КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные положения педагогической теории
Практическая деятельность Л.С. Макаренко 1. А.С. Макаренко (1888 - 1939) пришел в педагогическую науку как блестящий практик: • в 1917 - 1919 гг. он заведовал школой в Крюкове; • в 1920 году принял руководство детской колонией под Полтавой (в дальнейшем колония имени Горького); • в 1928 - 1935 гг. работал в детской коммуне имени Дзержинского в Харькове. Со второй половины 1930-х гг. Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой сочинения: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей" и др. И. Начальный этап всего воспитательного процесса - педагогическое проектирование. Цель воспитательной работы предусматривает ''программу человеческой личности", тот образец, идеал, к которому стремится в своей работе педагог. Проектируемые качества личности Макаренко разделяет на две категории: • типичные, общие для всех; • индивидуальные, вытекающие из особенностей каждого воспитанника, учитывающие его склонности, способности, наклонности. Целью является воспитание боевого, активного, жизненного характера. Воспитанник должен иметь чувство долга и понятие чести, ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товарищу и приказать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни. Он должен быть активным организатором; быть настойчив и закален, уметь владеть собой и влиять на других. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день. Успешное достижение воспитательных целей требует от педагога выбора соответствующих средств, определения всего содержания жизни и деятельности детей. Сердцевиной, ядром педагогической теории Макаренко является его учение о коллективе. Макаренко ввел термин "коллектив" в профессионально-педагогическую лексику, понимая под ним определенную организацию детей. Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями. Коллектив проходит в своем развитии три стадии: • коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам; • возникает актив - группа наиболее деятельных воспитанников, желающих принять-участие в различных видах работы, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам; • складываются органы самоуправления, коллектив становится способным самостоятельно решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива. В зависимости от того, на каком этапе развития находится коллектив, определяются и особенности педагогического руководства им, позиция педагога' и взаимоотношения с воспитанниками. Прочие принципы: • традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность; • мажор - основное качество жизни коллектива; • ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив; • идея защищенности каждого в коллективе; • присутствие игры в жизни коллектива. Узловой пункт теории Макаренко - тезис параллельного действия, т. е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются "свобода и самочувствие воспитанника", который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Успех в работе по созданию коллектива зависит от ясности и четкости в представлениях о завтрашнем дне каждого воспитанника и учреждения {перспектива). Перспективы могут быть: • близкими - близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста и на первых стадиях развития коллектива: это кино, концерты, вечера, прогулки и экскурсии и др.; • средними - это радостное коллективное событие, несколько отодвинутое во времени; • дальними - это будущее учреждения. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 386. Латышина Д.И. История педагогики. С. 533 - 544.
Вопрос 100. Разработка проблем организации школьного дела в 1921 году 1. Общая характеристика 2. Педагогические взгляды В.Н. Шульгина и А.К.Гастева 1. Теоретическая разработка проблем организации школьного дела, образования, обучения и воспитания была сконцентрирована преимущественно в рамках деятельности научно-педагогической секции ГУСа, созданной в 1921 году и возглавлявшейся Н.К. Крупской. К работе в этой секции были привлечены все наиболее теоретически мыслящие педагоги, готовые сотрудничать с Наркомпросом на основе марксистско-ленинской идеологии. В составе этой секции можно назвать: • Павла Петровича Блонского (1884 - 1941), психолога и педагога, который был уже широко известен в педагогических кругах еще до революции; • Николая Николаевича Иорданского (1863 - 1941), первого российского школоведа, крупного организатора народного образования; • Марию Васильевну Крупенину (1892 - 1950), занимавшуюся проблемами детского коммунистического движения, ученического самоуправления, связи обучения с производительным трудом; • Альберта Петровича Пинкевича (1884 - 1939), который был одним из первых теоретиков советской педагогики, автором книги "Педагогика" в двух частях (1924- 1925). В 1924 году А.П. Пинкевич был избран ректором Второго Московского государственного университета, а с 1926 года стал одновременно директором Института научной педагогики. В 1930 году на базе 2-го МГУ был создан Московский государственный педагогический институт, кафедру педагогики в котором возглавлял тот же А.П. Пинкевич. На кафедре в разное время работали выдающиеся ученые той эпохи - Евгений Николаевич Медынский (1885 -1957), Алексей Георгиевич Калашников (1893 -1962), Иван Андреевич Кандов (1893 - 1978), Иван Фомич Свадковский и др. 2. В педагогическом творчестве Виктора Николаевича Шульгина (1894-1965) отразились романтико-радикалистские настроения значительной части педагогов 1920-х гг. Автор теории отмирания школы, он полагал, что педагогика должна изучать не только организованное воздействие на личность, но и всякое другое. Рациональное зерно теории Шульгина заключалось в утверждении необходимости изучать соотношение в воспитании стихии и организации, в предложении создать школу, открытую социуму. В целом, однако, Шульгин возлагал на педагогику утопическую функцию организации всей социальной среды в целях воспитания. Он неоправданно отвергал школу как центр социального воспитания, предлагая взамен закрытые спецучреждения. Противоположностью романтико-педагогическим доктринам выглядели идеи Алексея Капитоновича Гастеза (1882 - 1941). Они были сформулированы в начале 1920-х гг. и оживленно обсуждались до конца 1930-х гг. Гастев задался целью разработать индустриальную педагогику. Эта педагогика должна была быть направлена на профессиональную подготовку, на определение общественной и трудовой педагогической технологии, противостоящей идеологизированному воспитанию. Предназначение образования Гастев видел прежде всего в подготовке "машинизированного поколения", способного адаптироваться к новейшей технике, зараженного "бесом изобретательства". Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 380 - 381. История педагогики и образования. С. 466.
Вопрос 101. Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья 1. "Основы педагогики" СИ.Гессена
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |