Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Челябинск, Россия




Дружинина Л.А.

По подготовке тифлопедагогов

на факультете коррекционной педагогики ЧГПУ

Челябинский государственный университет,

Одной из актуальных проблем, касающихся специального образования, является подготовка психолого-педагогических кадров для оказания образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. По данным Министерства образования и науки Челябинской области, в детских садах и школах III-IV вида работают 536 педагогов, из них дефектологическое образование имеют только 147 человек, что составляет 27%. Таким образом, возникла острая необходимость подготовки учителей-дефектологов (тифлопедагогов) в нашей области.

В Челябинском государственном педагогическом университете на факультете коррекционной педагогики с 2002 года готовят специалистов по шести дефектологическим специальностям, в том числе тифлопедагогов с присвоением квалификации «тифлопедагог» c дополнительной специальностью «логопедия» или «специальная психология», которые чередуются через год.

Для лучшей организации учебной работы на кафедре специальной педагогики, психологии и предметных методик созданы блоки: сенсорных нарушений, логопедический, специальной дошкольной педагогики и психологии с клиническими основами, олигофренопедагогики. В каждом блоке назначен заведующий, с которым работают специалисты данного направления. Работа всех блоков координируется заведующим кафедрой.

В рамках заданной темы мы остановимся на основных направлениях работы блока сенсорных нарушений (заведующая старший преподаватель кафедры, аспирант ЧГПУ Л.Б. Осипова).

Реализация основной образовательной программы дипломированного специалиста обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере, систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. Ученую степень кандидата педагогических наук по специальности «коррекционная педагогика» имеют 44% преподавателей специальных дисциплин, 15% по общей педагогике, 22% являются аспирантами ЧГПУ. Для чтения дисциплин медицинского блока из системы здравоохранения приглашаются узкие медицинские специалисты: неврологи, психиатры, педиатры, из них 40% имеют степень кандидата медицинских наук и 45% являются соискателями УГМАДО. Профессорско-преподавательский состав гарантирует современный уровень преподавания дисциплин предметной подготовки, используя современные, в том числе авторские технологии.

Сегодня на дневном отделении обучаются 55 студентов, по форме заочного обучения 55 будущих тифлопедагогов.

Уже получили дипломы о высшем образовании 45 человек дневного отделения и 31 заочного. 66% выпускников трудоустроены по специальности и успешно оказывают помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

На кафедре поощряются инновационные процессы при подготовке тифлопедагогов. Содержание учебно-методических комплексов по дисциплинам предметной подготовки соответствуют требованиям Государственного стандарта как в содержательном, так и в организационном аспектах и выступают как базовые документы, на основе которых осуществляется подготовка специалистов. Сегодня на блоке только по специальности «тифлопедагогика» подготовлено 26 комплексов. Содержание их обновляется ежегодно. Кроме того, в учебный план введены новые дисциплины и курсы по выбору, факультативы, а к ним разработаны соответствующие программы. Приведем пример тематики курсов по выбору: «Психолого-педагогическая диагностика незрячего ребенка» (Л.П. Заборникова), «Организация коррекционно-реабилитационной работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении III-IV вида (А.А. Лысова), «Управление специальным (коррекционным) учреждением» (Г.В. Яковлева), «Интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии» (Е.В. Резникова), «Индивидуализация медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения» (Л.А.Дружинина).

Некоторые темы факультативных занятий, предлагаемые студентам: «Психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении» (Е.В. Резникова), «Формирование социальной компетентности в выборе профессии у слабовидящих старших школьников», «Технологии воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» (А.А. Лысова), «Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы при оказании коррекционной помощи детям с нарушениями зрения» (Л.А. Дружинина), «Формирование коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения» (О.Б. Синчук).

Семинарские занятия со студентами проводят как в вузе, так и на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Изучая дисциплины медицинского блока, преподаватели большое внимание уделяют знаниям студентов о тяжести зрительного дефекта и состояния нервно-психического здоровья детей и предлагают рекомендации по использованию этих данных при оказании коррекционной помощи детям с нарушениями зрения, как на подгрупповых, так и индивидуальных занятиях.

В свою очередь, при чтении дисциплин предметной подготовки, студентов учат создавать развивающую среду и офтальмо-гигиенические условия для детей данной категории, а также использовать знания о состоянии развития психических процессов, индивидуальных особенностях, интересах, познавательных возможностях воспитанников.

На втором курсе начинают чтение дисциплин предметной подготовки и на первых семинарских занятиях для студентов организуют экскурсии в образовательные учреждения III-IV вида для знакомства с развивающей средой, программным, методическим и дидактическим обеспечением, с содержанием образовательного процесса в них. Таким образом, студентов начинают постепенно вводить в специальность.

На семинарских занятиях студенты самостоятельно формируют папку для начинающего тифлопедагога, куда входят практические наработки: примерные конспекты занятий с детьми, консультации для родителей, гимнастики для глаз и другие материалы. Кроме того, студенты готовят дидактический материал, который поможет им при прохождении педагогической практики в работе с детьми – это макеты улиц города, участка детского сада, школьного двора, групповой комнаты, кукольной комнаты и т.д.

Производственные практики студентов организованы согласно учебному плану. Заключены договоры с двумя МСКОУ СКОШ III-IV вида, и с девятью МДОУ ДС компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения.

Организация и содержание научно-исследовательской работы студентов включает, в первую очередь, подготовку и защиту курсовых и квалификационной работ, темы которых студенты выбирают самостоятельно. Каждому исследователю предоставляется возможность проводить работу на базе образовательного учреждения в удобное для него время.

Защита курсовой работы проходит в период Ассамблеи студенческой науки, где присутствуют не только однокурсники, но и приглашенные учителя-дефектологи. Квалификационная работа кроме анализа литературы по теме исследования, предусматривает практическую часть, и при защите исследования предполагается обязательное мультимедийное сопровождение. Большинство выпускников защищают работы на «отлично». Создан фонд лучших учебных работ студентов, который находится в методическом кабинете университета.

Ежегодно студенты имеют возможность участвовать в конкурсе грантов губернатора и ЧГПУ, лучшие работы удостоены наград и премий. В прошлом учебном году пять работ студентов на различные актуальные темы были отмечены.

В образовательный процесс включены современные оценочные технологии, позволяющие получить независимую оценку качества знаний студентов.

На кафедре специальной педагогики, психологии и предметных методик идет активное изучение ресурсных возможностей интернета по проблемам специального образования с целью ознакомления преподавателей и студентов с новейшими научно-практическими и методическими разработками в данной области.

Использование информационных технологий в обучении студентов является обязательным. На факультете функционируют два компьютерных класса, два комплекта мультимедийного оборудования. Подготовлено мультимедийное сопровождение для проведения 50% лекций по дисциплинам предметной подготовки. Студентов знакомят со специальной аппаратурой для незрячих и слабовидящих. Это электронные лупы, приставки к компьютеру с Брайлевским шрифтом, прибор «Стигма», звуковые ориентиры, различные трости для ориентирования, предметы быта для незрячих и многое другое.

Таким образом, имеющаяся материально-техническая база обеспечивает проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки исследовательской работы студентов. Созданы электронные хрестоматии по курсам «Специальная психология», «Социализация детей с особыми образовательными потребностями». Электронные варианты учебников В.М. Сорокин «Специальная психология», (исполнители Е.В. Резникова, В.А. Бородина).

Организована и пополняется фильмотека, сняты фильмы на базе образовательных учреждений г. Челябинска, Снежинска, Озерска по теме «Индивидуализация оказания коррекционной помощи детям с нарушениями зрения» (6 фильмов), а также «Индивидуальный подход на практических занятиях со студентами – тифлопедагогами в ЧГПУ» и «Состояние специального образования в Челябинской области», автор сценария Л.А. Дружинина.

Преподаватели кафедры осуществляют научное руководство экспериментальной работой на восьми площадках. На базе МДОУ ДС г. Челябинска (440, 138, 422), Снежинска (25, 26), Озерска (43) преподаватели вместе со студентами проводят работу по темам: «Компенсация зрительной недостаточности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе предметно-практической деятельности» (исполнитель Л.Б. Осипова), «Индивидуальный и дифференцированный подходы при оказании коррекционной помощи детям с нарушениями зрения» (исполнитель Л.А. Дружинина), на базе МСКОУ (СКОШ) №127 III-IV вида и Троицкой школы-интерната - «Формирование социальной компетентности в выборе профессии старших слабовидящих школьников» (исполнитель А.А. Лысова).

На базовых площадках преподаватели кафедры проводят консультации для учителей, семинары, конференции, оказывают методическую помощь в организации деятельности школьного консилиума, выступают на родительских собраниях.

На кафедре создан фонд печатных работ преподавателей блока. Подготовлены методические пособия к реализации программ для специальных (коррекционных) учреждений III-IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной. В материалах предложены коррекционные занятия на четыре года обучения по развитию социально-бытовой ориентировки, зрительного восприятия и обучению ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения дошкольного возраста. Методические рекомендации подготовлены на базах образовательных учреждений, где проходила экспериментальная работа под руководством Л.А. Дружининой. Кроме того, подготовлены учебные пособия «Содержание и методика работы тифлопедагога», авторы Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения», автор Л.А.Дружинина. Весь материал доступен для студентов и используется ими при подготовке к написанию курсовых и квалификационных работ, а также при прохождении педагогической практики.

Преподаватели кафедры являются инициаторами вовлечения студентов в творческий процесс. На факультете была организована студенческая экспедиция в Москву, где лучшие студенты пятого курса смогли реализовать свои профессиональные возможности в детских садах для детей с нарушениями зрения.

Со студентами проводятся творческие экзамены. Будущие тифлопедагоги снимают видеосюжеты, режиссерами которых являются сами, а также принимают участие в подготовке и съемках учебных фильмов по тифлопедагогике. Это повышает их активность и интерес к выбранной профессии.

Студенты-тифлопедагоги были участниками научно-практической конференции в Москве, проводимой на базе МПГУ, куда были приглашены с молодыми преподавателями. Приглашенные выступали с докладами, а также имели возможность познакомиться со сверстниками из других Российских вузов, обменяться с ними интересной информацией.

В ЧГПУ организуют олимпиады для студентов дефектологических факультетов Уральского региона, будущие тифлопедагоги принимают активное участие и занимают призовые места.

Такие мероприятия помогают будущим дефектологам самостоятельно выходить из сложившейся ситуации и принимать решение. Показать умение использовать полученные на занятиях и на практике знания.

Таким образом, мы активизируем студентов, создаем условия для вовлечения и желание участвовать в творческом процессе.

Студенты являются инициаторами, организаторами, и координаторами по подготовке и проведению всемирного дня инвалидов, который проводят ежегодно на базах МСКОУ и на предприятии ВОС.

Будущие тифлопедагоги помогают детям и подросткам готовиться и принимать участие в районных и городских конкурсах детей-инвалидов «Смотри на меня, как на равного». На факультете организовано волонтерское движение, которым руководит наш выпускник, аспирант Каримов Вадим Раулевич. Сегодня волонтерская организация «Искра» включает 120 человек, которые оказывают разные виды помощи семьям, где воспитывают детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Организация действует согласно разработанному Уставу. Студенты-тифлопедагоги взяли шефство над незрячими взрослыми людьми. Оказывают им посильную и необходимую помощь.

Будущие тифлопедагоги активно посещают библиотеку для слепых. Фонд библиотеки составляет 1200 единиц хранения. Это книги с Брайлевским шрифтом, говорящие книги, графические издания, с помощью которых можно не только прочесть текст, но и рассмотреть иллюстрации, разнообразные издания для незрячих дошкольников. Студенты оказывают посильную помощь библиотеке. Изготавливают пособия для незрячих, пятикурсники проводят индивидуальную работу с читателями библиотеки, оказывают посильную помощь, отвечают на возникшие вопросы в процессе пользования библиотекой.

Факультет и кафедра тесно сотрудничают с ГНУ ИКП РАО, МПГУ, ИКП Самарского педагогического университета, Нижне-Новгородским институтом повышения квалификации. Ведущие специалисты в области тифлопедагогики профессор Л.И. Плаксина, профессор Л.С. Сековец, доцент Л.А. Ремезова, являются руководителями научных исследований преподавателей кафедры, читают лекции на курсах повышения квалификации в ЧГПУ, проводят встречи со студентами.

Итоги государственной аттестации выпускников по специальности «Тифлопедагогика» говорят об их высокой теоретической и практической подготовке.

Мы надеемся, что деятельность нашего выпускника будет направлена на усовершенствование психолого-педагогического процесса обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с нарушениями зрения, а также психологической реабилитации взрослых.

Вместе с тем перед кафедрой стоят задачи, выполнение которых могло бы способствовать дальнейшему развитию подготовки кадров для системы специального образования:

- изучения состояния кадрового обеспечения тифлопедагогами системы специального образования г. Челябинска и области;

- развития и разнообразия тематики курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава кафедр специальной педагогики и психологии и практических работников специальных (коррекционных) учреждений;

- подготовки нормативной базы для открытия курсов переподготовки учителей (с поддержкой ведущих специалистов России);

- включения в учебные планы курсы по выбору для студентов «Раннее выявление, диагностика, оказание помощи детям с нарушениями зрения», «Инклюзивное образование для детей с нарушениями зрения», «Социально-педагогическая и психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями зрения».

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ профессиональной ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОВМЕСТНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.