой, Т.Г. Визель, О.Е. Грибовой, В.И. Лубовского, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, Л.И. Плаксиной и др.), необходимо организовывать процесс воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями на основе принципа интегративности (инклюзивности). В России термин «инклюзивное образование» чаще заменяют на термин «интегрированное обучение». Принято считать, что инклюзивное (включающее) образование – это западное направление в педагогике, которое предполагает совместное обучение детей с нарушениями развития и нормально развивающихся. На Западе интегративным (инклюзивным) образованием детей занимаются уже более двадцати лет. На самом деле в российских дореволюционных школах процесс интеграции осуществлялся не только в школах для детей из народа, но и в престижных гимназиях (примером может служить женская гимназия М. Петуховой в Москве). Интеграционные сообщества больных и здоровых людей во всём мире носят название «Ковчег» (Ленартович А., 2008). Интеграция детей с ограниченными возможностями – проблема новая и сложная, а это значит, что перед факультетом коррекционной педагогики и специальной психологии стоит задача совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов. Главную роль в развитии способностей будущего специалиста играет его профессиональная подготовка и его стремление к самосовершенствованию. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, психологическими знаниями, которыми должен владеть каждый выпускник педагогического ВУЗа. Как никогда нужны высококлассные специалисты, ориентированные на работу с детьми с различными проблемами в развитии и состоянии здоровья, обладающие человеческими и профессиональными качествами, необходимыми сотруднику интеграционной школы: · ответственность; · терпимость; · сознание, что каждый ребёнок имеет право на образование, независимо от интеллектуальных и физических возможностей, социальной, религиозной, национальной принадлежности; · чувство юмора; · высокий профессионализм; · умение сомневаться в абсолютной правоте как авторитетов, так и собственной; · понимание, что каждый ребёнок талантлив, и дело педагога открыть его таланты; · отсутствие честолюбия; · готовность уважать взгляды коллег и учеников, отличные от собственных; · умение прощать; · осознание того, что только спокойный гармоничный мир без борьбы и соревнований даёт маленькому человеку ощущение счастья (Маланцева О., 2008). В этих условиях подготовка студентов к будущей деятельности характеризуется необходимостью формирования эмпатии, её когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих. Студенты факультета коррекционной педагогики и специальной психологии имеют возможность соприкоснуться с тонкими структурами психического состояния больного ребёнка, разделить его переживания, проследить за поведением специалиста – специального психолога, коррекционного педагога, логопеда. Теоретические и практические занятия проходят в коррекционно-развивающем пространстве, учитывая все насущные проблемы специализированной помощи в области реабилитации детей с проблемами в развитии. Убедиться в своих способностях студентам помогает практика. Хорошо организованная практика в дошкольных учреждениях, школах, специализированных центрах и общение с квалифицированными педагогами дают возможность будущим специалистам не только освоить методические приёмы обучения детей и организации детского коллектива, но и по достоинству оценить те условия труда, которых не предполагают другие профессии. При прохождении практики студентам предлагается выявить: · что особенно успешно удается осуществить педагогам-психологам при решении определенной проблемы; · какие затруднения они испытывают при её решении; · какие типичные недостатки отмечаются в работе педагогов-психологов по данному вопросу; · как расходуется время педагогов-психологов, насколько это рационально. Практика привлекательна для студентов тем, что они получают возможность: · попробовать себя в качестве преподавателя, проявить свой творческий потенциал; · применить теоретические знания по разным дисциплинам; · реализовать свои способности в организации коллективной деятельности и группового содержательного общения. Для методиста психолого-педагогической практики важно, чтобы студенты: · приобрели опыт проектирования и осуществления профессиональной деятельности; · показали умение решать актуальные коррекционно-развивающие задачи; · проявили такие важные профессиональные качества, как ответственность, способность к управлению коррекционно-развивающим процессом, готовность к самопознанию и саморазвитию. Педагогический коллектив факультета коррекционной педагогики и специальной психологии готовит студентов к тому, что образование, повышение квалификации будет сопровождать его всю жизнь. Развивая профессионализм личности и деятельности, мы развиваем у студентов способности к рефлексии статусного роста в профессиональном и личностном планах, полагая при этом, что мотивационная сфера более динамична, чем познавательная. На наш взгляд, подготовка студентов к совместному обучению здоровых детей и детей со специальными нуждами, способствует становлению их нравственных качеств, повышению общей психологической культуры, которая является составной частью базовой культуры, помогающей человеку в самоопределении и самореализации; повышает грамотность в понимании человеческой сущности, внутреннего мира ребёнка и самого себя. Из всего вышесказанного можно сделать выводы: · невозможна модернизация школьной системы без решения проблемы целостного образования человека, проблемы «школа для всех», проблемы подготовки квалифицированных кадров; · принимая что-то одно и отмахиваясь от чего-то другого, традиционная школа не умеет педагогически целесообразно решать многие проблемы. Это касается и проблемы интеграции больных и здоровых детей в образовательную среду; · инклюзивное (интегративное) обучение предполагает, что все ученики являются полноправными членами школьного сообщества, наделенными равными правами и определённой ответственность.
Библиографический список Белова С. О феномене «Ковчега» и проблеме интеграционного обучения // Образование в современной школе. 2008. №1. С.78. Ленартович А., Любимова Г. Интеграционное обучение как способ вхождения детей в общество // Социальная педагогика. 2008. №2. С.43. Маланцева О. Совместное обучение здоровых детей и детей со специальными нуждами // Народное образование. 2008. №8. С.214. Петухова Л. Интеграция детей с ограниченными возможностями в среду здоровых школьников // Лучшие страницы педагогической прессы. 2007. №11. С.48
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |