Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 21: По результатам практики покажите своеобразие обучения дошкольников, оцените эффективность использования методов и приемов обучения. Дайте практические рекомендации




Вопрос 20: Специфика дошкольного обучения на современном этапе (модели и типы обучения). Опираясь на результаты практики, оцените уровень развития учебной деятельности, покажите реализацию принципов обучения.

Обучение – специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание) и тех, кого обучают (учение). Помимо этого – научение – результат процесса обучения.

Специфика дошкольного обучения на современном этапе заключается в том, что обучение в школе направлено на усвоение основ наук. Дети же дошкольного возрас­та лишь включаются в учебную дея­тельность, их учат учиться: слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу. На занятиях у них формируются не только знания и умение осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия. Особенность обучения дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем они не могут выполнить поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, исполь­зовать поэтапное объяснение. Однако постепенно следует пере­ходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения. Еще одна особенность обучения связана с тем, что у до­школьников в силу слабости нервных процессов процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению зада­ния, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Специфика обучения детей дошкольного возраста заклю­чается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребенка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сде­лать для игры. Например, если на занятиях по лепке детям второй младшей группы предлагают вылепить печенье для кукол (в процессе обучения лепке дискообразной формы), то они с большим увлечением учатся, стараются передать фор­му как можно лучше. Еще одна особенность процесса обучения — оно должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного воз­раста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников должно быть наглядным. Спецификой обучения детей в детском саду является и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в раз­ных формах. Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и прово­дятся педагогом, который определяет в соответствии с про­граммой воспитания и обучения детей, по которой строится педагогический процесс в детском саду, содержание занятий.

На современном этапе в дошкольном образовании приоритет отдается личностно-ориентированной модели обучения, которая характеризуется следующими критериями в отличие от учебно-дисциплинарной модели:

 

критерии ЛОМО УДМО
Цель Содействовать становлению ребенка как личности. Вооружить детей знаниями, умениями, навыками
Лозунг «Не рядом и не над, а вместе» «Делай, как я!»
Способы общения Умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
Тактика Сотрудничество Диктат и опека
Формы работы Игра Фронтальные занятия. Игра жестко регламентируется
Результат Расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка: его способностей, прав, перспектив. Взаимное отчуждение детей и взрослых, безынициативность детей, формальная дисциплина

В дидактике сложились разные типы обучения: пря­мое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель опре­деляет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (бу­дем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец спосо­бов выполнения задания (как рисовать де­рево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направ­ляет деятельность каждого ребенка на достижение резуль­тата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы дея­тельности. Создается проблемная ситуация, решить ко­торую с помощью имеющихся знаний, умений, в том чис­ле и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблем­ном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ee дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, кото­рый направляет поиск и нужное русло, в совместном мыш­лении.

Сущность опосредованною обучения в том, что педа­гог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только про­клевывается. На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную сре­ду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усво­ения новых знаний, умений, упрочить возникшие инте­ресы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. Например, дети старшей груп­пы вернулись после летнего отдыха, некоторые из них побывали в других городах, странах. Дети обменивают­ся впечатлениями, но знания их отрывочны, хотя и име­ют яркую эмоциональную окраску. Педагог показывает книгу - атлас для дошкольников, объясняет ее особенно­сти, вместе с детьми отыскивает города и страны, где они побывали. Девиз: «Научился сам – научи другого».

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. В дошкольном возрасте закладываются её предпосылки, к старшему дошкольному возрасту формируются такие элементы, как умение определять цель, способы ее достижения, добиваться результата, самоконтроль, умение планировать. На практике я сделала вывод о сформированности учебной деятельности по критериям, разработанным Анной Павловной Усовой: дети Слушают указания, руководствуются ими в работе, в случае непонимания задают вопросы, правильно оценивают работу других, правильно оценивают собственную работу, достигают нужных результатов, что свидетельствует о высоком уровне развития учебной деятельности.

Анализируя процесс обучения в д/с, можно выделить следующие принципы, на которые опирается воспитатель:

Принцип воспитывающего обучения. обучающая деятельность педагога преимуще­ственно всегда носит воспитывающий характер. Пример: на любом занятии или при организации совместной деятельности воспитатель наряду с обучающими задачами решает и воспитательные, напрмер воспитание дружелюбия, ответственности и т.д..

Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребен­ка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка. В процессе обучения развиваются психические познавательные процессы, мыслительные операции и т.д.

Сущность принципа научности достоит в. том, чтобы ребенок усваивал реальные знания,правильно отражающие действительность.

Принцип наглядности Я. А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики. Полноценное обуче­ние должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действи­тельности.

Принцип систематичности и последовательности пред­полагает, что усвоение учебного материала идет в опреде­ленном порядке, системе. Это требует логического пост­роения как содержания, так и процесса обучения. Все знания, полученные на занятиях, закрепляются в совместной деятельности.

