Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Образование как многоаспектный феномен




Цель изучения темы - сформировать целостное пред­ставление об образовании как многоаспектном феномене.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть категорию «образование» как ценность, как про­цесс и как результат;

2) осмыслить соотношение понятий «образовательный про­цесс», «учебно-воспитательный процесс», «педагогический процесс»;

3) раскрыть сущность образования как педагогического про­цесса;

4) систематизировать знания об инновационных процессах в образовании.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Образование как общественное явление и педагоги­ческий процесс. Различные трактовки феномена «образова­ние». Образование как общечеловеческая ценность. Образо­вание как социокультурный феномен. Социокультурные функции образования. Образование как фактор становления человека в различные периоды жизни.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обуче­ния в интересах человека, общества и государства.

Образование как система. Образование как многоуров­невое явление.

Сущность, движущие силы, противоречия и логика обра­зо­вательного процесса.

Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Теории целостного педагогического процесса. Сущно­стные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерыв­ность, цикличность.

Закономерности педагогического процесса (обусловлен­ность воспитания и обучения общественными потребностями и условиями, взаимозависимость процессов воспитания, обуче­ния, образования и развития личности; определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; зависи­мость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; взаимосвязь коллектива и личности в учебно-воспитательном процессе; взаимозависимость задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагоги­ческом процессе).

Концепции, реализуемые в современном образователь­ном процессе (концепция гуманизации взаимоотношений, кон­цепция развития индивидуальности, концепция социализации).

Принципы целостного педагогического процесса (целена­правленность педагогического процесса; связь с жизнью; науч­ность; доступность; систематичность и последовательность; сознательность, активность, самодеятельность; творчество и инициатива учащихся в сочетании с педагогическим руково­дством; связь воспитания и обучения с трудом; наглядность; коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ре­бенка; гуманность, прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения и развития; единство знания и поведения; положительный эмоциональный фон педагогиче­ского процесса). Диалектика и движущие силы педагогического процесса.

Психолого-педагогические основы педагогического про­цесса. Этапы педагогического процесса.

Инновационные образовательные процессы. Педагогиче­ская инновация как нововведение в педагогическую деятель­ность, изменение в содержании и технологии обучения и воспи­тания, имеющее целью повышение их эффективности. Рефор­мирование образования в современном мире: глобальные, на­циональные и региональные направления и тенденции. Россий­ская система образования. Выработка современных подходов к содержанию и уровню образования, академической мобильно­сти, контролю качества обучения, разработке новых образова­тельных стандартов в контексте Болонской декларации.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 5, 10-12, 16, 18, 22, 32, 35, 36, 43, 46, 48.

Вопросы для самопроверки:

1) Какие Вы знаете трактовки феномена «образование».

2) Раскройте сущность категории «целостность» по отношению к образованию как педагогическому процессу.

3) Охарактеризуйте и соотнесите между собой закономерности и принципы педагогического процесса.

4) Какая из современных дидактических концепций Вам наибо­лее близка? Обоснуйте ответ.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.

2) Как Вы относитесь к процессам так называемого «оболонива­ния» России?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Эссе на тему: «Моё отношение к инновациям в образова­нии».

2) Реферат на тему: «Образование как общественное явле­ние и педагогический процесс».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.