КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практика школьного обучения и воспитания
Школьные системы I. Во второй половине 1900-х гг. в ведущих зарубежных странах прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования претерпели важные изменения. По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: • полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; • средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе; • профессиональные учебные заведения. Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений. Они, как правило, платные, и часть из них дорогие и привилегированные. Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно связано с вопросом светскости обучения, со взаимоотношениями школы с церковью. В ведущих странах мира в последнюю четверть XX столетия произошло резкое расширение сети высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение общественных представлений о жизненных стандартах. Рост числа учебных заведений высшей школы сопровождается и негативными издержками, прежде всего, снижением качества образования. На исходе столетия определились главные тенденции развития педагогического образования. Важные тенденции проявляются при реформировании управления школой. Обозначились стремления создать компромисс между жесткой централизацией и широкой автономией при управлении школьным делом. Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект финансирования. 2. Поддержание школьного обучения на достаточно высоком уровне - важное условие для динамичного развития общества. Зарубежные высоко развитые индустриальные государства достигли впечатляющих успехов в школьном деле. В них неуклонно поднимается среднестатистический уровень образования. Подъем планки минимального образования породил развитие нового явления - функциональной неграмотности. Функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного обучения, но не владеет навыками чтения, письма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни. Постоянным изменениям и корректировкам подвергаются школьные программы. Ядро школьных программ достаточно устойчиво. Вместе с тем имеется потребность в постоянном их обновлении. В общеобразовательной школе сосуществуют несколько типов учебных программ: •традиционный тип - обязательные программы. Обязательных курсов в общеобразовательной школе насчитывается не более десяти; • специальные программы, адресованные той или иной части учащихся -их куда больше; • интегративные программы. Классический пример интегративного курса -программа естествознания в элементарной школе, куда включены начала различных знаний. Изменения в школьных программах производились двумя путями: • экстенсивным - традиционный путь. Он предусматривает дробное предметное обучение; • интенсивным - создание программ, иных по целям, структуре и содержанию. "Школьный взрыв" (появление в ведущих странах мира массовой средней школы) подтолкнул к развитию и созданию качественно иной системы дифференциации (диверсификации) образования и обучения. К исходу XX столетия в ведущих странах мира произошло становление (неполного среднего учебного заведения, в стенах которого приступили к дифференцированному образованию: • младшей средней школы (США и Япония), • объединенной школы (Англия), • общей школы (Германия), • единого коллежа (Франция). После начальной или неполной средней школы дифференциация осуществляется в учебных заведениях полного общего образования разного типа: • грамматической и современной школах (Англия), • реальном училище, гимназии и основной школе (Германия), • технологическом, профессиональном и общеобразовательном лицеях (Франция), • старшей средней школе (США, Япония). Главным отличительным признаком этих учебных заведений является дифференциация программ. В мировой школе заметно возрос интерес к обучению одаренных, талантливых детей и подростков. Все больше внимания уделяется вопросам обучения детей-инвалидов и детей с отрицательными отклонениями в умственном развитии. Это важное направление деятельности современной школы. Следует также сказать о компенсирующем обучении. Оно было организовано для ликвидации неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся. Основой воспитания в современной школе является духовное, нравственное формирование личности. Развиваются тенденции гуманного воспитания. На Западе получила распространение так называемая поведенческая методика воспитания. Она предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников. Важное значение для воспитания самостоятельности и активности имеет самоуправление учащихся. Ученическое самоуправление не оправдало надежд на резкое улучшение результатов воспитания. По этой причине его сменяют школьные советы, в состав которых входят ученики, преподаватели, родители, представители администрации и общественности. Возросли масштабы воспитания в духе мира. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Один из таких проектов - учебные заведения международного бакалавриата, цель которых - воспитание в духе взаимопонимания между народами. В мире распространяется поликультурное воспитание (с учетом культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств), но его масштабы в ведущих странах неодинаковы. Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Традиционная область воспитания - воспитание в процессе обучения. В школах многих стран проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. Свое место в нравственном воспитании продолжает занимать религия. В ответ на потребности времени в учебных программах мировой школы появляются новые дисциплины, основу которых составляют антинаркотическая, антиалкогольная, природоохранная тематика, сексообра-зовательный материал. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 336 - 342.
Вопрос 107. Реформирование обучения и воспитания в современной зарубежной школе
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |