КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 21: По результатам практики покажите своеобразие обучения дошкольников, оцените эффективность использования методов и приемов обучения. Дайте практические рекомендации
Вопрос 20: Специфика дошкольного обучения на современном этапе (модели и типы обучения). Опираясь на результаты практики, оцените уровень развития учебной деятельности, покажите реализацию принципов обучения. Обучение – специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание) и тех, кого обучают (учение). Помимо этого – научение – результат процесса обучения. Специфика дошкольного обучения на современном этапе заключается в том, что обучение в школе направлено на усвоение основ наук. Дети же дошкольного возраста лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться: слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу. На занятиях у них формируются не только знания и умение осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия. Особенность обучения дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем они не могут выполнить поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное объяснение. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения. Еще одна особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребенка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры. Например, если на занятиях по лепке детям второй младшей группы предлагают вылепить печенье для кукол (в процессе обучения лепке дискообразной формы), то они с большим увлечением учатся, стараются передать форму как можно лучше. Еще одна особенность процесса обучения — оно должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного возраста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников должно быть наглядным. Спецификой обучения детей в детском саду является и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в разных формах. Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом, который определяет в соответствии с программой воспитания и обучения детей, по которой строится педагогический процесс в детском саду, содержание занятий. На современном этапе в дошкольном образовании приоритет отдается личностно-ориентированной модели обучения, которая характеризуется следующими критериями в отличие от учебно-дисциплинарной модели:
В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное. Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний. Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ee дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск и нужное русло, в совместном мышлении. Сущность опосредованною обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается. На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. Например, дети старшей группы вернулись после летнего отдыха, некоторые из них побывали в других городах, странах. Дети обмениваются впечатлениями, но знания их отрывочны, хотя и имеют яркую эмоциональную окраску. Педагог показывает книгу - атлас для дошкольников, объясняет ее особенности, вместе с детьми отыскивает города и страны, где они побывали. Девиз: «Научился сам – научи другого». Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. В дошкольном возрасте закладываются её предпосылки, к старшему дошкольному возрасту формируются такие элементы, как умение определять цель, способы ее достижения, добиваться результата, самоконтроль, умение планировать. На практике я сделала вывод о сформированности учебной деятельности по критериям, разработанным Анной Павловной Усовой: дети Слушают указания, руководствуются ими в работе, в случае непонимания задают вопросы, правильно оценивают работу других, правильно оценивают собственную работу, достигают нужных результатов, что свидетельствует о высоком уровне развития учебной деятельности. Анализируя процесс обучения в д/с, можно выделить следующие принципы, на которые опирается воспитатель: Принцип воспитывающего обучения. обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Пример: на любом занятии или при организации совместной деятельности воспитатель наряду с обучающими задачами решает и воспитательные, напрмер воспитание дружелюбия, ответственности и т.д.. Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка. В процессе обучения развиваются психические познавательные процессы, мыслительные операции и т.д. Сущность принципа научности достоит в. том, чтобы ребенок усваивал реальные знания,правильно отражающие действительность. Принцип наглядности Я. А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Все знания, полученные на занятиях, закрепляются в совместной деятельности. Принцип доступности предполагает учет уровня развития, подготовленности детей. - переходить от изучения того, что близко (история родного края) к тому, что далеко - переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Принцип осознания процесса обучения предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать, и т.п. Рекомендации могут быть следующие: например, вы считаете, что недостаточно организует воспитатель индивидуальных занятий в группе или вы считаете, что необходимо все занятия проводить фронтально, с обоснованием.
Обучение – специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание) и тех, кого обучают (учение). Помимо этого – научение – результат процесса обучения. Своеобразие дошкольного обучения заключается в том, что обучение в школе направлено на усвоение основ наук. Дети же дошкольного возраста лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться: слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу. На занятиях у них формируются не только знания и умение осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия. Особенность обучения дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем они не могут выполнить поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное объяснение. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения. Еще одна особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребенка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры. Например, если на занятиях по лепке детям второй младшей группы предлагают вылепить печенье для кукол (в процессе обучения лепке дискообразной формы), то они с большим увлечением учатся, стараются передать форму как можно лучше. Еще одна особенность процесса обучения — оно должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного возраста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников должно быть наглядным. Спецификой обучения детей в детском саду является и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в разных формах. Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом, который определяет в соответствии с программой воспитания и обучения детей, по которой строится педагогический процесс в детском саду, содержание занятий. По результатам практики, я увидела, что педагог использует разнообразные методы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей, в зависимости от цели и содержания предстоящего занятия, оснащенности педагогического процесса, от личности педагога. Метод обучения - система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых детей, обеспечивающих усвоение содержания образования. Прием обучения — составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер.
Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы. Демонстрация наглядных пособий - метод обучения, дающий ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов, а также позволяющий увидеть предметы и явления в динамике. Упражнение -многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Моделирование -наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком (предметные; предметно-схематические; графические) Опыты и экспериментирование – особая форма поисковой деятельности ребенка, направленная на познание признаков и свойств предметов и явлений, непосредственно воспринимаемых при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах) и скрытых, не поддающихся такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и пр.). Беседа -диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Можно порекомендовать педагогу, с учетом возраста детей в младшей группе приоритет отдавать наглядным и практическим методам обучения, в старшем – большая доля в учебном процессе должна принадлежать словесным методам (так как уже формируется словесно-логическое мышление). Таким образом, в дошкольном возрасте обучение должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |