КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Понятие о педагогических технологиях
Цель изучения темы – сформировать у студентов целостное представление о педагогической технологии как о современном инструментарии организации педагогического процесса. Задачи изучения темы: 1) осмыслить единство теоретических и инструментальных знаний в педагогике; 2) усвоить суть современных подходов к определению категории «педагогическая технология»; 3) раскрыть признаки и свойства педагогической технологии; 4) осознать обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач; 5) научиться вычленять характерные признаки педагогической технологии, отличающие её от всей совокупности прикладных педагогических знаний. Объем темы: 2 часа. Содержание темы: Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Теоретические, исторические и фактологические предпосылки возникновения педагогической технологии как научного явления. Эволюция понятия «технология» в образовании. Педагогическая технология как научная дисциплина и как учебный предмет. Понятия «мастерство», «техника», «технология». Их взаимосвязь и взаимоопределённость, специфические признаки и содержание. Особенности понятий «педагогическая техника» и «педагогическая технология». Соотношение понятий «методика обучения» и «образовательная технология». Научные подходы к рассмотрению проблемы технологии в системе общепедагогических знаний. Сущность «педагогической технологии» и требования, предъявляемые к ней. Признаки педагогической технологии (содержательность, эффективность, экономичность, воспроизводимость, корректируемость). Педагогическая технология с точки зрения профессиограммы учителя и особенностей педагогической деятельности. Педагогическая технология и педагогическое мастерство. Прикладной характер педагогической технологии. Педагогические технологии и воспитание ребёнка. Критерии «технологичности» педагогической технологии. Структура педагогической технологии. Критерии выбора педагогических технологий. Уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности как основной критерий выбора педагогической технологии. Основные качества, которые должна формировать у обучаемых технология. Цель обучения как критерий выбора педагогической технологии. Иерархия педагогических технологий: метатехнологии, отраслевые макротехнологии, модульно-локальные мезотехнологии, микротехнологии. Методы: лекция. Литература: 1-3, 6, 14, 18, 20, 29, 30, 34, 41, 49-52, 56, 80-82. Вопросы для самопроверки: 1) Раскройте сущность категории «педагогическая технология». 2) Каково происхождение понятия «технология»? 3) Охарактеризуйте основные этапы эволюции понятия «технология» в образовании. 4) Опишите специфические признаки понятий «мастерство педагога», «педагогическая техника», «образовательная методика» и «педагогическая технология». Что «роднит» эти понятия? 5) Каковы причины и критерии технологизации образовательного процесса в школе? 6) Какова в общих чертах структура педагогической технологии? 7) Какова связь между педагогической задачей и педагогическими технологиями? 8) На каком критерии базируется общая иерархия педагогических технологий? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Выпишите в рабочую тетрадь из педагогических словарей, учебных пособий и периодических публикаций педагогического характера определения «технологии» с педагогической точки зрения. Можно ли отследить хронологию появления того или иного определения по его контексту? 2) Составьте графическую схему, соответствующую вашим представлениям о соотношении понятий «мастерство», «техника», «технология» в педагогическом контексте. 3) Подготовьте краткий обзор публикаций по 4-5 номерам журнала «Школьные технологии» за 2007 год. Какие выводы вы можете сделать на основании проделанной вами работы о современных тенденциях развития педагогической технологии как науки? Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Эволюция понятия “технология” в отечественной педагогике». 2) Эссе на тему: «Насколько соотносимы между собой для вас категория «технология» и воспитательный процесс?» 3) Эссе на тему: «Можно ли полностью алгоритмизировать педагогическую деятельность?»
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |