КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Закономерности и принципы обучения как основа построения учебного процесса
Цель изучения темы - раскрыть систему принципов обучения на основе закономерностей обучения. Задачи изучения темы: 1) сформировать представление о роли законов и закономерностей в построении учебного процесса; 2) способствовать уяснению устойчивых связей между закономерностями и принципами обучения; 3) раскрыть суть общепризнанных принципов обучения. Объем темы: 2 часа. Содержание темы: Закономерности и принципы обучения. Закономерность обучения как педагогическая категория и теоретическая основа выработки принципов обучения. Классификация закономерностей обучения (дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, организационные закономерности). Принцип обучения как категория дидактики. Из истории развития принципов обучения. Система дидактических принципов. Характеристика общепризнанных принципов обучения (научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, воспитывающего обучения, личностного подхода, связи теории с практикой). Взаимосвязь принципов обучения. Современные принципы обучения и воспитания. Реализация взаимосвязи современных принципов в учебном процессе. Методы: лекция. Литература: 1-3, 11, 12, 23, 33, 43, 46, 48. Вопросы для самопроверки: 1) Что выражают понятия «закономерность» и «закон»? 2) Какие группы закономерностей, и на основании каких критериев, выделяются в педагогике? 3) Влияет ли формулировка закономерности на её объективность? 4) Что такое принцип обучения? 5) Объясните взаимосвязь закономерностей и принципов обучения. 6) Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский? 7) Охарактеризуйте общепризнанные принципы обучения. 8) Почему Я.А. Коменский называл принцип наглядности в обучении «золотым правилом дидактики»? 9) В чём сущность принципа научности? Как его реализовать в обучении? 10) Какова роль принципов обучения в действиях учителя? 11) На какой принцип обучения необходимо опираться учителю, учитывая слова К.Д. Ушинского о том, что «дитя мыслит формами, красками, звуками»? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения. 2) За что Я.А. Коменского называют основоположником научной педагогики? 3) Я.А. Коменский писал: «Правильно обнаруженные общие понятия дадут нам общие и прочные законы разумного обучения, которые необходимо соблюдать всегда и всюду; кроме того, частные знания дадут нам, в свою очередь, законы частные, которые необходимо соблюдать только в частных случаях» (Коменский Я.А. Новейший метод языков // Избр. пед. сочинения: В 2 т. – М., 1982. – С.529). Сформулируйте смысл сказанного Я.А. Коменским современным научно-педагогическим языком. 4) Если ученику слишком легко даётся учеба, это должно только радовать учителя и родителей? Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Эссе на тему: «Все ли принципы обучения учитываются в школьной практике сегодня? Почему?» 2) Доклад на тему: «Закономерности обучения, установленные в античной педагогике». Тема 7. Содержание образования. Цель изучения темы – сформировать целостное представление о существующих в современной педагогике подходах к отбору и организации содержания образования. Задачи изучения темы: 1) осознать исключительную важность проблемы содержания образования в процессе формирования личности человека; 2) выявить многообразие подходов к отбору и организации содержания образования; 3) рассмотреть явление «стандартизации» образования; 4) изучить нормативные документы, определяющие содержание образование. Объем темы: 2 часа. Содержание темы: Понятие и сущность содержания образования. Теории материального и формального образования в педагогике. Дискуссионный характер проблемы содержания образования. Концепции содержания образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Источники содержания образования. Факторы, детерминирующие содержание школьного образования. Общедидактическая система критериев отбора содержания образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Сущность понятия «стандарт». Стандартизация в образовании и её основные объекты (структура, содержание, объём учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся). Государственный образовательный стандарт. Стандартизация образования в основной школе. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как составная часть государственного стандарта в области образования. Документы, в которых отражено содержание образования: учебные планы, учебно-методические комплекты (учебные программы, учебники, учебные книги и пособия, рабочие тетради для учащихся, учебно-методические пособия и рекомендации для учителей, дидактический и раздаточный материал, наглядные средства обучения). Инвариантная и вариативная часть учебного плана. - Федеральный, национально-региональный и школьные компоненты учебного плана конкретного ОУ. - Три вида занятий (обязательные, обязательные по выбору, факультативы). Образовательные области учебного плана. Характеристика учебных программ. Типовые, рабочие и авторские учебные программы. Способы построения учебных программ (линейный, концентрический, спиральный, смешанный). Учебник как основной источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения. Педагогические требования к учебнику (содержательные, методические, полиграфические). Стратегия развития вариативного образования в России. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Методы: лекция. Литература: 1-3, 6, 11-13, 23, 26, 28, 32, 33, 43, 46-51. Вопросы для самопроверки: 1) Раскройте сущность понятия «содержание образования». Какие подходы к его определению прослеживаются в современной дидактике? Охарактеризуйте каждый из них. 2) Опишите систему критериев отбора содержания образования. 3) Раскройте сущность явления стандартизации в образовании. В чём её положительные стороны? 4) Охарактеризуйте компоненты образовательного стандарта ОУ. 5) Охарактеризуйте способы построения учебных программ, указав на их достоинства и недостатки. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Составьте глоссарий следующих понятий, характеризующих элементы содержания образования: «знание», «умение», «навык», «способ деятельности», «творчество», «творческая деятельность», «социальный опыт», «культура», «ценность, «эмоционально-ценностное отношение», «чувство». Ответьте на вопросы: 1) Какие из этих понятий являются собственно дидактическими, а какие заимствованы из других наук? 2) Каким образом межпредметные связи дидактики с другими науками содействуют решению проблемы совершенствования содержания среднего и высшего образования? 2) Непременным условием и необходимым умением будущей профессиональной деятельности является умение работать с учебной программой. Проанализируйте учебную программу по Вашей специальности (специализации), отвечая на следующие вопросы: - Как, на Ваш взгляд, реализуются в программе основные программные функции - образовательная, воспитательная, развивающая и организационно-методическая? - Какой способ построения программы преимущественно используется в процессе структурирования учебного материала - линейный, концентрический, спиральный или смешанный? - Удалось ли авторам программы найти приемлемое решение проблемы целеполагания в обучении (усвоение знаний, умений и навыков, развитие определенных качеств личности учащегося, стимулирование познавательной активности и т.д.)? - Учитываются ли в программе возрастные и индивидуальные особенности обучаемых? В какой степени осуществляется дифференциация? - Какова технология обучения, используемая авторами рецензируемой программы? - В какой мере она нацелена на стимулирование познавательного интереса к предмету? - Достаточно ли глубоко и полно использованы межпредметные связи в учебном курсе? - Прослеживаются ли в логике построения программы основные компоненты содержания образования, выделенные И.Я. Лернером (от усвоения знаний в готовом виде к личному опыту осуществления способов деятельности, далее к опыту творческой, поисковой деятельности и от него к эмоционально-ценностному восприятию учебного материала)? - Согласны ли Вы с предлагаемым в программе перечнем общеучебных умений и навыков? Какие из них не отвечают данному возрастному периоду? Какие Вы хотели бы добавить? - Можно ли назвать данную программу «программой творческой самодеятельности личности обучаемого» или же это традиционная «программа передачи готовых знаний»? (Пуйман С.А., 1999). Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Эссе на тему: «Вариативность учебников: за и против». 2) Эссе на тему: «Зачем мне эти интегралы, я футболистом быть хочу…». 3) Эссе на тему: «Стандарт образования – путь к нестандартной личности». 4) Реферат на тему: «Проблема содержания образования в истории отечественной (зарубежной) педагогики (любой период)».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |