КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Диагностика и контроль в обучении
Цель изучения темы – изучить проблему диагностики в педагогике. Задачи изучения темы: 1) рассмотреть сущность феномена педагогического диагностирования; 2) установить взаимосвязь оценки и диагностики в педагогическом процессе; 3) проследить основные этапы использования диагностических методов в истории педагогики; 4) установить острую актуальность проблема оценки знаний на современном этапе развития образования и педагогики через разнообразие подходов к пониманию результативности образовательного процесса. Объем темы: 2 часа. Содержание темы: Контрольно-оценочная функция педагогической деятельности. Диагностика, сущность понятия. Этапы диагностического процесса. Педагогическая диагностика. Функции педагогической диагностики. Взаимосвязь оценки и диагностики в педагогическом процессе. Сущность понятия «оценка». Функции оценки (стимулирующая, контролирующая, фиксирующая, ориентирующая, информирующая, воспитательная, диагностирующая). Критерии оценки (нормативный, сопоставительный, личностный). Формы оценки (нормо-относительная, критериальная, процессуальная). Основные этапы использования диагностических методов в истории педагогики. Тенденции изменения оценочной системы в школе на современном этапе. Ошибки оценивания. Образованность личности как объект диагностики. Подходы к пониманию результативности образовательного процесса (или концепции образованности). Компетентность как уровень образованности. Компетентность общекультурная, методологическая, профессиональная. Педагогическая диагностика образованности школьников. Проблема оценки знаний в современной педагогической теории и практике. Контроль как важный момент диагностирования. Виды контроля (предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый, отсроченный). Формы контроля (индивидуальный, групповой, фронтальный). Методы контроля (устный, письменный, практический, машинный и самоконтроль). Методы: лекция. Литература: 1-4, 7, 9, 11, 12, 23, 30, 31, 33, 39, 41, 43, 46-48. Вопросы для самопроверки: 1) Что такое диагностика? 2) Охарактеризуйте этапы диагностического процесса. 3) В чём отличия педагогической диагностики от диагностики психологической? 4) Охарактеризуйте основные функции оценки. 5) На основании чего выделяются этапы использования диагностических методов в истории педагогики? 6) Опишите ряд подходов к пониманию результативности образовательного процесса (на выбор). Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения. 2) Составьте схему взаимосвязей понятий, образующих категорию «образованность» - грамотность, функциональная грамотность, компетентность (общекультурная, методологическая, допрофессиональная) - и знаний и умений, их наполняющих. 3) В освоении каких предметов школьной программы Вы бы изменили систему оценивания достижений учащихся? Почему? 4) Разработайте свою отметочную или оценочную систему, определив подходы и критерии оценивания. 5) Определите нормы владения знаниями, умениями и навыками по одному из учебных предметов Вашей специальности в каждом из ранговых значений 5-бальной шкалы. 6) Н.Г.Чернышевский сказал: «Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний, и кроме того привык быстро и верно соображать, что хорошо, что дурно, что справедливо и что несправедливо, или как выражаются одним словом, привык «мыслить», и наконец у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т.е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Сформулируйте свое отношение к проблеме. 7) Прочитав отрывок из повести В.П. Катаева, ответьте на вопросы: 1) Какую психологическую отличительную особенность первоклассника подметил автор? 2) Почему первоклассникам так хочется иметь побольше отметок? 3) Какие положительные и отрицательные моменты есть в этой особенности первоклассника и как их надо учитывать в процессе преподавания в младших классах? «...Однажды в субботу Петя, не раздеваясь, вбежал в столовую, сияющий, взволнованный, красный от счастья. Он размахивал нарядной записной тетрадью, крича на всю квартиру: - Тетя! Павка! Дуня! Идите сюда скорее! Смотрите, мне поставили отметки! Ах, как жалко, что папа на уроках! И, торжественно швырнув тетрадь на стол, мальчик с гордой скромностью отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок. - А ну-ка, ну-ка! - воскликнула тетя, вбегая с выкройкой в руках в столовую. - Покажи свои отметки. Она взяла со стола тетрадь и быстро пробежала ее глазами. - Закон Божий - два, русский - два, арифметика - два, внимание - три и прилежание - три, - с удивлением сказала тетя, укоризненно качая головой. Не понимаю, чего же ты радуешься? Сплошные двойки! Петя с досады даже топнул ногой. - Вот так я и знал! - закричал он, чуть не плача от обиды. - Как Вы, тетя, не понимаете? Важно, что отметки! Понимаете: от-мет-ки! А Вы не хотите этого понять... Так всегда!.. И Петя, схватив сердито знаменитую тетрадь, помчался во двор показывать отметки мальчикам» (Катаев В.П. Белеет парус одинокий. Хуторок в степи. - М.: Известия, 1968. – С.165-166).. Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Эссе на тему: «Моё отношение к педагогической диагностике». 2) Эссе на тему: «Оценка и отметка: соотношение понятий». 3) Эссе на тему: «ЕГЭ: плюсы и минусы». 4) Реферат на тему: «Использования диагностических методов в отечественной школе 20-х гг. (30-х гг., 60-х гг.) XX века».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |