КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Сущность и принципы процесса воспитания
Цель изучения темы – рассмотреть воспитание как часть целостного педагогического процесса. Задачи изучения темы: 1) определить сущность воспитания и место воспитательного процесса в процессе педагогическом; 2) рассмотреть особенности воспитательного процесса; 3) изучить задачи, функции и особенности воспитания; 4) определить движущие силы и логику воспитательного процесса; 5) выявить национальное своеобразие воспитания. Объем темы: 2 часа. Содержание темы: Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесс. Философское обоснование воспитания: новые цели, ценности, смыслы воспитания. Социальные и психологические основы воспитания. Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса. Его специфические задачи и функции в общей системе воспитания и развития личности. Критерии эффективности процесса воспитания. Факторы, обуславливающие сложность воспитательного воздействия и взаимодействия в структуре воспитательного процесса. Особенности воспитательного процесса: динамичность, подвижность, целенаправленность, многосторонность, динамичность, изменчивость, подвижность, непрерывность, ступенчатый (или стадийный) характер, двусторонний характер. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Диалектика процесса воспитания. Закономерности, принципы и направления воспитания. Закономерности воспитания (социальные, психологические, педагогические). Специфика принципов воспитания: общественная направленность, персонификация (или личностный подход), природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация, опора на положительное, единство воспитательных воздействий. Самовоспитание и перевоспитание. Национальное своеобразие воспитания. Теоретические основы организации процесса воспитания с учетом национального фактора. Этнопедагогика. Учет национальных и региональных концепций в процессе воспитания. Личность воспитателя. Методы: лекция. Литература: 1-5, 11, 21, 23, 24, 33, 37, 51, 58, 59, 66, 78, 81. Вопросы для самопроверки: 1) Раскройте сущность воспитания и определите его место в целостной структуре образовательного процесса. 2) Перечислите специфические задачи и функции воспитания в общей системе воспитания и развития личности. 3) Каковы критерии в определении эффективности процесса воспитания? 4) В чём заключаются особенности воспитательного процесса? 5) Каковы движущие силы воспитательного процесса? 6) Охарактеризуйте закономерности воспитания по группам. 7) Охарактеризуйте принципы воспитательного процесса. 8) В чём заключается национальное своеобразие воспитания в России? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) На основе анализа литературы, а также личного опыта постройте иерархию ценностей: общечеловеческие, общенациональные, местные, традиционные ценности определенного воспитательного учреждения, личные ценности. 2) Законспектируйте и проанализируйте статью Б. Першуткина «О новых подходах к понятию “воспитание”» (см. список литературы). Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности». 2) Реферат на тему: «Цели и ценности воспитания в современной российской школе». 3) Реферат на тему: «Проблема взаимодействия школы и средств массовой информации в воспитании детей».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |