КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Современные педагогические технологии
Цель изучения темы – рассмотреть современные педагогические технологии в их разнообразии. Задачи изучения темы: 1) выявить основные качества современных педагогических технологий; 2) рассмотреть научные подходы к классификации педагогических технологий; 3) изучить наиболее известные сегодня технологии в классификации на основе направления модернизации педагогической системы. Объем темы: 10 часов. Содержание темы: Общая характеристика педагогических технологий. Основные качества современных технологий. Проблема типологии педагогических технологий. Научные подходы к классификации педагогических технологий (по уровню применения, по философской основе, по методологическому подходу, по ведущему фактору развития личности, по научной концепции передачи и освоения опыта, по ориентации на личностные сферы и структуры индивида, по характеру содержания и структуры, по типу управления педагогическим процессом, по преобладающим методам обучения и воспитания, по организационным формам, по средствам обучения, по подходу к ребенку и характеру воспитательных взаимодействий, по направлению модернизации педагогической системы, по категории воспитанников и обучаемых). Обзор технологий в классификации на основе направления модернизации педагогической системы: - педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.); - педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, технология организации развивающих видов деятельности школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В. Репкин и др.), технология организации коллективной творческой деятельности (М.Д. Виноградова, И.Б. Первин, В.В. Рубцов, В.П. Тарантей и др.), коммуникативное обучение Е.И. Пассова, мультимедийные технологии и др.);
- педагогические технологии на основе эффективной организации и управления процессом обучения (программированное обучение (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик, И.Н. Закатова), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой, групповые и коллективные способы обучения (И.Б. Первин, В.К. Дьяченко), информационные технологии и др.); - педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (интегральная технология П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова и др.); - педагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функций образовательных учреждений (технология адаптивной школы, здоровьесберегающие технологии (Б.П. и Л.А. Никитины, В.Ф. Базарный, Г.П. и Е.В. Воронковы, А.Ф. Пазухин, Л.Е. Бычкова и др.); - технологии на основе усиления социально-воспитательных функций педагогических процессов (технологии организации досуговой деятельности, технологии формирования образовательной среды и др.); - альтернативные технологии (вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка, технология коллективной мыследеятельности (Г.П. Щедровицкий, К.Я. Вазина), технология учебного проектирования, технология педагогических мастерских и др.);
- целостные авторские школы («Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова и Л.Н. Погодиной, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, школа–парк М.А. Балабана, агрошкола А.А. Католикова и др.). Перспективные направления развития педагогической технологии как научной дисциплины. Методы: лекция, семинарские занятия. Литература: 1-4, 7-14, 16, 17, 19-27, 29, 33, 35-40, 42-48, 50, 52-56, 58-61, 63-79, 83. Вопросы для самопроверки: 1) Какие подходы к классификации педагогических технологий вы знаете? 2) Перечислите известные вам классификации педагогических технологий. 3) Опишите одну из известных Вам классификаций педагогических технологий. 4) Охарактеризуйте педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала 5) Опишите известные Вам технологии на основе усиления социально-воспитательных функций педагогических процессов. В чем их специфика? 6) Охарактеризуйте педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений 7) Раскройте сущность педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. 8) Почему альтернативные технологии так называются? Охарактеризуйте те из них, которые известны Вам. 9) В чём заключается сущность педагогических технологий на основе эффективной организации и управления процессом обучения? 10) Охарактеризуйте педагогические технологии авторских школ (на выбор). 11) Как вы оцениваете перспективы развития педагогической технологии как научной дисциплины? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Напишите аннотацию на книгу В.Ф. Шаталова «Куда и как исчезли тройки» (М.: Педагогика, 1979). 2) Разработайте собственный проект применения одной из изученных Вами педагогических технологий в условиях отечественной образовательной практики. Структура проекта должна иметь следующий вид: 1. тип образовательного учреждения, на которое ориентирована технология; 2. возраст детей и их количество; 3. форма организации педагогического процесса, название, время применения; 4. цели, которые ставит перед собой педагог (образовательные, воспитательные, развивающие;
5. методы осуществления педагогического процесса, раскрывающие специфику избранной педагогической технологии. Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Коммуникативная технология изучения иностранного языка Е.И. Пассова». 2) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффективность учебного портфолио как новой формы контроля и оценки достижений учащихся». 3) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффективность технологии обучения по методу проектов в современной российской школе». 4) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффективность технологии уровневой дифференциации в современной российской школе». 5) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффективность технологии педагогических мастерских в условиях современной российской школы». 6) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Возможности технологии учебного проектирования в условиях современной российской школы». 7) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Современные технологии оценивания деятельности учащихся». 8) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Возможности информационных технологий в повышении творческого потенциала школьников». 9) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Эффективность современных технологий работы школы с семьей». 10) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Модель организации воспитательной работы в школе В.А. Караковского». 11) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Модель работы школы С. Френе». 12) Реферат (или электронная презентация) на тему: «Модель работы школы А. Нила».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |