Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ростомашвили Л.Н




ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

Институт специальной педагогики и психологии,

г. Санкт-Петербург, Россия

[email protected]

 

Институт специальной педагогики и психологии является негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, осуществляющим подготовку специалистов в области специальной педагогики, специальной психологии, адаптивной физической культуры по очной, очно-заочной и заочной формам обучения.

В настоящее время в Институте обучается более трех тысяч студентов, в том числе 54 студента-инвалида, все они являются инвалидами с детства. Из них инвалидность по слуху имеют 29 студентов, по зрению - 7 студентов и инвалидность, обусловленная соматическими отклонениями в состоянии здоровья – 10 человек.

В вузе разработана программа по организации коррекционно-образовательного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающая три варианта обучения: 1- обучение в отдельной группе (группа глухих и слабослышащих студентов); 2- интегрированное обучение (здоровые и студенты с различными заболеваниями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, соматического генеза и др.); 3- надомное обучение с использованием технологий дистанционного обучения - это в основном студенты с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Основные направления работы вуза со студентами с ограниченными возможностями здоровья:

1. Довузовская подготовка включает в себя маркетинговую и рекламную деятельность, которая подразумевает ряд мероприятий, позволяющих привлечь студентов к сотрудничеству. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены дополнительные консультации по каждой дисциплине. Абитуриенты с нарушением зрения имеют возможность ответить на тестовые задания в устной форме, либо письменно (по Брайлю). Абитуриенты с нарушением слуха вступительные экзамены сдают в письменном виде или могут воспользоваться помощью сурдопедагога.

2. Включение студентов в образовательную и социальную среду, предусматривает.

· Создание банка анамнестических и медицинских данных о студентах-инвалидах, учет которых позволяет подобрать дидактические средства и педагогические технологии обучения студентов-инвалидов.

· Создание материально-технической базы, обеспечивающей более успешное освоение учебного материала. Так, например, студенты с нарушением зрения могут получить в библиотеке вуза тифлоприборы, учебники с рельефно-точечным шрифтом Брайля, в процессе обучения пользоваться специальной компьютерной программой «озвучивания» текстового материала, облегчающей работу с литературой и написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Для слабослышащих студентов разработаны опорные конспекты лекций, памятки и глоссарии, электронные версии учебных пособий, программы тестирования и пр. Лекции и семинары (при необходимости) сопровождаются сурдопереводом, наглядными пособиями (схемами, плакатами, картами, рисунками и пр.).

С целью индивидуализации обучения незрячих студентов при занятиях физической культурой используется специальный спортивный инвентарь: озвученные мячи, инвентарь с осязательными и обонятельными характеристиками. Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата используются вспомогательные средства, мягкие модули, различные валики-подкладки и пр.

· Модификация учебного процесса предусматривает, прежде всего, повышение компетентности преподавателей по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья. Для них в начале учебного года проводятся обучающие семинары по овладению способами общения с незрячими и слабослышащими людьми и консультации о возможностях внедрения инновационных педагогических технологий, базирующихся на использовании учебно-методических комплексов. В институте разработаны и широко применяются индивидуальные планы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, составленные на основе государственных стандартов, учитывающие потенциальные возможности и образовательные потребности студентов.

В частности, на факультете адаптивной физической культуры разработана программа «Организация адаптивной физической культуры в высших учебных заведениях для студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья», методические рекомендации по регулированию физической нагрузки в зависимости от нарушенных функций, определены пробы (тесты) для оценки функционального состояния организма.

3. Психолого-педагогическое сопровождение и оказание помощи при трудоустройстве. Психолого-педагогическая помощь осуществляется последовательно, в зависимости от этапа «вхождения» обучаемого в студенческую жизнь. Программа сопровождения включает три взаимосвязанных и взаимозависимых этапа.

I этап – адаптационный - предусматривает психолого-педагогическую помощь первокурснику в период адаптации к условиям обучения в вузе. На этом этапе осуществляются контакты и взаимодействие с родителями студентов. Большое внимание уделяется проведению специально разработанных психологических тренингов, таких как «Взаимодействие со студенческой средой», «Развитие коммуникативных навыков», «Я и мой вуз», «Личностный рост» и др. В вузе удалось организовать стабильные группы волонтёров, оказывающих реальную, действенную помощь лицам, нуждающимся в сопровождении не только в нашем институте, но и за его пределами. Студенты – волонтеры нашего вуза сотрудничают с «Лигой жизненной помощи умственно отсталым людям», «Городской ассоциацией обществ родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ)», Всероссийским обществом слепых, глухих, Специальным олимпийским комитетом Санкт-Петербурга, общественной организацией «Перспектива» и др. С первокурсниками, имеющими нарушение зрения, проводятся специальные занятия по пространственной ориентировке, способствующие более успешной адаптации к условиям образовательного учреждения. Со всеми желающими студентами, в том числе и с нормальным слухом и зрением, проводятся факультативные занятия по овладению системой письма и чтения по Брайлю, усвоению дактильной и жестовой речи.

II этап – погружение в учебный процесс. На этом этапе предусматривается поддержка самостоятельности и стимулирование активности в овладении общими и профессиональными знаниями, навыками, выполнении вузовских требований. Включение студентов с ограниченными возможностями здоровья в деятельность Студенческого Научного Общества, вовлечение их в научно-исследовательскую деятельность. Следует отметить, что студенты института, имеющие ограниченные возможности здоровья, демонстрируют высокий уровень профессиональной подготовки на защитах своих дипломных работ, при участии в ежегодной студенческой конференции «Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии». В настоящее время студентами вуза под руководством преподавателей разрабатывается проект «Формирование толерантного отношения к студентам с ограниченными возможностями». Студенты-инвалиды совместно со своими сокурсниками систематически посещают музеи Санкт-Петербурга, выставки, театры, художественные галереи, которые тесным образом связаны с учебным процессом, с такими дисциплинами, как «Культурология», «История Отечества», «История Санкт-Петербурга» и др.

III этап – профориентационный - предусматривает оказание помощи студенту во время прохождения практики, подготовки дипломного проекта и подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности.

4. Работа с родителями студентов-инвалидов, которая предусматривает индивидуальные консультации по актуальным вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшего трудоустройства.

5. Одно из интереснейших направлений работы вуза – это выявление и развитие креативных способностей у студентов с особыми потребностями. Студенты привлекаются к участию во всех сферах социальной и культурной жизни коллектива института. Они танцуют, поют (глухие с использованием жестового пения), читают стихи собственного сочинения, организовывают выставки, принимают участие в постановках спектаклей для детей детских домов и интернатов.

Таким образом, за 15 лет в институте сложилась целостная система психолого-педагогического сопровождения студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья. Такая система реально существует и способствует не только получению высшего профессионального образования в рамках инклюзивного образования, но и помогает формировать общество, в котором будет оценена индивидуальность каждого члена, и в котором каждый сможет получить помощь и поддержку.

 

 

Инновационная модель подготовки специалистов по ориентированию и мобильности: опыт программы Ориентирование и мобильность

Новосибирского государственного университета




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.