КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Сущность процесса обученияЦель изучения темы – сформировать целостное представление о процессе обучения. Задачи изучения темы: 1) выявить специфическую сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса; 2) изучить методологические и психологические основы процесса обучения; 3) рассмотреть процесс обучения структурно с позиций современной дидактики. Объем темы: 2 часа. Содержание темы: Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса. Дидактика как наука, изучающая сущность и закономерности процесса обучения. Предмет дидактики, методы и функции дидактических исследований. Краткая история развития дидактических идей, анализ современных дидактических концепций (концепция развивающего обучения Л.В. Занкова, концепция содержательного обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, концепция проблемного обучения Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконь и др.). Структурные компоненты учебного процесса. Мотивационно-стимулирующий, содержательно-деятельностный, оценочно-измерительный и регулятивный компоненты обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Социальная функция обучения. Теория отражения как методологическая основа процесса обучения. Обучение как вид познания. Основные этапы овладения знаниями: восприятие (сосредоточение внимания, выделение объекта деятельности, уяснение учебной задачи); осмысливание (понимание теории, овладение теоретическим и практическим материалом); формирование и закрепление умений и навыков; применение знаний в практической деятельности. Психологические основы учебного процесса: мотивы учения школьников, их развитие и формирование; роль познавательного интереса в обучении; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; эмоциональный фон обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Деятельность преподавателя и ученика в разных видах обучения. Формирование учебной деятельности школьников. Основные общеучебные и специальные умения. Дидактические системы и модели обучения. Методы: лекция. Литература: 1-3, 11, 12, 16, 19, 21, 23, 24, 27-29, 31, 33, 39, 43, 45, 46, 48, 50. Вопросы для самопроверки: 1) Дайте определение дидактики как особой педагогической дисциплины и перечислите проблемы, которые она исследует. 2) Раскройте сущность процесса обучения как двустороннего процесса. Какие компоненты входят в структуру процесса обучения? 3) Раскройте роль и специфику обучения в процессе всестороннего развития личности. 4) Перечислите функции процесса обучения и дайте характеристику каждой из них. 5) Как соотносятся для вас понятия «обучение» и «образование»? 6) Охарактеризуйте теорию отражения как методологическую основу процесса обучения. 7) Раскройте сущность одной из современных дидактических концепций. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения. 2) В конспективной форме опишите различные подходы в дидактике к пониманию сущности и организации учебного процесса (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина, Ш.А. Амонашвили и др. педагоги). Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Современные зарубежные дидактические концепции». 2) Реферат на тему: «Организация учебной деятельности учащихся в опыте педагогов-новаторов». 3) Реферат на тему: «Интеграция образования в современной школе». 4) Реферат на тему: «Проблемы оптимизации обучения в современной школе».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |