КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Методы и средства обучения
Цель изучения темы - сформировать целостное представление о существующих в современной педагогике подходах к отбору методов и средств обучения. Задачи изучения темы: 1) выявить сущность категорий «метод» и «метод обучения»; 2) соотнести понятия «метод обучения», «приём обучения», «средство обучения«; 3) рассмотреть различные классификации методов и средств обучения. Объем темы: 4 часа. Содержание темы: Метод как многомерное явление. Методы обучения. Понятие, сущность и содержание метода и приема обучения. Из истории развития методов обучения. Проблема классификации методов обучения. Классификация методов обучения по дидактическим целям (методы изложения новых знаний, методы повторения и закрепления знаний, методы применения знаний, методы контроля). Классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические). Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские). Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в обучении). Выбор методов обучения. Сущность понятия «средства обучения». Объекты, выполняющие функцию средств обучения (материальные и духовные). Классификация средств обучения: по субъекту деятельности (преподавания и обучения), по составу объектов (материальные и идеальные), по отношению к учебной информации (изучения нового материала, запоминания, повторения и закрепления, контроля качества знаний, организации и управления учебном процессом, информационные), по функциям в учебном процессе (коммуникации и учебной работы), по чувственной модальности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные) и т.д. Наглядные средства как важнейшие из материальных средств обучения (объёмные пособия, печатные пособия, проекционный материал). Мысль как средство обучения. Методы: лекция, семинарское занятие. Литература: 1-3, 11, 12, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 28, 29, 31-33, 39, 41, 43, 46-48, 52, 53. Вопросы для самопроверки: 1) Дайте определение понятиям метод обучения, методический прием. 2) Методы обучения тождественны принципам обучения? 3) Чем обусловлено многообразие методов обучение? 4) Чем обусловлен исторический характер развития методов обучения их использование в практике преподавания? 5) Раскройте исходные позиции классификации методов обучения. 6) Какие практические методы обучения применяются в учебном процессе? Что общего в их использовании? В чем своеобразие отдельных методов? 7) Покажите, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения. 8) Какие условия определяют выбор методов и средств обучения? Перечислите их, приведите примеры. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения. 2) Какие методы обучения используют в своей работе педагоги-новаторы? Что, по Вашему мнению, в их опыте заслуживает изучения и распространения? Что является достоянием индивидуальности педагога, а что представляется неубедительным? 3) Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный? Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Проблема исследовательского метода в педагогике: история и современное состояние». 2) Реферат на тему: «Многообразие средств обучения в современной школе».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |