Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внедрение педологии




Вопрос об организации образовательных учреждений, проблема политехнизма школы

Проблема взаимоотношении школы и государства

4. Итоги дискуссий

1. Вокруг вопроса о строительстве новой школы шли острые дискуссии педа­гогов-теоретиков. На страницах педагогических изданий велись споры вок­руг главной проблемы 20-х гг. - о взаимоотношениях школы и государства:

• педагоги-марксисты Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровс­кий, А.П. Пинкевич, В.М. Познер и др. рассматривали школу как орудие "духовного освобождения народа", связывая ее с политикой, проводи­мой государством, партией большевиков;

• другие педагоги, среди которых были П.Ф. Каптерев, В.И. Чарнолус-кий, П.П. Блонский, требовали отделения школы от государства и со­здания "непартийной", "неполитической" школы.

Эта проблема порождала и другую проблему - связи обучения с жизнью. Против замыкания школы в четырех стенах выступали руководители Наркомпроса.

2. Много дискуссий шло об организации образовательных учреждений: на Украине и в России, например, многие утверждали, что детский дом должен вытеснить традиционную школу, считали, что будущее за шко­лой-коммуной, где будет "подлинное детское царство". Бурно обсуждались в 20-е гг. вопросы политехнизма школы. За монотех­ническую (т. е. профессиональную) школу боролись руководители Главпрофобра Наркомпроса, но против этого выступали сторонники политех­нической школы. При этом широко пропагандировались зарубежные идеи о трудовом воспитании Лая, Дьюи, Кершенштейнера. В школьной прак­тике идеи политехнизма часто принимали вид убогого самообслужи­вания.

Обсуждались и программы ГУСа, и методы школьного обучения, и воп­росы соотношения теоретической и практической деятельности учащихся.

3. В 20-е гг. в практику воспитания и обучения стала широко внедряться педология, объявлявшая предрешенность судьбы ребенка влиянием био­логических (наследственности) и социальных (неизменной среды) факторов.

Появились учебники педологии, этот предмет ввели в педагогические учебные заведения, создалась армия педологов.

Главными инструментами изучения детей стали многочисленные тес­ты, с помощью которых измеряли "умственный возраст", "коэффици­ент умственной одаренности". При вынесении окончательного заключе­ния об особенностях ребенка совершенно отрицалось влияние воспитания, образования и активности самого ребенка. Результатом доведенных до абсурда тестовых исследований детей в кон­це 20-х гг. стало признание большинства их неполноценными, "мораль­но дефективными", "умственно отсталыми" и создание для таких детей специальных школ.

Постановление "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (1936) положило начало разгрому ученых-педологов. Развитие педоло­гии было грубо прервано. В сущности, был нанесен удар по науке, зна­менем которой было уважение особенностей, интересов и способнос­тей детей.

4. Таким образом, в 20-е гг. шли усиленные поиски нового типа школьного обучения, направленного на воспитание социально активной личности. Определился главный ориентир школы - связь обучения с жизнью, раз­витие самостоятельности, активности и творчества учащихся и учите­лей. При этом скоропалительно был отвергнут многовековой опыт отече­ственного образования и шло заимствование идей из зарубежной педагогики. Строительство новой школы вызывало большой энтузиазм у педагогов-теоретиков, работников Наркомпроса и части педагогов-практиков. Но дело тормозилось как из-за ожесточенных дискуссий вок­руг теоретических вопросов, в процессе которых выявлялись взаимоисключающие рекомендации, так и из-за неподготовленности учителя к воспитанию и реализации новых программ и методов обуче­ния. Много спорного содержалось в самих документах и рекомендациях о новой школе. Несомненным и ценным приобретением этого времени было стремле­ние к достижению высокого уровня самостоятельности, активности и творчества учащихся, чего не было в прежней школе и замедлилось в советской школе позже.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики, С. 382.

Латышина Д.И. История педагогики. С. 509 - 510.

Вопрос 98. Психолого-педагогическая концепция П.П. Блонского

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.