КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Образование как многоаспектный феномен
Цель изучения темы - сформировать целостное представление об образовании как многоаспектном феномене. Задачи изучения темы: 1) рассмотреть категорию «образование» как ценность, как процесс и как результат; 2) осмыслить соотношение понятий «образовательный процесс», «учебно-воспитательный процесс», «педагогический процесс»; 3) раскрыть сущность образования как педагогического процесса; 4) систематизировать знания об инновационных процессах в образовании. Объем темы: 2 часа. Содержание темы: Образование как общественное явление и педагогический процесс. Различные трактовки феномена «образование». Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен. Социокультурные функции образования. Образование как фактор становления человека в различные периоды жизни. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Образование как система. Образование как многоуровневое явление. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Теории целостного педагогического процесса. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность. Закономерности педагогического процесса (обусловленность воспитания и обучения общественными потребностями и условиями, взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; зависимость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; взаимосвязь коллектива и личности в учебно-воспитательном процессе; взаимозависимость задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагогическом процессе). Концепции, реализуемые в современном образовательном процессе (концепция гуманизации взаимоотношений, концепция развития индивидуальности, концепция социализации). Принципы целостного педагогического процесса (целенаправленность педагогического процесса; связь с жизнью; научность; доступность; систематичность и последовательность; сознательность, активность, самодеятельность; творчество и инициатива учащихся в сочетании с педагогическим руководством; связь воспитания и обучения с трудом; наглядность; коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка; гуманность, прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения и развития; единство знания и поведения; положительный эмоциональный фон педагогического процесса). Диалектика и движущие силы педагогического процесса. Психолого-педагогические основы педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Инновационные образовательные процессы. Педагогическая инновация как нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющее целью повышение их эффективности. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и региональные направления и тенденции. Российская система образования. Выработка современных подходов к содержанию и уровню образования, академической мобильности, контролю качества обучения, разработке новых образовательных стандартов в контексте Болонской декларации. Методы: лекция. Литература: 1-3, 5, 10-12, 16, 18, 22, 32, 35, 36, 43, 46, 48. Вопросы для самопроверки: 1) Какие Вы знаете трактовки феномена «образование». 2) Раскройте сущность категории «целостность» по отношению к образованию как педагогическому процессу. 3) Охарактеризуйте и соотнесите между собой закономерности и принципы педагогического процесса. 4) Какая из современных дидактических концепций Вам наиболее близка? Обоснуйте ответ. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения. 2) Как Вы относитесь к процессам так называемого «оболонивания» России? Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Эссе на тему: «Моё отношение к инновациям в образовании». 2) Реферат на тему: «Образование как общественное явление и педагогический процесс».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |