Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По основным вопросам темы. Практический материал для усвоения и контроля знаний




Практический материал для усвоения и контроля знаний

Вопросы к семинару

Основные педагогические понятия по теме

План

1. Сущность содержания образования и его исторический характер.

2. Теории формирования содержания образования. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования.

3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

Содержание образования, Государственный образовательный стандарт, федеральный компонент, национально‑региональный компонент. Компонент образовательного учреждения, базисный учебный план, типовой учебный план, учебный план школы, учебник, учебная программа, типовые, рабочие и авторские учебные программы.

1. Содержание общего среднего образования.

2. Государственный образовательный стандарт.

3. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

Задание № 1. Выберите правильный ответ.

Содержание образования с позиции личностно‑ориентированного подхода – это:

1) совокупность знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе обучения и воспитания;

2) совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно‑воспи­та­те­ль­ной работы;

3) совокупность знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно‑воспитательной работы;

4) педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально‑волевого отношения.

Задание № 2. Выберите правильный ответ.

A) Основные теории формирования содержания образования, сложившиеся в XVIII–XIX вв.:

1) материальная и формальная;

2) традиционная и инновационная;

3) личностно‑ориентированная и авторитарная.

Б) Цель современного образования:

1) развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность;

2) обеспечение условий для гармоничного развития личности.

Задание № 3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

А) К принципам формирования содержания образования, выдвинутых В. В. Краевским, не относится:

1) принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

2) принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения;

3) принцип адаптивности содержания образования уровню развития и подготовки личности;

4) принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования;

5) принцип гуманитаризации содержания образования;

6) принцип фундаментализации содержания образования.

Б) К критериям отбора основ наук, изучаемых в современной российской средней школе, выдвинутых Ю. К. Бабанским, не относится:

1) соответствие содержания учебных предметов уровню технологической компетентности педагога;

2) целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

3) научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

4) соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

5) соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение;

6) учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

7) соответствие содержания общего образования имеющейся учебно‑ме­тодической и материальной базе современной школы.

Задание № 4. Выберите правильный ответ.

Образовательный стандарт – это:

1) система требований к организации процесса усвоения обучающимися содержания образования;

2) система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности;

3) нормативный документ, в котором содержатся требования к уровню подготовки обучающихся на каждом этапе обучения.

Задание № 5. Выберите правильные ответы.

А) К компонентам Государственного образовательного стандарта не относится:

1) федеральный;

2) регионально‑национальный;

3) компонент образовательного учреждения;

4) национально‑региональный.

Б) Федеральный компонент стандарта образования не включает:

1) описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

2) требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

3) максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения;

4) максимальный уровень подготовки учащихся.

Задание № 6. Выберите правильный ответ.

В Российской Федерации не существует:

1) учебного плана общеобразовательной средней школы;

2) типового учебного плана;

3) федерального учебного плана;

4) базисного учебного плана.

Задание № 7. Выберите правильный ответ.

Приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям обеспечивает:

1) инвариантная часть учебного плана;

2) вариативная часть учебного плана.

Задание № 8. Выберите правильный ответ.

К внетекстовым компонентам учебника не относятся:

1) таблицы и шрифтовые выделения;

2) рассуждения;

3) предисловия;

4) приложения;

5) вопросы и задания.

Задание № 9. Прочитайте текст. Сделайте выписки из предложенных выше текстов по направлениям:

1) ведущая идея теории формирования содержания образования;

2) основной принцип теории.

Современные научные теории и содержание образования

Среди многочисленных теорий отбора содержания образования к важнейшим относятся концепции дидактического материализма, формализма, утилитаризма, проблемно‑комплексная концепция, концепция структурализма, экземпляризма, функционального материализма, программирования и др. Коротко рассмотрим их сущность.

1. Дидактический материализм. Сторонники этой теории, истоки которой восходят к Я. А. Коменскому (XVII в.), считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей наук. На основе этого была разработана «энциклопедическая модель» содержания образования. Ее сущность: глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала в рамках одного предмета. Таким образом, данная модель охватывает разнообразные знания по отраслям наук, однако они зачастую слабо увязаны друг с другом, отмечается перегружен­ность информацией.

2. Дидактический формализм. Это название возникло в конце XVIII в. Использовал его Э. Шмидт, автор изданной в 1791 г. «Эмпирической психологии». Сторонники дидактического формализма рассматривали содержание образования как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главным критерием при отборе учебных предметов должна служить формирующая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. Уже в древности были сторонники дидактического формализма (Гераклит, Цицерон); в Новое время эти идеи разделяли И. Кант, А. Дистервег, Г. Спенсер и др. Однако они переоценивали значение субъективно‑процессуальной стороны.

3. Утилитаризм. Данную концепцию в области отбора и систематизации содержания образования выдвигали Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др. Сущность: единственный путь к овладению социальным наследием связан с возможностями приобщения учащихся к тем видам деятельности, которые позволили цивилизации стать тем, чем она есть. Реконструкция социального опыта – основной критерий при определении содержания обучения. Под воздействием утилитаризма сформировались следующие принципы отбора: создание проблемного подхода; формирование практических знаний; объединение работы с игрой; активизация деятельности учащихся и др.

4. Проблемно‑комплексный отбор. Автором является Б. Суходольский. Сущность: общее образование является необходимым компонентом профессионального образования, но его содержание – это основа жизни людей за пределами их профессиональной деятельности; содержание образования должно быть единым в неполной средней школе, но на старшей ступени его постепенно дифференцируют. Учебные дисциплины нужно изучать комплексно, интегрированно.

5. Структурализм. Этот термин был использован К. Сосницким при уточнении принципиального отбора содержания образования. Сущность: включение в учебные программы наиболее важного материала, отражающего фундаментальные положения науки и научной мысли на основе соблюдения принципов современности, логичности и единства теории с практикой.

6. Экземпляризм. Теория была разработана в 1958 г. западногерманским дидактом Гансом Штейером. В основе ее – концепция парадипломного (греч. «образец», «пример») обучения, согласно которой содержание образования следует представлять не столько систематически, сколько «фокусно» (без соблюдения хронологической последовательности), а также экземпляристское представление содержания.

7. Функциональный материализм. Автором этой теории является В. Оконь. В основе этой теории – положение об интеграционной связи познания с деятельностью. Основной критерий отбора содержания – мировоззренческий период. В содержании отдельных предметов должна отражаться их «ведущая идея», например идея эволюции в биологии, идея классовой борьбы в истории, идея функциональной зависимости в математике и т. п.

8. Теория дидактического программирования возникла в середине 1950‑х гг. в связи с появлением программированного обучения. По‑другому она называется теорией операциональной структурализации содержания. Сторонники этой теории основное внимание уделяют структуре знаний и существующих между ними связей, используют методы матриц, графов и т. д. (Куписевич Ч.Основы общей дидактики. М., 1986).

 

Тема 5. Теоретические основы обучения

План

1. Понятие обучения.

2. Сущность, структура и функции процесса обучения.

3. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

4. Принципы, формы и методы обучения.

5. Современные дидактические концепции.

6. Диагностика уровня обученности школьников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.