КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Общие методы, средства и формы воспитания
Цель изучения темы - сформировать целостное представление студентов о существующих в современной педагогике методах, средствах и формах воспитания и их устойчивой взаимообусловленности. Задачи изучения темы: 1) способствовать пониманию сущности методов воспитания как способов педагогически целесообразной организации жизни детей, взаимодействия с ними; 2) осознать взаимосвязь методов, средств и форм воспитания; 3) установить зависимость их применения от конкретных воспитательных задач, возрастных различий учащихся, от творчества учителя. Объем темы: 2 часа. Содержание темы: Педагогическое взаимодействие в воспитании. Характерные черты педагогического взаимодействия: влияние на личность воспитанника посредством убеждения, вовлечение в деятельность, опора на общественное мнение; единство воздействий педагога и коллектива; переход внешних стимулов во внутренние, сочетание осознанных и неосознанных компонентов воздействия на личность. Педагогическое общение как основа эффективного применения методов и средств в целостном педагогическом процессе. Система форм и методов воспитания. Методы и приёмы воспитания. Связь методов воспитания с закономерностями, принципами, моделями воспитания. Классификация методов воспитания. Методы организации деятельности и формирования сознания личности: словесные, наглядные, практические; репродуктивные, проблемно-поисковые; индуктивные, дедуктивные и др. Лекции, беседы, диспуты, конференции, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело (КТД). Методы стимулирования деятельности и поведения: познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные воздействия и др. Соревнование, требование, поощрение, наказание, метод естественных последствий, «взрыв». Методы самовоспитания и самообразования: самоконтроль, самопроверка, личные обязательства; самоотчет, самоанализ, самооценка и др. Проблема выбора методов воспитания. Творческий подход к применению методов воспитания и обучения. Комплексный и индивидуальный характер использования методов воспитания, условия их выбора и применения. Понятие о средствах воспитания как о независимых источниках педагогического воздействия. Главные средства воспитания (деятельность, общение, природа, режим, объекты культуры, материальные ценности, игрушки, технические приспособления и др.) и условия их включения в педагогический процесс. Формы организации воспитательного процесса. Классификация форм организации воспитательного процесса: массовые, групповые, индивидуальные. Характеристика отдельных форм: утренники, праздники, устный журнал, политинформация, «свечки», «огоньки», вечера встречи, линейки, костры, собрания, классные часы, митинги, маевки, шествия, экскурсии, изостудии, театры, клубы, турниры и т.д. Методы: лекция. Литература: 1-3, 5, 7, 9, 13,21, 23, 33, 37, 42, 44, 51, 58, 73. Вопросы для самопроверки: 1) Дайте характеристику понятию и сущности методов воспитания и подходов к их классификации. 2) Покажите взаимосвязь методов и средств воспитания. Приведите примеры их применения для решения конкретных воспитательных задач с учащимися (младших, средних и старших классов). 3) Какие факторы влияют на выбор форм воспитания? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Проанализировать различные подходы к определению методов, средств воспитания, форм организации воспитательного процесса. 2) В чём сходство и различие существующих точек зрения на толкование категории «метод» и «средство» воспитания? 3) Каково соотношение между педагогическими категориями «метод», «принцип» и «организационная форма». 4) Чем отличается воспитательная технология от традиционного воспитательного мероприятия. 5) На основе анализа изученной литературы предложите свою собственную классификацию методов воспитания. 6) Составить обзор педагогической печати по проблеме «Творческий характер применения методов воспитания в деятельности воспитателя, классного руководителя». Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Демократические и гуманистические методы воспитания в современной школе». 2) Реферат на тему: «Система методов воспитания в работе учителя: теория и практика». 3) Реферат на тему: «Методы нравственного воспитания и их практическое применение». 4) Реферат на тему: «Специфика методов эстетического воспитания учащихся».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |