Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Воспитание личности в коллективе




Цель изучения темы – рассмотреть коллектив как объект и субъект воспитания.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть проблему детского коллектива и воспитания личности в коллективе в истории отечественной педагогики;

2) определить возможности коллектива и силу его воздействия на личность;

3) рассмотреть пути формирования детских коллективов;

4) изучить основы педагогического руководства детским коллек­тивом;

5) рассмотреть детские объединения как институт воспитания.

Объем темы: 3 часа.

Содержание темы:

Ученический коллектив. Коллектив как объект и субъект воспитания. Понятие о коллективе и его воспитательных воз­можностях. А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский и др. педагоги о воспитании в коллективе и через коллектив. Со­временные концепции коллективного воспитания. Разновозраст­ные объединения и их воспитательный потенциал. Функции уче­нического коллектива. Типы и структура детских коллективов.

Основные пути формирования детских коллективов: со­вместная целенаправленная деятельность (учение, труд, игра, спорт, художественная деятельность), система перспектив, тра­диции. Диалектика (этапы) развития коллектива и его взаимоот­ношения с окружающим миром.

Педагогическое руководство коллективом. Позиция воспи­тателя в процессе формирования коллектива.

Организация КТД, их воспитательное значение в системе формирования коллектива и личности. Коммунарская методика, ее развитие. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.

Развитие детского самоуправления. Органы самоуправле­ния и содержание их деятельности. Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления.

Виды отношений в коллективе. Взаимоотношения в сис­теме «личность-коллектив». Система параллельного действия.

Детские объединения как институт воспитания. Типы дет­ских объединений. Вариативно-программный подход к опреде­лению содержания детских организаций.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1-3, 5, 7, 9, 12-14, 17, 19, 21, 29, 30, 32-34, 37, 39, 42, 43, 45, 48, 50, 55, 58, 62, 68, 71, 84.

Вопросы для самопроверки:

1) Раскройте понятие «детский коллектив» и современные взгляды на его роль в воспитании личности.

2) В чём проявляется принцип «параллельного действия» при воспитании личности в коллективе и какова его динамика на разных этапах развития коллектива?

3) Назовите движущие силы и этапы развития коллектива. Про­анализируйте изменения отношения педагога с коллективом воспитанников на разных стадиях его развития. Что пред­ставляет собой система «перспективных линий» и какова их роль в развитии коллектива?

4) Как Вы думаете, почему теория коллектива возникла и ак­тивно развивалась в нашей стране? Что этому способство­вало?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) В истории педагогики известны различные взгляды на воспи­тание личности в коллективе. Обоснуйте собственную точку зрения на эту проблему.

2) Ознакомьтесь с публикациями Ю. Азарова по данной теме. Выскажите свое мнение.

3) С опорой на первоисточники дайте характеристику несколь­ких детских объединений по следующему алгоритму: 1) ис­тория становления; 2) основоположники данного детского объединения; 3) цель детского объединения; 4) принципы; 5) девиз; 6) положительные стороны; 7) недостатки; 8) развитие данного детского объединения на современном этапе.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Возможности коллективного воспитания в современной школе».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.