Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Сущность процесса обучения




Цель изучения темы – сформировать целостное пред­ставление о процессе обучения.

Задачи изучения темы:

1) выявить специфическую сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса;

2) изучить методологические и психологические основы про­цесса обучения;

3) рассмотреть процесс обучения структурно с позиций совре­менной дидактики.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Сущность процесса обучения как части целостного педаго­гического процесса.

Дидактика как наука, изучающая сущность и закономерности процесса обучения. Предмет дидактики, методы и функции ди­дактических исследований. Краткая история развития дидакти­ческих идей, анализ современ­ных дидактических концепций (концепция развивающего обучения Л.В. Занкова, концепция со­держательного обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, кон­цепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, концепция проблемного обуче­ния Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконь и др.).

Структурные компоненты учебного процесса. Мотива­ци­онно-стиму­лирующий, содержательно-деятельностный, оце­ночно-измеритель­ный и регулятивный компоненты обучения.

Единство образовательной, воспитательной и разви­вающей функций обучения. Социальная функция обучения.

Теория отражения как методологическая основа процесса обучения. Обучение как вид познания. Основные этапы овладе­ния знаниями: восприятие (сосредоточение внимания, выделе­ние объекта деятельности, уяснение учебной задачи); осмысли­вание (понимание теории, овладение теоретическим и практи­ческим материалом); формирование и закрепление умений и навыков; применение знаний в практической деятельности.

Психологические основы учебного процесса: мотивы уче­ния школьников, их развитие и формирование; роль познава­тельного интереса в обучении; развитие познавательной актив­ности и самостоятельности учащихся; эмоциональный фон обу­чения.

Двусторонний и личностный характер обучения. Един­ство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учи­теля и ученика. Деятельность преподавателя и ученика в раз­ных видах обучения.

Формирование учебной деятельности школьников. Основ­ные общеучебные и специальные умения.

Дидактические системы и модели обучения.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 11, 12, 16, 19, 21, 23, 24, 27-29, 31, 33, 39, 43, 45, 46, 48, 50.

Вопросы для самопроверки:

1) Дайте определение дидактики как особой педагогической дисциплины и перечислите проблемы, которые она иссле­дует.

2) Раскройте сущность процесса обучения как двустороннего процесса. Какие компоненты входят в структуру процесса обучения?

3) Раскройте роль и специфику обучения в процессе всесторон­него развития личности.

4) Перечислите функции процесса обучения и дайте характери­стику каждой из них.

5) Как соотносятся для вас понятия «обучение» и «образова­ние»?

6) Охарактеризуйте теорию отражения как методологическую основу процесса обучения.

7) Раскройте сущность одной из современных дидактических концепций.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.

2) В конспективной форме опишите различные подходы в дидак­тике к пониманию сущности и организации учебного процесса (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина, Ш.А. Амонашвили и др. педагоги).

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Современные зарубежные дидактические концепции».

2) Реферат на тему: «Организация учебной деятельности уча­щихся в опыте педагогов-новаторов».

3) Реферат на тему: «Интеграция образования в современной школе».

4) Реферат на тему: «Проблемы оптимизации обучения в совре­менной школе».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.