КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи сенсорного воспитания
Вопрос 12: По результатам наблюдений на практике раскройте этапы становления сюжетно-ролевой игры и значение этого в психическом развитии ребенка. Определите эффективность руководства игрой. Дайте рекомендации по развитию игровых умений. Вопрос 9: По результатам практики проанализируйте эффективность работы по воспитанию гуманности, начал патриотизма и гражданственности у дошкольников (пути, средства, методы). Ваши практические рекомендации. Беседа – диалог воспитателя и детей. Вырабатывает у детей собственные оценки происходящего, взгляды и суждения. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. 1. Рассказ –Важно не выводить нравоучения прямо, а предоставить возможность самому ребенку сделать выводы. 1) Соревнование –результативный метод, т.к. соревновательность заложена в психологии человека. Создает сильные эмоции; способно проявить совершенно неожиданные способности у ребенка, сплачивает детей, развивает дух коллективизма; Но если организовано неверно, может вызвать стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, жадность, погоню за призами. 2) Поощрение – метод педагогической поддержки. Воспитательный механизм этого метода построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (иногда можно купить дорогой подарок и так его вручить, что у ребенка не возникнут переживания радости, а иногда авторитетный, любимый воспитатель сделает короткую похвалу с ласковой улыбкой и это унесет ребенка на седьмое небо). 3) Наказание. Многие выдающиеся психологи-гуманисты (Песталоцци, Сухомлинский, Толстой, Корчак) считали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний. Это – позиция и современной педагогики. В «Толковом словаре» Даля «наказывать» - дать наказ, т.е. совет, в некотором случае – повеление. В этом объяснении точно прослеживается его механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку (без ошибок в жизни невозможно научиться ничему). Но в силу традиций мы еще не можем обходиться без этого метода, так нужно хотя бы демократизировать его (не унижать человеческого достоинства). В этом методе важна не форма, а переживания, которые вызваны у ребенка. Метод нравственного воспитания несет в себе определенное средство воспитания – явления окружающей жизни, которое воспитатель подчиняет своему вниманию и использует в воспитании. По существу, средства воспитания – это весь окружающий мир: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и т.д. Рекомендации: 1. Приоритет поощрении. – как методу воспитания. 2. педагогическое требование нельзя применять сгоряча или из простого желания добиться немедленного послушания. Ребенок должен чувствовать, что требование – от силы, уверенности и знания. 3. Если используется упражнение как метод воспитания, то доступность для ребенка, соразмерность его силам. 4. Любое поручение, используемое в целях нравственного воспитания, должно иметь понятный детям социальный смысл (на пользу – кому). 5. Метод поручения, особенно длительного, требует организации первичного успеха, поэтому можно помогать ребенку, привлекать мам и пап. 6. Поручений должно быть столько, чтобы хватило на всех детей. 7. Недопустимо соревнование во внешности, в проявлении нравственных качеств (кто у нас самый добрый); Леви В. предлагает «Семь правил наказания» (если уж без него не обойтись): 1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому; 2. Если есть сомнение: наказывать или нет – не наказывайте «на всякий случай»; 3. За один проступок – одно наказание. Если их сразу много – одно суровое наказание сразу за все; 4. Недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка – в большинстве случаев – достаточное наказание (даже законом учитывается срок давности преступления); 5. Ребенок не должен бояться наказания (должен бояться огорчения родителей). 6. Не унижайте ребенка (наказание не должно восприниматься как торжество сильного над слабым, как несправедливое – нет пользы). 7. Если ребенок наказан, значит он уже прощен, о прежних его проступках больше ни слова.
Исследования А.М.Виноградовой, Деминой И.С., Князевой Л.П., Пеньевской П.А. и др., посвященные проблеме воспитания гуманизма показали, что у ребенка дошкольника можно сформировать следующие нравственные качества: - сочувствие; - доброжелательность; - чуткость, - заботливое отношение к окружающему; - правдивость; - уважение к близким. Предпосылки для воспитания гуманизма возникают достаточно рано, поэтому педагогам важно ориентироваться в технических средствах и методах, которые содействуют формированию гуманных начал личности. Педагогу следует учитывать, что можно познакомить ребенка со всеми добродетелями, но это не поможет ему делать добро. Поэтому, главное в воспитании гуманных качеств – развивать в ребенке два умения: понимать другого и сопереживать (сочувствовать). Современные исследования позволили установить, что особенности гуманного поведения во многом зависят от влияния социальной среды и от повседневной жизни. В идеале необходимо, чтобы социальная среда отвлекала ребенка от жестоких наклонностей, не содействовала проявлению низких чувств (жестокости, злости, хитрости), а наоборот, способствовала проявлению высших чувств (сердечности, деликатности, чуткости). На современном этапе разработана модель воспитания гуманных качеств личности дошкольника, в которой выделяются три направления: формирование заботливого отношения к людям, к природе, к самому себе. Гражданское воспитание – это воспитание конкретных гражданских качеств: любви к семье, родному дому, природе, разным местам, уважение национальных традиций, уважение к людям разных национальностей, любви к Родине. Современная гуманистическая педагогика проводит идею воспитания у детей планетарного сознания, т.е. воспитания в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства. Сегодня идет процесс сближения с другими странами мира, но одновременно, именно в последнее десятилетие усилились межнациональные противостояния, конфликты (даже военные) между людьми разных национальностей, стремление к национальной обособленности и самоопределению. И это не может не отражаться на воспитании, следовательно, нужно найти пути разрешения противоречий между планетарным и национальным воспитанием. Т.е. любой житель должен иметь свои корни, свою Родину, свою Землю, свою культуру, благодаря чему он ощущает свою самобытность и непохожесть на других. Но он не должен с годами потерять ощущение принадлежности к миру, к планете Земля. Указанные две линии, если они раскрываются в единстве, способствуют гармоничности в социализации личности ребенка, заключают основу для формирования «комплекса гражданственность», в который входят любовь и привязанность к своей Родине, народу, планете, жителям Земли. Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма – т.е. чувство любви к Родине, к Отечеству. Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые любят свою Родину, умеют наряду с критикой подмечать привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательной работы. Следовательно, воспитателю следует задуматься над своим чувством любви к Родине.
В педагогике выдвигаются две большие группы игр творческие и игры с правилами. Каждый вид связан с конкретными воспитательными задачами и проходит определенные этапы своего развития на протяжении дошкольного возраста, каждый имеет свои специфические особенности. Специфика сюжетно-ролевой игры заключена в условном, замещающем характере. Она позволяет в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, включаться в разные события. Действие в воображаемой ситуации не требует получения реального, ощутимого продукта. Наблюдая за организацией игровой деятельности на практике, я увидела, что игровая деятельность проходит свой путь развития. Это касается и тематики игр, и способов построения игры, и сложности игровых умений, которые могут быть сформированы у детей. Развитие творческой игры рассматривали Ф.А. Фрадкина, Н.Я.Михайленко, К.А.Короткова, З.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Менджерицкая. Относительно творческих игр: специальными исследованиями установлено, что игра проходит определенные этапы своего развития: 1. Ознакомительная игра – когда действия с игрушками и другими предметами несет манипулятивный характер. Мотив игры задается через предмет-игрушку. Ребенок познает свойства предметов (захватывает, бросает). При соответствующей организации предметно-игровой среды ребенок сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке характерные свойства (погремушка звучит). 2. Отобразительная игра – дети усваивают способы действия с предметами, связанные с их физическими свойствами (катают, вкладывают до1,5 лет) и начинают их отображать. 3. Сюжетно-отобразительная игра когда дети начинают отображать не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов, т.е. жизненные ситуации. Действия становятся условными, а результат воображаемым (2-3 года). 4. Сюжетно-ролевая игра (3 г.ж.) – когда появляется роль в действиях (я - «шофер»). сначала действия с игрушками очень похожи на реальные, постепенно они становятся более обобщенными, превращаясь в условные действия «понарошку». Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольника. Основная особенность - наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет – ряд событий, объединенных жизненно-мотивированными связями, в которых рассказывается содержание игры. Роль – игровая позиция ребенка, стержень с/р игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные (как будто), вступают в ролевые отношения и в реальные. Наряду с игрушками в игру включаются разные предметы-заместители, разнообразные вещи, которым придается воображаемое, игровое значение. Сюжеты разнообразны, условно их делят на: - бытовые (в семью); - производственные (отражающие профессиональный труд людей); - общественные (празднование дня города, школа, полет на луну). Содержание игры – это то, что воспроизводит ребенок (отношения между людьми, их быт, труд, общественную деятельность). В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр (например, в больницу – маленькие дети измеряют температуру, осматривают горло, старшие – хирург, окулист…). Я проходила практику в ….. группе. Далее – дать характеристику по своему возрасту. Младший возраст – содержание игр отрывочное, нелогичное, дети часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом (покормил мишку, уложил спать….). А.П.Усова характеризовала такие игры как игры-действия. Интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка (усадила дочек за стол – увлеклась кастрюльками - так и не накормила). К концу младшего возраста дети начинают комбинировать события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, иллюстраций. На третьем году жизни, когда у ребенка растет стремление к самостоятельности, он начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого, хотя и не называет себя именем взрослого. Затем появляются ролевые обозначения (я - мама, врач). Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики (музыкальные инструменты, посуда). Т.е. ролевое взаимодействие осуществляется посредством игровых действий. Средний возраст – ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (капитан следит, чтобы матросы работали, пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти действия в игре с помощью слова, мимики, жестов. Ролевая речь становится средством взаимодействия. Старший возраст – в играх наблюдается целостность сюжета, взимосвязанность отражаемых событий. У детей складывается интерес к определенным сюжетам, обогащению содержания помогают взаимодействия в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Начинаются обобщения и усечения изображаемых в игре ситуаций, которые не вызывают особого интереса (заканчивают обед, едва поднеся ложку ко рту). Дети обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, планируют содержание. Появляются сюжеты по мотивам мультфильмов, книг, рассказов родителей. Помимо действий дети активно используют речевые комментарии (все как будто поспали) – словесное замещение событий. в играх появляются ролевые диалоги. Старшие дошкольники неохотно выполняют роли, не соответствующие полу. Воспитатель эффективно руководит игрой, ориентируясь на комплексный метод руководства и используя 1) приемы косвенного руководства игрой: а) формирование знаний о конкретной деятельности людей, которые составляют содержание игр детей. Знания детей можно получить на занятиях, во время наблюдений на прогулках, в разговорах с детьми, при чтении книг, путем бесед и рассматривая картин и иллюстраций в свободной деятельности и т.д. Для того, чтобы содержание знаний нашло отражение в играх, процесс ознакомления с окружающим должен закрепить чувства детей, вызвать у них глубокий интерес. б) внесение игрушек и содержание игровой обстановки до начала игры. Данный прием используется для того, чтобы вызвать интерес к новой теме игры или обогатить содержание бытующей. Характер игрушки и способ ее внесения зависит от задач, стоящих перед воспитателем. Данный прием следует использовать осторожно, чтобы не навязать игру детям. 2) прямые приемы руководства: - ролевое участие в игре; - участие в сговоре детей; - разъяснение; - помощь; - совет по ходу игры; - предложение новой темы игры и др. Это приводит к тому, что у детей наблюдается высокий уровень развития игровых умений. И гровые умения – преобладающий способ построения игры. . Наблюдая за играми, воспитатель развивает игровые умения детей: - степень развития самостоятельности и самоорганизации детей в игре; - умение договариваться; - умение создавать игровую обстановку, придумать и распределить роли; - придумать сюжет и развернуть его; - правильно подобрать или создать игровое оборудование, материал; - справедливо разрешать конфликты; - степень творчества, выдумки в игре; - умение выйти из игры. Таким образом, можно сказать, что воспитатель эффективно руководит игрой, используя целесообразные методы и приемы руководства и развивая игровые умения детей в соответствии с возрастом.
Вопрос 18: По результатам практики покажите задачи, содержание сенсорного воспитания дошкольников. Определите этап сенсорного развития детей, оцените условия и эффективность работы по сенсорному воспитанию. Ваши практические рекомендации. Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны. Сенсорное воспитание – педагогическое воздействие, направленное на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия. В дошкольном возрасте особое значение имеет чувственное познание, которое обеспечивается сенсорными процессами (ощущение и воспитание). Ощущение – психически познавательные процессы, обеспечивающие познание отдельных признаков свойств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Восприятие - психически познавательный процесс, обеспечивающий отражение всех признаков предмета, с которыми ребенок непосредственно соприкасается, действует. 2. Формирование у детей системных перцептивных действий (обследовательских действий) 3. Формирование у детей системных сенсорных эталонов (обобщение представления о свойствах, качествах, отношениях предметов) 4. Формирование у детей умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |