Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеи Н.А.Бердяееа




В.В.Зеньковский идеолог православной педагогики

4. Идеи И.Л.Ильина

1. В начале 1920-х гг. Россию вынуждены были покинуть многие ученые, со­ставлявшие цвет отечественной педагогической науки: В.В. Зеньковский, СИ. Гессен, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, И.О. Лососий и др. В главном труде Сергея Иосифовича Гессена (1887 - 1950) "Основы педаго­гики" (1923) подчеркнута ведущая роль философии как источника педа­гогической науки - "педагогика в большей мере отражает на себе разви­тие философской мысли".

Гессен признавал за образованием прежде всего культурологическую функцию: "Задача всякого образования - приобщение человека к куль­турным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяй­ства, превращение природного человека в культурного". Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т. е. знание о том, какими должны быть воспитание и обучение. Цель обучения, с точки зрения СИ. Гессена, заключается не в передаче учащимся знания основ наук и выработке практических умений и навыков, что характерно для сторонников реального образования, и не в формировании рационального мышления на основе овладения учени­ками логическими приемами дедукции и индукции, что характерно для сторонников формального развития ума, а в вооружении их методом науки; иными словами, задача педагога заключается в том, чтобы под­готовить школьников самостоятельно добывать знания, творчески при­менять их в жизни.

2. Василий Васильевич Зеньковский (1881 - 1962), надолго забытый в Рос­сии философ и богослов, историк русской философии и литературо­вед, являлся в то же время видным психологом и педагогом.

В.В. Зеньковский предлагал оригинальную философско-педагогическую систему, близкую к идеям СИ. Гессена, хотя философское основание воспитания у них было различным: В.В. Зеньковский исходил в своих подходах из сугубо христианского мировоззрения.

В последний год пребывания в России он опубликовал работу" Социаль­ное воспитание, его задачи и пути" (1918). По его мнению, суть идеала социального воспитания должен составлять дух солидарности и братства, на основе которого развиваются единение и взаимопомощь различных социальных групп.

Главная задача воспитания, по мнению В.В. Зеньковского, заключается в том, чтобы помочь школьнику найти себя и, руководствуясь настав­лениями учителя-пастыря, научиться творчески преображать свой "при­родный состав", направляя к добру триединое существование в себе наследственности, социальности и прежде всего духовности. Под духовностью В.В. Зеньковский понимал особый интерес развивающе­гося человека к области абсолютного, сверхчеловеческого, вечного. В этом он был близок к педагогическим взглядам Николая Онуфриевича Лос-ского (1870 - 1965), который полагал, что духовное становление человека должно развиваться в направлении к "Абсолютному Совершенному Существу".

3. Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) в своей книге "Смысл твор­чества" (1914) представил процесс воспитания как самосозидание своего внутреннего мира личностью в ходе ее свободной творческой дея­тельности. О роли личного творчества в деле самосовершенствования человека, его "творческом самоопределении" в это время говорили многие русские мыслители. Бердяев отмечал, что задача жизни "не педагогическая, не усвоитель-ная", а творческая, обращенная в будущее, устремленная к идеалу. Этот подход русских философов нацеливал педагогов на усвоение креатив­ной ориентации воспитания и обучения школьников, на отход от "педаго­гических трафареток" (В.В. Розанов). Бердяев обращал внимание на то, что благодаря собственной творчес­кой деятельности человек обретает способность к целостному самосо­зиданию. Он полагал, что творческое становление личности является одновременно и ее духовным становлением, благотворно влияет на всего человека, на формирование положительных душевных качеств и его физическое здоровье.

В дальнейшем эту идеюон развивал в трудах" О назначении человека' (1931) и "Самопознание" (1949). Личное творчество, по мысли Н.А. Бердяева, раз­вивает в человеке способность преодолевать себя, выходить за границы уже известного, непрерывно идти по пути духовно-нравственного самосовершенствования и является "искупительным" делом человека.

4. Иван Александрович Ильин (1882 - 1954) - один из наиболее известных педагогов-мыслителей русского зарубежья.

Он высказывал мысль, что опора в образовании человека лишь на зем-ные.человеческие ценности - "дело глупейшее", поскольку лишает лю­дей "духа любви", совести, жертвенности, самодисциплины и т. д. Зада­ча педагога - организовать общение ученика с Богом, что и явится основой формирования чистой и "могучей" совести, а вследствие этого всей его нравственности, всех его добродетелей.

Соединяя религиозно-философский и психоаналитический подходы в познании внутреннего мира ребенка, И.А. Ильин выделял два основ­ных этапа в развитии детства:

•до 6 лет - период "душевной теплицы", когда основная задача воспитате­ля заключается в том, чтобы оберегать ребенка от душевных травм и наполнять его чистой любовью, радостью и красотой;

• от 7 лет и до полового созревания - период "душевного закала", когда следует развивать в подростке совесть, волю, самообладание и другие качества личности, необходимые для последующего ее духовного само­совершенствования.

Суммируя и преобразуя педагогические воззрения, наработанные не­сколькими поколениями русских религиозных мыслителей, И.А. Ильин пришел к выводу, что на первое место в воспитании человека выходит не "рассудочное" образование, а формирование предметно-настроен­ной, но в то же время ориентированной на личное духовное самосо­вершенствование души, улучшение себя в соответствии с "абсолютны­ми ценностями".

Путь духовного самосозидания каждой отдельной личности неповто­рим, индивидуален, поскольку, по И.А. Ильину, "человек есть личный дух". Для того чтобы укрепить внутренний духовный мир ребенка, убе­речь его от внешнего давления пошлости и зла, от внешних и собствен­ных, часто искаженных, представлений об истинной жизни, педагогу необходимо помочь ученику научиться искусству самому осмысливать свой личный духовный и религиозный опыт.

Задача учителя, по мнению И.А. Ильина, заключается в том, чтобы организовывать этот субъективный духовный опыт детей, учитывая, что каждый ученик есть неповторимое самобытное духовное существо.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 381.

История педагогики и образования. С. 435 - 436, 478 - 482.

 

Вопрос 102. Отечественные школы и педагогика в 50 - 80-е гг. XX века

1. Развитие советской школы

2. Педагогическая наука

1. Приоритетом школьной политики в 1945 - 1950 гг. стало всеобщее началь­ное и семилетнее обучение.

В целом к началу 1950-х гг. школа России перешла на всеобщее семилет­нее обучение.

Следующим шагом в школьной политике был переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Такую реформу предусматривал "Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного об­разования в СССР' (1958). Реформа происходила путем трансформации 7-летних школ в 8-летние. К 1970 году в основном было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения. Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее обуче­ние. К концу 1950-х гг. определилась система учебных заведений средне­го образования:

• трехлетние общеобразовательные школы;

•трехлетние вечерние школы;

• техникумы и другие учебные заведения.

С середины 1960-х гг. переход ко всеобщему среднему образованию был поставлен в центр школьной политики. Эту задачу предполагалось ре­шить к середине 1970-х гг.

К началу 1980-х гг. созидательный потенциал сложившейся школьной системы был в основном исчерпан.

Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 года. Предусмотренные реформой планы слияния общего и профессиональ­ного образования, профессионализации общеобразовательной школы, усиления единообразия в системе професионально-технического обра­зования посредством учреждения нового звена - среднего профессио­нально-технического училища (СПТУ), оказались надуманными и только усугубили кризис образования.

В ходе распада СССР во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. шко­ла России приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями.

2. Официальная педагогика в одиозно-тоталитарном идеологизированном виде просуществовала вплоть до второй половины 1950-х гг.

Педагогическая наука находилась под жестким контролем государства и Коммунистической партии.

Под тем же контролем действовала созданная в 1943 году Академия педагогических наук РСФСР (с 1967 года Академия педагогических наук СССР). Этот орган был объявлен основным центром развития народно­го образования, популяризации педагогических знаний, разработки вопросов общей и специальной педагогики, истории педагогики, школь­ной гигиены, психологии, методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведениях, подготовки научных педагогических кадров. Отечественные ученые разрабатывали:

• проблемы методологии (воспитание как общественное явление; цель, социальные функции воспитания; биологическое и социальное в вос­питании),

• содержания общего образования,

• теории обучения, политехнического образования и трудового воспита­ния, всестороннего развития личности и др.

Получили развитие важные и плодотворные идеи:

• системно-структурного подхода к педагогическим явлениям;

• взаимодействия педагогики с другими науками;

• единства воспитания и обучения;

• единства биологического и социального факторов развития при веду­щем значении социального фактора, социальных функций школы;

• соотношения коллектива и личности в воспитании;

• целостности и целенаправленности процесса воспитания;

• превращения обучения в решающее условие развития школьников;

• соотношения теории познания и теории обучения;

• взаимообусловленности принципов обучения;

• оптимизации обучения;

• дифференциации обучения и профориентации;

• места урока в учебном процессе;

• познавательной самостоятельности учащегося и др.

Получил признание целостный подход к изучению учебно-воспитатель­ного процесса.

Российские ученые разработали оригинальные концепции образования.

Одна из них - концепция общего среднего образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). По этой концепции, глобальная цель обу­чения - усвоение подрастающим поколением основ социального опыта. Главное в содержании образования - социальный заказ, который нуж­но переводить на язык педагогики.

Такие работы, как "Наглядность и активизация учащихся в обучении" Леонида Владимировича Занкова (1901 - 1977), "Психология обучения младшего школьника" Даниила Борисовича Эльконина (1904 - 1984), "Про­блемы развивающего обучения" Василия Васильевича Давыдова (1930 -1999) продолжают оставаться актуальными и пользуются популярностью как у исследователей, так и у педагогов-практиков. В 60 - 70-х гг. пользовались популярностью такие работы, как "Проблем­ное обучение" И.Я. Лернера, "Проблемное обучение. Основные вопросы теории" М.И. Махмутова, "Теоретические проблемы программированно­го обучения" Н.Ф. Талызиной и др.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 375 - 376, 387 - 388.

История педагогики и образования. С. 504.

Вопрос 103. Педагоги-новаторы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.