Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Общие методы, средства и формы воспитания




Цель изучения темы - сформировать целостное пред­ставление студентов о существующих в современной педагогике методах, средствах и формах воспитания и их устойчивой взаи­мообусловленности.

Задачи изучения темы:

1) способствовать пониманию сущности методов воспитания как способов педагогически целесообразной организации жизни детей, взаимодействия с ними;

2) осознать взаимосвязь методов, средств и форм воспитания;

3) установить зависимость их применения от конкретных воспи­тательных задач, возрастных различий учащихся, от творчества учителя.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Педагогическое взаимодействие в воспита­нии. Характер­ные черты педагогического взаимодействия: влияние на лич­ность воспитанника посредством убеждения, вовлечение в дея­тельность, опора на общественное мнение; единство воздейст­вий педагога и коллектива; переход внешних стимулов во внут­ренние, сочетание осознанных и неосознанных компонентов воздействия на личность.

Педагогическое общение как основа эффективного приме­нения методов и средств в целостном педагогическом процессе.

Система форм и методов воспита­ния.

Методы и приёмы воспитания. Связь методов воспитания с закономерностями, принципами, моделями воспитания. Класси­фикация методов воспитания.

Методы организации деятельности и формирования соз­нания личности: словесные, наглядные, практические; репродук­тивные, проблемно-поисковые; индуктивные, дедуктивные и др. Лекции, беседы, диспуты, конференции, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело (КТД).

Методы стимулирования деятельности и поведения: по­знавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные воз­действия и др. Соревнование, требование, поощрение, наказа­ние, метод естественных последствий, «взрыв».

Методы самовоспитания и самообразования: самокон­троль, самопроверка, личные обязательства; самоотчет, само­анализ, самооценка и др.

Проблема выбора методов воспитания. Творческий под­ход к применению методов воспитания и обучения. Комплекс­ный и индивидуальный характер использования методов воспи­тания, условия их выбора и применения.

Понятие о средствах воспитания как о независимых источ­никах педагогического воздействия. Главные средства воспита­ния (деятельность, общение, природа, режим, объекты куль­туры, материальные ценности, игрушки, технические приспо­собления и др.) и условия их включения в педагогический про­цесс.

Формы организации воспитательного процесса. Классифи­кация форм организации воспитательного процесса: массовые, групповые, индивидуальные.

Характеристика отдельных форм: утренники, праздники, устный журнал, политинформация, «свечки», «огоньки», вечера встречи, линейки, костры, собрания, классные часы, митинги, маевки, шествия, экскурсии, изостудии, театры, клубы, турниры и т.д.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 5, 7, 9, 13,21, 23, 33, 37, 42, 44, 51, 58, 73.

Вопросы для самопроверки:

1) Дайте характеристику понятию и сущности методов воспита­ния и подходов к их классификации.

2) Покажите взаимосвязь методов и средств воспитания. Приве­дите примеры их применения для решения конкретных воспитательных задач с учащимися (младших, средних и старших классов).

3) Какие факторы влияют на выбор форм воспитания?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Проанализировать различные подходы к определению мето­дов, средств воспитания, форм организации воспитатель­ного процесса.

2) В чём сходство и различие существующих точек зрения на толкование категории «метод» и «средство» воспитания?

3) Каково соотношение между педагогическими категориями «метод», «принцип» и «организационная форма».

4) Чем отличается воспитательная технология от традицион­ного воспитательного мероприятия.

5) На основе анализа изученной литературы предложите свою собственную классификацию методов воспитания.

6) Составить обзор педагогической печати по проблеме «Творче­ский характер применения методов воспитания в деятельности воспитателя, классного руководителя».

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Демократические и гуманистические ме­тоды воспитания в современной школе».

2) Реферат на тему: «Система методов воспитания в работе учителя: теория и практика».

3) Реферат на тему: «Методы нравственного воспитания и их практическое применение».

4) Реферат на тему: «Специфика методов эстетического воспи­тания учащихся».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.