КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические умения
Вопрос 1: На основе результатов практики, проанализируйте деятельность воспитателя с точки зрения функциональных обязанностей педагога, профессиональных знаний, умений и навыков, личностных качеств. Определите свой профессиональный идеал (какие именно качества Вы считаете профессионально значимыми для педагога ДОУ). Проанализируйте, насколько Вы соответствуете своему идеалу и как стремитесь к нему приблизиться. Краткие ответы на вопросы ГИА Учебное пособие ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Сайбулина Майя Ризвановна Белова Юлия Александровна Диль Ирина Александровна
Редактор Т. М. Капанина
Издат № Раб. прогр. 2.1.1-2.1.18
Лицензия ЛР № 021278 от 06.04.98 г. Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Бумага типогр. Оперативная печать. Усл. печ. л. 10,98. Уч. – изд. л. 10,48. Тираж 770 экз. Заказ Цена договорная
Издательско-полиграфический центр ОГИС 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9
PAGE 148
Воспитатель – человек, профессионально берущий на себя ответственность за развитие другого человека – воспитанника. Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения была предметом изучения психологов и педагогов (Е.А. Панько, Л.Г. Семушина, В.И. Логинова, Р.С. Буре). Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет соответствующие требования к воспитателю. Прежде всего, это необходимость осознания величайшей ответственности за счастливое детство ребенка, его судьбу. Отсюда вытекают важнейшие профессиональные функции педагога: - создание педагогических условий для успешного воспитания детей (планирование и создание развивающей среды), - обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей, - осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми (реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов). - участие в педагогическом просвещении родителей; - регулирование и согласовывание воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения. - участие в опытной, исследовательской работе. В ДОУ, где я проходила практику воспитатель выполняет в полной мере все профессиональные функции (привести примеры, например, педагог всегда внимателен к окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке), предвидит любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей, вовремя проверяет состояние построек на участке детского сада, игрового оборудования, соответствие мебели росту детей; измеряет температуру воды, приготовленной для обливания; заранее определяет время, требующееся для просмотра диафильмов, чтобы предупредить переутомление воспитанников – выполнение 2 функции). Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций). Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам воспитатель, сознательно совершенствующий и свое мастерство, и свою личность. Исходя из функционального анализа деятельности педагога дошкольного учреждения определяют профессиограмму. Профессиограмма -это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков. Личностные качества педагога Профессиональная направленность (комплекс психологических установок на работу с детьми (чуткость, доброта, любовь к детям, готовность придти на помощь), профессиональное самосознание. Характеризует определенное отношение к обществу, природе, определенным людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения). Педагогическая эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия) – чуткость, доброжелательность, заботливость, тактичность. Педагогический такт (от латинского прикосновение, ощущение) – чувство меры, проявляющиеся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности. Педагогическая зоркость – способность педагога замечать развитие ребёнка, предвидеть перспективы, изменения в становлении личности каждого ребёнка и количества в целом. По внешним признакам в поведении педагог понимает изменения в настроении, умеет «читать» эмоции, предупреждая негативные формы поведения. Педагогический оптимизм – вера педагога в силы, возможности каждого ребёнка, в результативность образовательной работы. Проявляется во внутренней энергии, в умении увлечь, вдохновить, повести за собой в чувстве жизнерадостности. Педагогическая рефлексия – самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Деятельность педагога дошкольного учреждения многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями. Гностические умения – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки общественного мнения). Например, на практике в ДОУ педагог (я) изучала детей (родителей)с помощью таких методов, как наблюдение, диагностические методики и др. (привести примеры) Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса. Он проектирует материальное оснащение образовательного процесса (использование игрушек, оборудования для занятий, труда и др.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п. Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения. Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. При этом важно решить, что будет делать он сам, что можно поручить детям, а к чему целесообразно привлечь родителей. Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др. Владение методами и приемами работы с детьми: по развитию речи, по экологическому воспитанию, по физической культуре, по развитию математических представлений, по развитию художественных способностей, по развитию игровой деятельности, по осуществлению трудового воспитания. Умение осуществлять индивидуальный подход к детям.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |