Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Современные концепции воспитания




Цель изучения темы – способствовать осознанию необ­ходимости моделирования воспитательного процесса на основе построения концепций воспитания.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть современное состояние школьного воспитания в России;

2) сформировать представление о категории «концепция»;

3) рассмотреть ведущие концепции воспитания в современной отечественной педагогике.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Современное состояние школьного воспитания. Цель и задачи воспитания в новых условиях. Система воспитательной работы в общеобразовательной школе.

Основные направления работы школы, учителя, воспита­теля по формированию личности на современном этапе; их кон­кретизация к личности школьников.

Проблемы моделирования воспитательного процесса. Ме­тодологические ориентиры поиска новых подходов к воспита­нию. Идеи гуманизма как концептуальная парадигма воспитания в современной России.

Базовые теории воспитания и развития личности. Опыт разработки современных концепций воспитания:

- Личностно-ориентированное воспитание (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.).

- Философско-антропологическая концепция воспитания (Биб­лер В.С.).

- Синергетическая концепция воспитания (Игнатова В.А.).

- Системно-ролевая концепция воспитания (Таланчук Н.М.).

- Концепция системного построения процесса воспитания (Ка­раковский В.А.).

- Концепция формирования образа жизни, достойной Чело­века (Щуркова Н.Е.).

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 5, 21, 24, 37, 38, 44, 57, 69, 81.

Вопросы для самопроверки:

1) В чём заключаются задачи и особенности воспитательной работы на современном этапе?

2) Чем отличаются понятия «воспитательный процесс» и «воспи­тательная работа»?

3) Что означает слово «концепция»?

4) Какие современные концепции воспитания вы знаете?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Обоснуйте место воспитания в системе формирования лично­сти.

2) Сравните подходы к определению сущности воспитательной работы в 2-3-х учебных пособиях по педагогике (например, под ред. П.И. Пидкасистого, под ред. В.И. Сластёнина, и др.).

3) Докажите взаимосвязь между воспитанием и воспитатель­ной работой.

4) Подготовьте обзор публикаций психолого-педагогической литературы (2-3 педагогических журнала) по одному из во­просов семинара.

5) Составьте список современной литературы по вопросам вос­питания.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Проблемы в воспитании современного школьника».

2) Реферат на тему: «Какое место в общей системе воспитания имеет воспитательная работа?».

3) Реферат на тему: «Концепция воспитания на основе потреб­ностей человека (Созонов В.П.)».

4) Реферат на тему: «Концепция воспитания как педагогиче­ского компонента социализации личности ребенка (Рожков М.И., Байбородова Л.В.)».

5) Реферат на тему: «Концепция педагогической поддержки ребенка (Газман О.С.)».

6) Реферат на тему: «Концепция воспитания ребёнка как чело­века культуры (Бондаревская Е.В.)».


Тема 3. Содержание процесса воспитания.

Цель изучения темы - способствовать осмыслению со­держания воспитания как системы многообразных знаний, убеж­дений, навыков, личностных качеств, устойчивых привычек по­ведения, которые следует сформировать у школьников в про­цессе организации воспитательной работы.

Задачи изучения темы:

1) установить зависимость содержания воспитания от его це­лей;

2) рассмотреть содержание воспитания в рамках его основных направлений.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Цели воспитания в школе. Содержание и программы вос­питания в современной школе. Подходы к определению содер­жания воспитания: традиционный, ценностный, на основе базо­вой культуры личности. Научные основы определения содержа­ния воспитания.

Характеристика содержания воспитания по его отдельным задачам, направлениям:

- Умственное воспитание. Проблема развития ума, способно­стей, теории умственного развития и воспитания. Формиро­вание мировоззрения.

- Нравственное воспитание, Понятие о морали, ценностях, теории нравственного развития и воспитания, пути форми­рования нравственности. Половое воспитание как часть нравственного воспитания. Половое и сексуальное просве­щение и воспитание, их сущность и специфика.

- Гражданское воспитание. Политическая культура и ее форми­рование в школе. Правовая культура учащихся, ее формирование, законопослушность. Права человека, права ребенка.

- Поликультурное и патриотическое воспитание. Воспитание пат­риотизма и интернационализма, веротерпимости и то­лерантности. Пути формирования толерантности. Воспи­тание культуры межнационального общения.

- Трудовое воспитание в общей системе воспитания. Труд в жизни школьников и в системе работы школы. Экономиче­ское, политехническое и профессиональное воспитание в структуре нравственно-трудового воспитания детей и подро­стков. Сущность, задачи и содержание. Профессиональная ориентация в школе, вне её.

- Эстетическое воспитание: сущность, задачи и содержание. Влияние массовой культуры на эстетическое развитие мо­лодежи. Противоречия в эстетическом воспитании на совре­менном этапе. Художественное воспитание как часть эсте­тического воспитания. Эстетическая культура, пути ее фор­мирования в школе. Развитие творческих способностей учащихся.

- Физическое воспитание школьников. Воспитание здорового образа жизни. Валеологический подход в воспитании. Сани­тарное просвещение школьников. Половое воспитание де­тей и подростков. Антинаркотическое, антиалкогольное вос­питание подростков. Сущность, задачи и содержание физи­ческого воспитания. Гигиеническое воспитание школьников.

Единство и взаимосвязь всех сторон воспитания в форми­ровании целостной личности.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 5, 8, 9, 12, 16, 23, 33, 37, 57, 58.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое содержание воспитания?

2) Как содержание воспитания обусловливается его целями?

3) Какие направления выделяются в содержании воспитания сегодня?

4) Подробно охарактеризуйте одно из направлений воспита­ния.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Изучите и проанализируйте нормативные документы, в кото­рых отражено содержание воспитания в современной школы.

2) Дайте характеристику компонентов содержания базовой куль­туры личности школьников, их взаимосвязь и единство.

3) Дайте обоснование факторам, влияющим на характер опреде­ления содержания воспитания в школе (средних и старших классах городской и сельской школе).

4) В учебнике по педагогике под редакцией И.П. Подласого (М., 1999) отмечено, что воспитание «должно подготовить чело­века к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина». Попытайтесь определить конкретные качества личности и обязательства человека к этим трем.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Содержание воспитания в современной школе старших школьников)».

2) Реферат на тему: «Система гражданского воспитания в школе (политическое, правовое)».

3) Реферат на тему: «Патриотическое и поликультурное воспи­тание в школе»».

4) Реферат на тему: «Проблемы полового воспитания школьни­ков в школе и обществе».

5) Реферат на тему: «Трудовое воспитание в школе: проблемы и решения».

6) Реферат на тему: «Формирование здорового образа жизни у школьников».

7) Реферат на тему: «Формирование эстетической культуры современных детей и подростков».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.