Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По основным вопросам темы. Практический материал для усвоения и контроля знаний




Практический материал для усвоения и контроля знаний

Вопросы к семинару

Основные педагогические понятия по теме

План

1. Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики. Связь педагогики с другими науками. Структура педагогической науки. Терминологический аппарат педагогики.

2. Аксиологические основы педагогики.

3. Методология педагогического исследования.

4. Методы педагогического исследования.

Педагогика, воспитание, обучение, образование, аксиология, знание, умение, навык, педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая технология, общая педагогика, отраслевая педагогика, методология, педагогический эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, теоретический анализ.

1. История развития педагогики как области практической деятельности.

2. Возникновение педагогики как науки о воспитании и ее историческое развитие.

3. Педагогический эксперимент: цель, задачи, этапы, особенности оформления результатов исследования.

Задание № 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

A) Объектом исследования педагогики являются:

1) дети;

2) не только дети, но и взрослые;

3) педагогические процессы: воспитание, обучение, образование;

4) явления действительности, которые обусловливают развитие человека.

Б) Педагогика как наука изучает:

1) развитие ребенка в процессе образования;

2) возможности применения различных методов воспитания и обучения;

3) образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах;

4) влияние специальных социальных институтов на развитие ребенка.

B) Функции педагогики подразделяются:

1) на методологические, теоретические и практические;

2) технологические и прогностические;

3) описательные, диагностические, прогностические, проективные;

4) теоретические и технологические.

Задание № 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

А) Воспитание – это:

1) процесс взаимодействия педагогов и воспитанников;

2) специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса;

3) целенаправленный процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему.

Б) Обучение – это:

1) целенаправленный процесс передачи знаний, формирования умений и навыков, осуществляемый в образовательных учреждениях;

2) процесс усвоения знаний, умений и навыков учащимися при специально организованной поддержке учителя;

3) целенаправленное взаимодействие педагога и учащихся с целью формирования у детей научного мировоззрения;

4) специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

В) Педагогический процесс – это:

1) специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования;

2) совместная деятельность педагогов и воспитанников, осуществляемая в образовательных учреждениях и направленная на реализацию образовательных задач;

3) совместная деятельность учителя и ученика, организуемая с целью обеспечения условий для развития личности ребенка.

Задание № 3. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

К аксиологическим принципам педагогики относятся следующие положения:

1) формирование систематизированных знаний, умений и навыков;

2) бесплатность и доступность образования;

3) равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей;

4) равнозначность традиций и творчества;

5) экзистенциальное равенство людей;

6) адаптивность системы образования к возможностям ребенка.

Задание № 4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

А) К педагогическим ценностям относятся:

1) личностные, общественные, государственные;

2) личностные, групповые, государственные;

3) личностные, групповые, социальные;

4) индивидуальные, коллективные, социальные.

Б) Социальные педагогические ценности проявляются:

1) в различных педагогических концепциях;

2) общественном сознании;

3) мировоззрении человека.

В) Система педагогических ценностей включает:

1) ценности‑цели, ценности‑методы, ценности‑средства, ценности‑ка­че­ства;

2) ценности‑средства, ценности‑отношения, ценности‑знания,

3) ценности‑знания, ценности‑отношения, ценности‑цели, ценности‑ме­тоды;

4) ценности‑цели, ценности‑средства, ценности‑отношения, ценности‑ка­чества, ценности‑знания.

Г) Ценности‑средства по своей сущности являются:

1) инструментальными;

2) теоретическими;

3) самодостаточными;

4) аксиологическими.

Задание № 5. Соотнесите понятия и определения:

1) методология;

2) дескриптивная методология;

3) прескриптивная методология;

а) учение о принципах регулирования деятельности;

б) учение о принципах построения, формах и способах научно‑поз­на­ва­тельной деятельности;

в) учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания.

Задание № 6. Расположите уровни методологического знания по Э. Г. Юдину:

1) конкретно‑научный;

2) технологический;

3) философский;

4) общенаучный.

Задание № 7. Соотнесите названия философских учений и их основные положения.

1) экзистенциализм;

2) неотомизм;

3) неопозитивизм;

4) прагматизм;

5) диалектический материализм;

а) мир разделен на материальный и духовный; наука не может раскрыть всю сущность мира; в воспитании ведущая роль принадлежит религии; вся система образования должна быть ориентирована на развитие досознательного стремления приобщиться к Богу;

б) объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта; нет объективного знания и объективной истины; внешний мир враждебен человеку; индивид должен творить себя сам; не должно быть никаких программ и учебников; необходима индивидуализация обучения;

в) абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими; верным является только то, что получено с помощью количественных методов; обществознание относится к области мифологии; приоритет методов познания, а не его содержания; главное не знания, а способы их приобретения;

г) материя первична, а сознание вторично; сознание является продуктом деятельности мозга человека; явления объективного мира и сознания причинно обусловлены; все предметы и явления находятся в состоянии развития; развитие личности детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека; ведущая роль в развитии личности принадлежит воспитанию; личность и деятельность человека находятся в единстве;

д) познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека; объективного знания не существует; всякое знание истинно, если оно получено в практической деятельности; необходимо развивать активность ребенка, его мотивацию; цель образования заключается в самовыявлении данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей.

Задание № 8. Выберите правильный ответ.

К основным методологическим параметрам педагогического исследования относятся:

1) цель, предмет, объект, методы исследования;

2) проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения;

3) тема, объект, предмет, цель, гипотеза, методы;

4) проблема, цель, объект, предмет, гипотеза.

Задание № 9. Разделите методы исследования на группы: теоретические и эмпирические.

Эксперимент, анализ, синтез, обобщение, тестирование, наблюдение, изучение документации, изучение продуктов деятельности.

Задание № 10. Какое наблюдение можно отнести к методу научного исследования.

1. Дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой.

2. Педагог ведет наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ.

3. Классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников.

4. На экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдает за поведением муравьев.

5. Молодой учитель наблюдает за действиями опытного коллеги на уроке.

Задание № 11. Некоторые требования к педагогическому наблюдению среди предложенных альтернатив неверны.

1. Ранжирование объектов наблюдения.

2. Выделение объектов наблюдения.

3. Постановка задач наблюдения.

4. Предсказание ожидаемых результатов наблюдения.

5. Возможность количественного измерения результатов наблюдения.

6. Обработка полученных данных.

7. Фиксация результатов наблюдения.

8. Планомерность и систематичность наблюдений.

9. Скорость регистрации наблюдаемых событий.

Задание № 12. Какие из приведенных методов являются методами научно‑педагогического исследования? Почему?

1. Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей.

2. Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.

3. Беседа с учениками о правилах поведения.

4. Беседа директора школы с мальчиком, который обидел девочку.

5. Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.

Задание № 13. Педагогические ситуации.

А) Какие методы педагогического исследования могла применить учительница?

Учительница А. В. перешла работать в новую школу. Её назначили классным руководителем 5‑го класса. С целью изучения детей она решила пойти с ними в поход. Взяли с собой рюкзаки, ведра, кастрюли, палатки и все необходимое для однодневного подхода. Уставшие, но радостные возвратились ребята домой. Многое узнала о своих учениках А. В.

Б) Какой метод педагогического исследования применила учительница? Почему личная встреча с учащимися разочаровала Н. В.?

В школу пришла молодая учительница русского языка Н. В. Её назначили классным руководителем 7‑го класса. До начала учебного года оставалось 2 недели. Она решила познакомиться со своими будущими воспитанниками. Попросила классный журнал 7‑го класса, личные дела учащихся. Внимательно изучила личные дела каждого ученика, особенно вчитывалась в характеристики, посмотрела успеваемость по журналу. И хотя не видела ребят, но в её воображении рисовался образ почти каждого мальчика и девочки. Наконец наступило 1 сентября. Первая неделя совместной работы с воспитанниками. Личное знакомство несколько разочаровало Н. В.

 

Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.