Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея детского труда




Принцип учета социальной среды

Принцип свободы

Особенности учебно-воспитательного процесса

1. Наиболее яркими представителями концепции свободного воспитания были Константин Николаевич Вентцель (1857 - 1947) и Станислав Тео-филович Шацкий (1878 - 1934). Они видели богатство личности в ее не­повторимости, самоценности, а понятие "личность" ими нередко упот­реблялось как синоним понятия "индивидуальность" и понималось не как сумма определенных свойств и черт ребенка, а как нечто целост­ное, как "реальный факт", по словам К.Н. Вентцеля.

Отсюда вытекала направленность воспитания - на сохранение и разви­тие "я" ребенка.

К.Н. Вентцель и СТ. Шацкий сформулировали ряд принципов, иерархи­чески зависимых друг от друга, одним из которых стал принцип самоценно­сти детства. Этот принцип исходил из огромной роли детства в жизни человека, его своеобразия, развития по своим особым законам, требую­щим специфического подхода к каждому из отдельных возрастных этапов. Разрабатывая принцип самоценности детства, авторы этой концепции сосредоточивали свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного про­цесса, из уважительного отношения к внутреннему миру ребенка.

2. Весь учебно-воспитательный процесс должен был строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка, в тесной взаимосвя­зи с окружающей средой. Это соответствует и принципу природосообразности, позволяя обеспечить развитие личности сообразно с ее внутрен­ней сущностью.

Важнейшим природосообразным путем воспитания признавалось включение ребенка в свободную творческую деятельность:

• познавательную,

• художественно-творческую,

• игровую,

• труд,

• общение.

Сторонники свободного воспитания, рассматривая ребенка как биосо­циальное существо, сформулировали основные положения, учет кото­рых в образовательно-воспитательном процессе должен был способство­вать более эффективному развитию личности:

• требования среды законны, необходимо дать им свободно проявиться в процессе обучения и воспитания,

• однако сам учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к конкрет­ным узким социальным рамкам жизни,

• школа может и должна участвовать в преобразовании среды (Шацкий),

• воспитание должно быть нацелено на формирование в личности ка­честв социального творца (Вентцель),

• в условиях негативного влияния среды на свободное творческое разви­тие личности ребенка возможно организовать воспитание и обучение в особо созданной среде для детской жизни.

3. Важнейшим условием реализации концепции свободного воспитания рассматривалась свобода, понимавшаяся как запрет на целенаправлен­ные воздействия с целью сформировать личность по заданному образцу.

Принцип свободы предполагал:

• отличную от государственной школы организацию всего учебно-воспи­тательного процесса;

• отказ от всех внутришкольных факторов давления на ребенка: обучение без отметок, экзаменов;

• создание атмосферы доброжелательности;

• вера в силы ребенка и его возможности;

• опора на естественные мотивы в обучении;

• отсутствие у детей страха перед физическим наказанием или мораль­ным унижением;

• предоставление ученикам свободы выбора вида деятельности, учителя, метода учения и т. д.

Сторонники свободного воспитания заявляли о необходимости осво­бождения школы из-под контроля государства, независимости от клас­совых, политических, церковных интересов. Наиболее радикальной в этом плане была позиция Вентцеля.

4. Сторонников концепции свободного воспитания отличало понимание важности социальной среды, в том числе различных социальных инсти­тутов, в процессе становления и развития личности.

Принцип учета социальной среды позволял им решать проблемы социа­лизации ребенка, предполагая необходимость помощи детям в их адап­тации к условиям конкретной социальной среды, в ее освоении, в ов­ладении ценностями, нормами, присущими данному обществу, и в то же время в сохранении своей автономности, своей внутренней свобо­ды, своего "я". Наиболее ярко это требование было сформулировано Вентцелем.

5. Особое внимание Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший рас­цвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка. Идея детского труда проходит через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого. Концептуально осмысливая место труда в детс­кой жизни, он пришел к мысли, что на раннем этапе детства труд должен быть связан с искусством и игрой. Но чем старше становится ребенок, тем серьезнее он должен относиться к трудовой деятельности. Труд, игра, искусство - эти три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и раз­вития личности ребенка.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 417 - 422.

Латышина Д.И. История педагогики. С. 419.

 

Вопрос 90. Представители экспериментальной педагогики

 

1. Разработка новых психолого-педагогических методов исследования ребенка 2. Теоретические взгляды А.П.Нечаева на личность ребенка 3. Разработка А.Ф. Лазурским естественного эксперимента




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.