Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Закономерности и принципы обучения как основа построе­ния учебного процесса




Цель изучения темы - раскрыть систему принципов обу­чения на основе закономерностей обучения.

Задачи изучения темы:

1) сформировать представление о роли законов и закономерно­стей в построении учебного процесса;

2) способствовать уяснению устойчивых связей между законо­мерностями и принципами обучения;

3) раскрыть суть общепризнанных принципов обучения.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Закономерности и принципы обучения. Закономерность обучения как педагогическая категория и теоретическая основа выработки принципов обучения. Классификация закономерно­стей обучения (дидактические, гносеологические, психологиче­ские, кибернетические, организационные закономерности).

Принцип обучения как категория дидактики. Из истории раз­вития принципов обучения. Система дидактических принципов. Характеристика общепризнанных принципов обучения (научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, система­тичности и последовательности, прочности усвоения, воспиты­вающего обучения, личностного подхода, связи теории с практи­кой).

Взаимосвязь принципов обучения. Современные принципы обучения и воспитания. Реализация взаимосвязи современных принципов в учебном процессе.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 11, 12, 23, 33, 43, 46, 48.

Вопросы для самопроверки:

1) Что выражают понятия «закономерность» и «закон»?

2) Какие группы закономерностей, и на основании каких крите­риев, выделяются в педагогике?

3) Влияет ли формулировка закономерности на её объектив­ность?

4) Что такое принцип обучения?

5) Объясните взаимосвязь закономерностей и принципов обуче­ния.

6) Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский?

7) Охарактеризуйте общепризнанные принципы обучения.

8) Почему Я.А. Коменский называл принцип наглядности в обу­чении «золотым правилом дидактики»?

9) В чём сущность принципа научности? Как его реализовать в обучении?

10) Какова роль принципов обучения в действиях учителя?

11) На какой принцип обучения необходимо опираться учителю, учитывая слова К.Д. Ушинского о том, что «дитя мыслит формами, красками, звуками»?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.

2) За что Я.А. Коменского называют основоположником науч­ной педагогики?

3) Я.А. Коменский писал:

«Правильно обнаруженные общие понятия дадут нам общие и прочные законы разумного обучения, которые необходимо соблюдать всегда и всюду; кроме того, ча­стные знания дадут нам, в свою очередь, законы част­ные, которые необходимо соблюдать только в част­ных случаях» (Коменский Я.А. Новейший метод языков // Избр. пед. сочинения: В 2 т. – М., 1982. – С.529).

Сформулируйте смысл сказанного Я.А. Коменским совре­менным научно-педагогическим языком.

4) Если ученику слишком легко даётся учеба, это должно только радовать учителя и родителей?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Эссе на тему: «Все ли принципы обучения учитываются в школьной практике сегодня? Почему?»

2) Доклад на тему: «Закономерности обучения, установлен­ные в античной педагогике».

Тема 7. Содержание образования.

Цель изучения темы – сформировать целостное пред­ставление о существующих в современной педагогике подходах к отбору и организации содержания образования.

Задачи изучения темы:

1) осознать исключительную важность проблемы содержания образования в процессе формирования личности человека;

2) выявить многообразие подходов к отбору и организации со­держания образования;

3) рассмотреть явление «стандартизации» образования;

4) изучить нормативные документы, определяющие содержа­ние образование.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Понятие и сущность содержания образования. Теории материального и формального образования в педагогике. Дис­куссионный характер проблемы содержания образования. Кон­цепции содержания образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Источники содержания образования. Факторы, детерминирующие содержание школь­ного образования. Общедидактическая система критериев от­бора содержания образования.

Базовая, вариативная и дополнительная со­ставляющие содержания образования. Сущность понятия «стандарт». Стан­дартизация в образовании и её основные объекты (структура, со­держание, объём учебной нагрузки и уровень подготовки уча­щихся). Государст­венный образовательный стандарт. Стандар­тизация образования в основной школе. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как составная часть го­сударственного стандарта в области образования.

Документы, в которых отражено содержание образова­ния: учебные планы, учебно-методические комплекты (учебные программы, учебники, учебные книги и пособия, рабочие тет­ради для учащихся, учебно-методические пособия и рекомен­дации для учителей, дидактический и раздаточный материал, наглядные средства обучения).

Инвариантная и вариативная часть учебного плана. - Фе­деральный, национально-региональный и школьные компоненты учебного плана конкретного ОУ. - Три вида занятий (обязатель­ные, обязательные по выбору, факультативы).

Образовательные области учебного плана.

Характеристика учебных программ. Типовые, рабочие и ав­торские учебные программы. Способы построения учебных про­грамм (линейный, концентрический, спиральный, смешанный).

Учебник как основной источник знаний и организации само­стоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения. Педагогические требования к учебнику (содержательные, мето­дические, полиграфические).

Стратегия развития вариативного образования в России. Ти­пология и многообразие образовательных учреждений. Автор­ские школы.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 6, 11-13, 23, 26, 28, 32, 33, 43, 46-51.

Вопросы для самопроверки:

1) Раскройте сущность понятия «содержание образования». Ка­кие подходы к его определению прослеживаются в совре­мен­ной дидактике? Охарактеризуйте каждый из них.

2) Опишите систему критериев отбора содержания образова­ния.

3) Раскройте сущность явления стандартизации в образовании. В чём её положительные стороны?

4) Охарактеризуйте компоненты образовательного стандарта ОУ.

5) Охарактеризуйте способы построения учебных программ, указав на их достоинства и недостатки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте глоссарий следующих понятий, ха­рактеризующих элементы содержания образования: «знание», «умение», «на­вык», «способ деятельности», «творчество», «творче­ская деятельность», «социальный опыт», «культура», «цен­ность, «эмоционально-ценностное отношение», «чув­ство». Ответьте на вопросы: 1) Какие из этих понятий явля­ются собственно дидактическими, а какие заимствованы из других наук? 2) Каким образом межпредметные связи дидак­тики с другими науками содействуют решению проблемы со­вершенствования содержания среднего и высшего образова­ния?

2) Непременным условием и необходимым умением будущей про­фессиональной деятельности является умение работать с учебной программой. Проанализируйте учебную программу по Вашей специальности (специализации), отвечая на сле­дующие вопросы:

- Как, на Ваш взгляд, реализуются в программе основ­ные программные функции - образователь­ная, воспитательная, развивающая и организаци­онно-методическая?

- Какой способ построения программы преимущест­венно используется в процессе структурирования учебного материала - линейный, концентрический, спиральный или смешанный?

- Удалось ли авторам программы найти приемлемое ре­шение проблемы целеполагания в обучении (ус­воение знаний, умений и навыков, развитие опре­деленных ка­честв личности учащегося, стимулиро­вание познава­тельной активности и т.д.)?

- Учитываются ли в программе возрастные и индиви­дуальные особенности обучаемых? В какой сте­пени осуществляется дифференциация?

- Какова технология обучения, используемая авто­рами рецензируемой программы?

- В какой мере она нацелена на стимулирование по­знавательного интереса к предмету?

- Достаточно ли глубоко и полно использованы меж­предметные связи в учебном курсе?

- Прослеживаются ли в логике построения про­граммы основные компоненты содержания образо­вания, выделенные И.Я. Лернером (от усвоения знаний в готовом виде к личному опыту осуществ­ления способов деятельности, далее к опыту твор­ческой, поисковой деятельности и от него к эмо­ционально-ценностному восприятию учебного ма­териала)?

- Согласны ли Вы с предлагаемым в программе пе­речнем общеучебных умений и навыков? Какие из них не отве­чают данному возрастному периоду? Какие Вы хотели бы добавить?

- Можно ли назвать данную программу «программой творческой самодеятельности личности обучае­мого» или же это традиционная «программа пере­дачи готовых знаний»? (Пуйман С.А., 1999).

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Эссе на тему: «Вариативность учебников: за и против».

2) Эссе на тему: «Зачем мне эти интегралы, я футболистом быть хочу…».

3) Эссе на тему: «Стандарт образования – путь к нестандарт­ной личности».

4) Реферат на тему: «Проблема содержания образования в истории отечественной (зарубежной) педагогики (любой пе­риод)».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.