КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Технология проектирования и организации педагогического процесса
Цель изучения темы – сформировать целостное представление о сущности и логике проектирования и организации педагогического процесса. Задачи изучения темы: 1) раскрыть сущность и специфику педагогической задачи; 2) охарактеризовать виды педагогических задач; 3) рассмотреть алгоритм проектирования и организации педагогического процесса. Объем темы: 6 часов. Содержание темы: Педагогическая технология как разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Сущность и специфика педагогической задачи. Педагогическая задача, как конкретизированная цель и необходимое условие, указывающее педагогу путь достижения основной педагогической цели. Виды педагогических задач (стратегические, тактические, оперативные) и их характеристика. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Этапы решения педагогической задачи. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Планирование работы классного руководителя, учителя-предметника, социального педагога. Этапы разработки проекта любой педагогической технологии (по В.П. Беспалько): 1) анализ будущей деятельности учащихся; 2) определение содержания обучения на каждой ступени обучения; 3) проверка степени нагрузки учащихся и расчёт необходимого времени на обучение при заданном способе построения дидактического процесса (скорости усвоения); 4) выбор организационных форм обучения и воспитания, наиболее благоприятных для реализации намеченного дидактического процесса; 5) подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям и включение их в ранее сформулированное содержание учебных предметов; 6) разработка системы учебных упражнений на основе представлений об алгоритме функционирования и включение их в содержательный контекст учебных пособий; 7) разработка материалов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и действий, соответственно целям обучения и критериям оценки степени усвоения; 8) разработка структуры и содержания учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, планирование уроков и домашней учебной работы школьников; 9) апробация проекта на практике и проверка завершённости учебно-воспитательного процесса, коррекция проекта. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе. Методы: лекция, семинарское занятие. Литература: 1-3, 5, 6, 11-15, 28-32, 40, 41, 56, 57, 61, 62, 80. Вопросы для самопроверки: 1) В чём заключается сущность и специфика педагогической задачи? 2) Охарактеризуйте типы педагогических задач. 3) Что такое технология конструирования педагогического процесса? 4) В чём заключается суть прогнозирования и проектирования педагогического процесса? 5) Охарактеризуйте технологии осуществления педагогического процесса. 6) Опишите этапы решения педагогических задач. 7) Какова структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе? 8) В чём заключается проявление профессионализма и мастерства при решении педагогических задач? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Подготовьте тезисный план ответа на вопрос: «Педагогическая диагностика и постановка целей и задач образовательного процесса». 2) Подготовьте план ответа на вопрос: «Планирование как результат конструктивной деятельности педагога». 3) Опираясь на схематическое описание этапов разработки любой педагогической технологии по В.П. Беспалько (см. выше) попытайтесь предложить собственную «микротехнологию» решения актуальной на ваш взгляд педагогической задачи в отношении вашей студенческой группы. Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Развитие проблемы педагогического проектирования в современной отечественной педагогике». 2) Эссе на тему: «Можно ли курсом “Педагогические технологии“ заменить весь блок педагогических дисциплин, изучаемый в вузе?»
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |