КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные теоретические обоснования направления воспитания
Наиболее крупные современные дидактические концепции 1. Идейная база современной зарубежной педагогики постоянно обновляется и корректируется. К числу заметных дидактических концепций в западной педагогике можно отнести: • традиционную парадигму - традиционализм в дидактике придерживается идеи сохранения консервативной роли образования как ретранслятора культурных ценностей. Образование рассматривается как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. Представители традиционализма намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию. Подобная программа аргументируется в социопедагогических концепциях Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капе-ля (Франция), Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч.Е. Финн (США) и др.; • рационалистическую модель - разработчики рационалистической модели образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др. - США) концентрировали усилия прежде всего на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи через образование к существующему обществу. Они утверждали, что всякая образовательная программа может быть переведена в "поведенческий репертуар" знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе образования; • феноменологическое направление - представители феноменологического направления, среди которых следует назвать прежде всего американского мыслителя А. Маслоу (1908 - 1970), исповедуют гуманистическую направленность образования. Красной нитью в их рассуждениях проходит мысль о персональном обучении. 2. В теоретических обоснованиях воспитания прослеживаются два основных направления: • с позиций социологизаторства, • с позиций биопсихологизма (психологизма). Социопедагогика видит в школе основной социальный фактор воспита- ' ния. Это как бы специфическая модель социальной среды. Едва ли не главным носителем общественных ценностей в школе считается учитель. Сторонники ведущей роли социума в воспитании личности представляют мощный идейный поток: • в США подходы социальной педагогики разделяют многие ученые. Ряд американских педагогов предлагает так называемую стратегию встречного движения, когда общество и школа содействуют социализации учащихся; • во Франции интерпретаторы социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье и др.) ставят задачу усвоения таких культурных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписываться в общественные структуры. Они полагают, что биологическая и социальная детерминанты (от лат. determinatio - ограничение, определение) при воспитании действуют в связке, причем среда корректирует наследственность. Биопсихологическое (психологическое) направление воспитания поддерживают представители ряда идейных течений, прежде всего экзистен-цалистской педагогики, нового воспитания и гуманистической психологической школы. Они рассматривают как веление времени гуманизацию воспитания, т. е. поворот к личности ребенка. Идеи нового воспитания распространены во Франции (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, А. Фабр и др.). Эти ученые определяют личность прежде всего как биологическое существо, с природной рефлексией, которая позволяет приспосабливаться к среде. Лидеры гуманистической психологической школы - американцы А. Комбс, А. Маслоу, К. Рождерс - высказывали озабоченность, вызванную процессом дегуманизации воспитания. Они настаивают на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребенка, предлагают педагогам отказаться от традиции быть господами по отношению к своим подопечным. Так, К. Роджерс, аргументируя свою "Я-концепцию", советует научить ребенка поступать сообразно подлинным мыслям и чувствам. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 331 - 332.
Вопрос 105. Приоритеты и проблемы воспитания и образования
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |