КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке
Цель изучения темы - сформировать у студентов представление о педагогике как о науке и учебном предмете. Задачи изучения темы: 1) определить место и значение курса в образовании педагога и системе педагогических дисциплин; 2) раскрыть сущность основных понятий курса; 3) рассмотреть педагогику в системе наук о человеке. Объем темы: 2 часа. Содержание темы: Возникновение и развитие педагогики. Педагогика как наука о воспитании человека, её объект. Предмет и функции педагогики (общетеоретическая, прогностическая, практическая). Педагогика в общей системе научного знания. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство. Связь педагогики с другими науками. Задачи педагогики. Система педагогических наук. Категориальный аппарат педагогики (основные понятия и категории педагогики): воспитание, образование, обучение, самовоспитание, самообразование, целостный педагогический процесс, формирование, развитие). Воспитание как общая вечная и историческая категория. Проблема цели воспитания в общественном сознании и в педагогике. Многообразие целей воспитания и факторы, влияющие на их формирование. Иерархия целей и задач воспитания и образования. Различные основания формировки целей и задач по содержанию, по времени, по форме. Цель воспитания в современной школе. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Методы: лекция. Литература: 1-3, 11, 12, 15, 25, 43, 48. Вопросы для самопроверки: 1) Какие предпосылки обусловили появление педагогики как науки? Когда это произошло? 2) Что составляет предмет исследования педагогики, и какие проблемы она разрабатывает? 3) Как соотносятся объект и предмет педагогики? 4) Какая функция педагогики представляется Вам наиболее значимой? Почему? 5) Чему и как служат внутренние и внешние связи педагогики – в теории и на практике? 6) Почему воспитание относится к общей и вечной категории? 7) Чем определяется целеполагание в педагогике? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Составьте максимально полный глоссарий по одной из ведущих педагогических категорий, пользуясь различными словарями, учебниками педагогики разных авторов, материалами периодической печати. 2) Ситуация с однозначным определением ведущих педагогических категорий и на данном этапе развития педагогики остаётся неопределённой. Схематично изобразите отношения между ведущими педагогическими категориями («образование», «воспитание», «обучение», «развитие», «формирование») в зависимости от смысла, который вы в них вкладываете, или позиции, которой вы придерживаетесь. 3) Законспектируйте предисловие К.Д. Ушинского к главному труду его жизни – книге «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1990. – С.7-38). Как Вы понимаете выражение К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»? Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Эссе на тему: «Цель воспитания: Спарта и Афины». 2) Эссе на тему: «Идеал человека в России сегодня».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |