КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Современные концепции воспитания
Цель изучения темы – способствовать осознанию необходимости моделирования воспитательного процесса на основе построения концепций воспитания. Задачи изучения темы: 1) рассмотреть современное состояние школьного воспитания в России; 2) сформировать представление о категории «концепция»; 3) рассмотреть ведущие концепции воспитания в современной отечественной педагогике. Объем темы: 2 часа. Содержание темы: Современное состояние школьного воспитания. Цель и задачи воспитания в новых условиях. Система воспитательной работы в общеобразовательной школе. Основные направления работы школы, учителя, воспитателя по формированию личности на современном этапе; их конкретизация к личности школьников. Проблемы моделирования воспитательного процесса. Методологические ориентиры поиска новых подходов к воспитанию. Идеи гуманизма как концептуальная парадигма воспитания в современной России. Базовые теории воспитания и развития личности. Опыт разработки современных концепций воспитания: - Личностно-ориентированное воспитание (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.). - Философско-антропологическая концепция воспитания (Библер В.С.). - Синергетическая концепция воспитания (Игнатова В.А.). - Системно-ролевая концепция воспитания (Таланчук Н.М.). - Концепция системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.). - Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Щуркова Н.Е.). Методы: лекция. Литература: 1-3, 5, 21, 24, 37, 38, 44, 57, 69, 81. Вопросы для самопроверки: 1) В чём заключаются задачи и особенности воспитательной работы на современном этапе? 2) Чем отличаются понятия «воспитательный процесс» и «воспитательная работа»? 3) Что означает слово «концепция»? 4) Какие современные концепции воспитания вы знаете? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Обоснуйте место воспитания в системе формирования личности. 2) Сравните подходы к определению сущности воспитательной работы в 2-3-х учебных пособиях по педагогике (например, под ред. П.И. Пидкасистого, под ред. В.И. Сластёнина, и др.). 3) Докажите взаимосвязь между воспитанием и воспитательной работой. 4) Подготовьте обзор публикаций психолого-педагогической литературы (2-3 педагогических журнала) по одному из вопросов семинара. 5) Составьте список современной литературы по вопросам воспитания. Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Проблемы в воспитании современного школьника». 2) Реферат на тему: «Какое место в общей системе воспитания имеет воспитательная работа?». 3) Реферат на тему: «Концепция воспитания на основе потребностей человека (Созонов В.П.)». 4) Реферат на тему: «Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка (Рожков М.И., Байбородова Л.В.)». 5) Реферат на тему: «Концепция педагогической поддержки ребенка (Газман О.С.)». 6) Реферат на тему: «Концепция воспитания ребёнка как человека культуры (Бондаревская Е.В.)». Тема 3. Содержание процесса воспитания. Цель изучения темы - способствовать осмыслению содержания воспитания как системы многообразных знаний, убеждений, навыков, личностных качеств, устойчивых привычек поведения, которые следует сформировать у школьников в процессе организации воспитательной работы. Задачи изучения темы: 1) установить зависимость содержания воспитания от его целей; 2) рассмотреть содержание воспитания в рамках его основных направлений. Объем темы: 2 часа. Содержание темы: Цели воспитания в школе. Содержание и программы воспитания в современной школе. Подходы к определению содержания воспитания: традиционный, ценностный, на основе базовой культуры личности. Научные основы определения содержания воспитания. Характеристика содержания воспитания по его отдельным задачам, направлениям: - Умственное воспитание. Проблема развития ума, способностей, теории умственного развития и воспитания. Формирование мировоззрения. - Нравственное воспитание, Понятие о морали, ценностях, теории нравственного развития и воспитания, пути формирования нравственности. Половое воспитание как часть нравственного воспитания. Половое и сексуальное просвещение и воспитание, их сущность и специфика. - Гражданское воспитание. Политическая культура и ее формирование в школе. Правовая культура учащихся, ее формирование, законопослушность. Права человека, права ребенка. - Поликультурное и патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. Пути формирования толерантности. Воспитание культуры межнационального общения. - Трудовое воспитание в общей системе воспитания. Труд в жизни школьников и в системе работы школы. Экономическое, политехническое и профессиональное воспитание в структуре нравственно-трудового воспитания детей и подростков. Сущность, задачи и содержание. Профессиональная ориентация в школе, вне её. - Эстетическое воспитание: сущность, задачи и содержание. Влияние массовой культуры на эстетическое развитие молодежи. Противоречия в эстетическом воспитании на современном этапе. Художественное воспитание как часть эстетического воспитания. Эстетическая культура, пути ее формирования в школе. Развитие творческих способностей учащихся. - Физическое воспитание школьников. Воспитание здорового образа жизни. Валеологический подход в воспитании. Санитарное просвещение школьников. Половое воспитание детей и подростков. Антинаркотическое, антиалкогольное воспитание подростков. Сущность, задачи и содержание физического воспитания. Гигиеническое воспитание школьников. Единство и взаимосвязь всех сторон воспитания в формировании целостной личности. Методы: лекция. Литература: 1-3, 5, 8, 9, 12, 16, 23, 33, 37, 57, 58. Вопросы для самопроверки: 1) Что такое содержание воспитания? 2) Как содержание воспитания обусловливается его целями? 3) Какие направления выделяются в содержании воспитания сегодня? 4) Подробно охарактеризуйте одно из направлений воспитания. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Изучите и проанализируйте нормативные документы, в которых отражено содержание воспитания в современной школы. 2) Дайте характеристику компонентов содержания базовой культуры личности школьников, их взаимосвязь и единство. 3) Дайте обоснование факторам, влияющим на характер определения содержания воспитания в школе (средних и старших классах городской и сельской школе). 4) В учебнике по педагогике под редакцией И.П. Подласого (М., 1999) отмечено, что воспитание «должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина». Попытайтесь определить конкретные качества личности и обязательства человека к этим трем. Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Содержание воспитания в современной школе старших школьников)». 2) Реферат на тему: «Система гражданского воспитания в школе (политическое, правовое)». 3) Реферат на тему: «Патриотическое и поликультурное воспитание в школе»». 4) Реферат на тему: «Проблемы полового воспитания школьников в школе и обществе». 5) Реферат на тему: «Трудовое воспитание в школе: проблемы и решения». 6) Реферат на тему: «Формирование здорового образа жизни у школьников». 7) Реферат на тему: «Формирование эстетической культуры современных детей и подростков».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |