Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические умения




Вопрос 1: На основе результатов практики, проанализируйте деятельность воспитателя с точки зрения функциональных обязанностей педагога, профессиональных знаний, умений и навыков, личностных качеств. Определите свой профессиональный идеал (какие именно качества Вы считаете профессионально значимыми для педагога ДОУ). Проанализируйте, насколько Вы соответствуете своему идеалу и как стремитесь к нему приблизиться.

Краткие ответы на вопросы ГИА

Учебное пособие

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Сайбулина Майя Ризвановна

Белова Юлия Александровна

Диль Ирина Александровна

 

 

Редактор Т. М. Капанина

 

Издат №

Раб. прогр. 2.1.1-2.1.18

 

 

Лицензия ЛР № 021278 от 06.04.98 г.

Подписано в печать Формат 60х84 1/16.

Бумага типогр. Оперативная печать.

Усл. печ. л. 10,98. Уч. – изд. л. 10,48. Тираж 770 экз. Заказ

Цена договорная

 

 

Издательско-полиграфический центр ОГИС

644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9

 

 

PAGE 148

 

 

Воспитатель – человек, профессионально берущий на себя ответственность за развитие другого человека – воспитанника.

Профессиональная деятельность педагога дошкольно­го учреждения была предметом изучения психологов и педагогов (Е.А. Панько, Л.Г. Семушина, В.И. Логинова, Р.С. Буре).

Фундаментальная роль дошкольного периода разви­тия в процессе становления человеческой личности опре­деляет соответствующие требования к воспитателю. Прежде всего, это необходимость осознания величайшей ответственности за счастливое детство ребенка, его судь­бу.

От­сюда вытекают важнейшие профессиональные функции педагога:

- создание педагогических условий для успешного вос­питания детей (планирование и создание развивающей среды),

- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья де­тей,

- осуществление воспитательно-образовательной рабо­ты с детьми (реализуется в планировании предстоя­щей работы на основе программно-методической доку­ментации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов).

- участие в педагогическом просвещении родителей;

- регулирование и согласовывание воспитательных воз­действий семьи и дошкольного учреждения.

- участие в опытной, исследовательской работе.

В ДОУ, где я проходила практику воспитатель выполняет в полной мере все профессиональные функции (привести примеры, например, педагог всегда внимателен к окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке), предвидит любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей, вовремя проверяет состояние построек на участке детского сада, игрового оборудования, соответствие мебели росту де­тей; измеряет температуру воды, приготовленной для об­ливания; заранее определяет время, требующееся для про­смотра диафильмов, чтобы предупредить переутомление воспитанников – выполнение 2 функции).

Таким образом, можно сделать вывод, что професси­ональная деятельность педагога дошкольного учрежде­ния весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций). Сферой педаго­гической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам воспитатель, сознательно совершенствующий и свое мастерство, и свою личность.

Исходя из функционального анализа деятельности педагога дошкольного учреждения определяют профессиограмму.

Профессиограмма -это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности пе­дагога, к объему и составу мировоззренческих, общекуль­турных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.

Личностные качества педагога

Профессиональная направленность (комплекс психологических установок на работу с детьми (чуткость, доброта, любовь к детям, готовность придти на помощь), профессиональное самосознание. Характеризует определенное отношение к обществу, природе, определенным людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения).

Педагогическая эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия) – чуткость, доброжелательность, заботливость, тактичность.

Педагогический такт (от латинского прикосновение, ощущение) – чувство меры, проявляющиеся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности.

Педагогическая зоркость – способность педагога замечать развитие ребёнка, предвидеть перспективы, изменения в становлении личности каждого ребёнка и количества в целом. По внешним признакам в поведении педагог понимает изменения в настроении, умеет «читать» эмоции, предупреждая негативные формы поведения.

Педагогический оптимизм – вера педагога в силы, возможности каждого ребёнка, в результативность образовательной работы. Проявляется во внутренней энергии, в умении увлечь, вдохновить, повести за собой в чувстве жизнерадостности.

Педагогическая рефлексия – самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Деятельность педагога дош­кольного учреждения многогранна по своим функци­ям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями.

Гностические умения – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки общественного мнения). Например, на практике в ДОУ педагог (я) изучала детей (родителей)с помощью таких методов, как наблюдение, диагностические методики и др. (привести примеры)

Конструктивные умения необходимы педагогу для про­ектирования педагогического процесса. Он проектирует материальное оснащение образовательного процесса (использование игрушек, оборудования для занятий, труда и др.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в со­ставлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.

Коммуникативные умения проявляются при установ­лении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администраци­ей дошкольного учреждения.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятель­ность воспитанников, родителей, коллег. При этом важно решить, что будет делать он сам, что можно поручить детям, а к чему целесообразно привлечь родителей.

Специальные умения педагога – это умения петь, танце­вать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вя­зать, выращивать растения, мастерить игрушки из так на­зываемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Владение методами и приемами работы с детьми: по развитию речи, по экологическому воспитанию, по физической культу­ре, по развитию математи­ческих представлений, по развитию художест­венных способностей, по развитию игровой деятельности, по осуществлению тру­дового воспитания. Умение осуществлять индивидуальный подход к детям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.