Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип самоценности детства




Развитие профессионального и технического обучения

1. В системе высшего образования к началу XX века насчитывалось более 60 учебных заведений. Подавляющая их часть (60%) находилась в Мос­кве и Петербурге. Студентов насчитывалось около 29 тыс.; из них жен­щины составляли около 4%. К началу первой мировой войны число сту­дентов в государственных высших учебных заведениях выросло втрое и составило около 90 тыс. Было также 6 коммерческих вузов, которые на 94 % финансировались из местных средств.

Для развития высшей школы предпринимались определенные шаги. На не­которые факультеты университетов были допущены женщины (1916). От­крылся университет в Саратове. Предполагалось создать ряд новых выс­ших учебных заведений: 10 медицинских факультетов, университет в Ростове-на-Дону, высшие женские курсы в Екатеринославле. Эти меры должны были в какой-то мере восполнить нехватку высших школ, осо­бенно в провинции. Частично эти меры удалось осуществить Временно­му правительству в 1917 году.

В ходе революции 1905 года были приняты Временные правила (август 1905). Согласно этому документу восстанавливались выборность профес­соров и автономия университетов, ослаблялся надзор за студентами. Была начата подготовка нового университетского устава. Однако наступившая в 1908 году реакция привела к возврату к Уставу 1884 года.

2. Важным новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения. Оно шло в двух основных направлениях:

• расширение преподавания ручного труда в начальной школе,

• учреждение ремесленных и низших технических училищ.

Вопрос о введении ручного труда в общеобразовательной школе находил­ся в центре обсуждения участников трех всероссийских съездов по тех-

ническому и профессиональному образованию, состоявшихся в 1889 -1890, 1895 - 1896, 1903 - 1904 гг.

В конце XIX - начале XX вв. сложилась система технического образова­ния, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних тех­нических училищ.

Накануне первой мировой войны, в 1913 - 1914 учебном году, средние и низшие профессиональные учебные заведения посещало более 100 тыс. учащихся.

Поступательное развитие школы было приостановлено первой мировой войной.

Использованные источники:

Джуринскии А.Н. История педагогики. С. 358 - 359.

 

Вопрос 87. Педагогическая концепция и деятельность П.Ф. Каптерева

 

1. Петербургский период

2. Педагогическая деятельность и технические средства обучения

1. Петр Федорович Каптерев (1849 - 1922) - видный педагог и психо­лог. В петербургский период (1872 - 1918):

• разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспита­ния, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психо­логии;

• выступил в защиту общественных дошкольных учреждений и теорети­чески обосновал их роль в формировании личности гражданина;

• сформулировал главные принципы взаимоотношений между детским садом и семьей;

• разработал основы семейного воспитания. Под редакцией Каптерева из­дана "Энциклопедия семейного воспитания и обучения" (1898 - 1910, 59 вып.; автор 10 вып.);

•работал над теорией общего образования, определил сущность и содержа­ние образовательного процесса, формы и методы общего образования;

• общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего фи­зиологию и психологию);

•обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из поло­жения о существовании различных "типов ума";

•выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Необходимыми условиями такой свободы считал школьное самоуправление, независимость педагогического персонала, т. е. сосредоточение руководства школой в руках педагоги­ческого совета, а не директора, свободу союзов и собраний для учи­тельства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций:

• разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного дея­теля. По Каптерову, общечеловеческое содержание педагогического идеала должно преобладать над "народными" ценностями, которые различны для каждого сословия;

• исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы - судьбу народного образования в России после отмены крепос­тного права (1861);

• охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства;

• проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования;

с демократических позиций критиковал политику самодержавия в обла­сти народного образования и существовавшую систему школ.

2. С 1921 года профессор Воронежского университета и Института народ­ного образования, после преобразования которого в педагогический фа­культет университета (1922) стал его первым деканом. Одновременно заведовал педагогическим техникумом.

В ряде статей, опубликованных в журнале "Педагогическая мысль" (1918 - 1922), - "О школьном самоуправлении и о школьной дисциплине", "Педагогика и политика", "Педагогическое образование" - изложил свою программу обновления общего образования в России. Подчеркивая активный характер педагогики, утверждал, что она учит знанию ради действия. Однако, несмотря на естественную связь педаго­гики с политикой, обусловленную, по Каптереву, общественным ха­рактером человеческого бытия, полагал, что школа должна быть вне влияния политических партий, а учителю в своей работе следует ру­ководствоваться педагогическими, а не политическими задачами. Каптерев придавал особое значение дисциплине, основанной на целесо­образной системе школьного самоуправления. Эти идеи Каптерева оп­ределялись его прежней педагогической концепцией, в которой веду­щая роль отводилась универсальным, общечеловеческим началам в воспитании.

Использованные источники:

Российская педагогическая энциклопедия. С. 417.

 

Вопрос 88. Вклад В.И. Вахтерова и П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической теории

1. Педагогическая концепция В. И. Вахтерова

2. П.Ф. Лесгафт -создатель оригинальной системы физического воспитания

1. Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 - 1924) - известный учитель народ­ного образования, педагог и методист.

Опираясь наэволюционную теорию Ч. Дарвина, Вахтеров разрабатывал самостоятельную педагогическую концепцию, которая получила назва­ние эволюционной ("новой", "научной") педагогики. Ее основу составля­ла идея развития, т. е. трактовка обучения и воспитания как поступа­тельного движения, соединенная с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов обще­ственного прогресса.

По Вахтерову, формирование ребенка зависит от внутреннего стремле­ния к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога -способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать инди­видуальные особенности ребенка.

Научный принцип Вахтеров выдвигал как определяющий при решении вопросов содержания школьного образования, методов обучения и вос­питания.

Обосновывал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогического исследования. Для сравнения эффективности различных методов обучения детально разработал и теоретически обо­сновал методику естественного эксперимента, обеспечивавшего объек­тивность оценки организационных форм, средств, приемов обучения и при этом не нарушавшего естественного хода учебного процесса.

Вахтеров как теоретик и методист начального обучения следовал обще­педагогическим идеям К.Д. Ушинского.

Сторонник развивающего обучения, Вахтеров выступал за обновление и расширение содержания обучения в народной школе, за активные мето­ды, способствующие развитию самостоятельного мышления ребенка. Со­ставленный им "Русский букварь" (1898) выдержал свыше 100 изданий.

2. Идея обновления педагогической теории за счет новых данных о физи­ологическом развитии человека была плодотворно осуществлена Петром Францевичем Лесгафтом (1837 - 1909).

Идеально воспитанный человек, по Лесгафту, прежде всего разумен и мудр. Такой человек осознанно относится к своему поведению, в состо­янии соединить прошлый и настоящий опыт, "предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять причинную связь наблюдаемых им явлений". Мудрость человека должна помочь ему под­няться над личными интересами и "подсказать, что его долг в содей­ствии совершенствованию общества".

Лесгафт оставил капитальный труд по истории и теории физического воспитания школьников. В нем изложены целесообразные принципы и условия физического воспитания:

• естественность,

• сознательность при выполнении,

• постепенность и последовательность физических упражнений и др. Лесгафт выделил в развитии человека пять основных периодов:

• хаотический, в котором пребывает новорожденный;

• рефлекторно-опытный (до появления речи);

• подражательно-реальный (до школьного возраста);

• подражательно-идейный (до 20 лет);

• критико-творческий (период взрослой жизни).

В каждом из этих периодов необходимо соблюдать определенные прави­ла воспитания. Для первых трех периодов главные факторы воспитания следующие:

• соблюдение гигиены;

• соответствие между словом и делом воспитателя;

• отказ от произвола в отношении воспитанника;

•уважение ребенка, его права личной неприкосновенности.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 365 - 366.

Вопрос 89. Представители концепции свободного воспитания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.