Принцип доступности предполагает учет уровня развития, подготовленности детей.

- переходить от изучения того, что близко (история родного края) к тому, что далеко

- переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Принцип осознания процесса обучения предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать, и т.п. Рекомендации могут быть следующие: например, вы считаете, что недостаточно организует воспитатель индивидуальных занятий в группе или вы считаете, что необходимо все занятия проводить фронтально, с обоснованием.

 

Обучение – специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание) и тех, кого обучают (учение). Помимо этого – научение – результат процесса обучения.

Своеобразие дошкольного обучения заключается в том, что обучение в школе направлено на усвоение основ наук. Дети же дошкольного возрас­та лишь включаются в учебную дея­тельность, их учат учиться: слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу. На занятиях у них формируются не только знания и умение осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия. Особенность обучения дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем они не могут выполнить поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, исполь­зовать поэтапное объяснение. Однако постепенно следует пере­ходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения. Еще одна особенность обучения связана с тем, что у до­школьников в силу слабости нервных процессов процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению зада­ния, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Специфика обучения детей дошкольного возраста заклю­чается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребенка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сде­лать для игры. Например, если на занятиях по лепке детям второй младшей группы предлагают вылепить печенье для кукол (в процессе обучения лепке дискообразной формы), то они с большим увлечением учатся, стараются передать фор­му как можно лучше. Еще одна особенность процесса обучения — оно должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного воз­раста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников должно быть наглядным. Спецификой обучения детей в детском саду является и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в раз­ных формах. Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и прово­дятся педагогом, который определяет в соответствии с про­граммой воспитания и обучения детей, по которой строится педагогический процесс в детском саду, содержание занятий.

По результатам практики, я увидела, что педагог использует разнообразные методы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей, в зависимости от цели и содержания предстоящего занятия, оснащенности педагогического процесса, от личности педагога.

Метод обучения - система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых детей, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Прием обучения — составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
1. НАБЛЮДЕНИЕ В зависимости от характера познавательных задач: • распознающего характера • за изменением и преобразование объектов • репродуктивного характера По времени: • кратковременные • длительные 2. ДЕМОНСТРАЦИЯ Демонстрация картин и репродукций: Виды картин: • специально созданные дидактические картины (сюжетные и предметные) • репродукции известных художников • книжная графика (иллюстрации) Демонстрация с использованием ТСО: • слайды • диафильмы • видеофильмы • компьютерные программы НАГЛЯДНЫЕ ПРИЕМЫ: • показ способов действий, • показ образца (полный или частичный) • приближение наблюдаемого объекта, • фиксация результатов наблюдения 1. УПРАЖНЕНИЕ В зависимости от способов выполнения: • подражательные • конструктивные • творческие В зависимости от дидактического материала: • речевые • предметные • игровые 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ Виды моделей:
  • предметные
  • предметно-схематические
  • графические
3. ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ 4. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ. · дидактическая игра · воображаемая ситуация · роль ПРАКТИЧЕСКИЕ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ: • обследование, • подражание движениям, • обрисовка жестом, • подражание голосом, • внезапное появление объектов, игрушек (сюрпризный момент), • выполнение воспитателем различных игровых действий, • инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации, • загадывание и отгадывание загадок, • введение элементов соревнования, • создание игровой проблемной ситуации.
1. БЕСЕДА Виды бесед: по содержанию • познавательные • этические по дидактическим целям • вводные • обобщающие (итоговые) 2. РАССКАЗ 3. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ:
  • вопросы,
  • указания,
  • пояснения,
  • разъяснения,
  • объяснения,
  • уточнение,
  • педагогическая оценка,
  • обсуждение,
  • придумывание
  • сравнение по различию,
  • сравнение по сходству,
  • использование потешек, пословиц, поговорок (худ. слово),
  • анализ предметов, объектов,
  • решение логических задач,
  • совместный поиск выхода из ситуации

Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы.

Демонстрация наглядных пособий - метод обучения, дающий ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов, а также позволяющий увидеть

предметы и явления в динамике.

Упражнение -многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.


Моделирование -наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком (предметные; предметно-схематические; графические)

Опыты и экспериментирование особая форма поисковой деятельности ребенка, направленная на познание признаков и свойств предметов и явлений, непосредственно воспринимаемых при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах) и скрытых, не поддающихся такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и пр.).

Беседа -диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.

Можно порекомендовать педагогу, с учетом возраста детей в младшей группе приоритет отдавать наглядным и практическим методам обучения, в старшем – большая доля в учебном процессе должна принадлежать словесным методам (так как уже формируется словесно-логическое мышление).

Таким образом, в дошкольном возрасте обучение должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.