КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи нравственного воспитания
Вопрос 8: Своеобразие нравственного воспитания дошкольников на современном этапе. Опираясь на результаты практики, охарактеризуйте факторы социализации и особенности их влияния в дошкольном возрасте, оцените эффективность использования средств и методов нравственного воспитания. Ваши практические рекомендации. Вопрос 7: Среда развития ребенка дошкольника и основные требования к ней. По результатам практики проанализируйте предметно-пространственную среду в ДОУ, ее соответствие интересам ребенка и его психологическому здоровью. Реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды? Дайте практические рекомендации. Вопрос 5: Актуальность экономического образования дошкольников на современном этапе. Опираясь на результаты практики, дайте рекомендации воспитателю по реализации программы Шатовой «Дошкольник и …экономика». Проанализируйте реализацию условий воспитания детей в труде. Дайте практические рекомендации родителям по воспитанию трудолюбия у детей. Рекомендации воспитателю по руководству трудовой деятельностью дошкольников. 1) Эмоционально-положительная атмосфера (чтобы сам процесс труда доставлял радость). Можно включать музыку, привлечь родителей, награды… 2) Создание материальной среды и трудового оборудования (должно хватать на всех, соответствовать возрасту). 3) Учитывать нагрузку (не перегружать, но и не предлагать слишком легкие задания). 4) Учет индивидуальных интересов, склонностей, но нужно показать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Таким образом, трудовое воспитание детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений в развитии личности.
Экономическое воспитание - формирование экономических знаний, умений и навыков, потребностей хозяйствования (словарь). Задачи экономического воспитания детей в семье – привитие им качеств хозяина, умение рационально вести семейный бюджет, рачительно относиться к материальным ценностям. Эффективность экономического воспитания детей, зависит, прежде всего, от отношения к труду и к ведению домашнего хозяйства взрослых. Ребенок с раннего возраста должен усвоить, что небрежное отношение к продуктам, вещам и предметам, окружающим его в доме, наносит серьезный ущерб семейному бюджету. Задача экономического воспитания – научить детей проявлять уважение к чужому труду. Большую роль в экономическом воспитании детей играет их участие в планировании семейного бюджета. Ребенок вырабатывает привычку соизмерять свои потребности с возможностями семьи, учится думать о нуждах других. Он получает возможность убедиться, как непросто выделить деньги на удовлетворение всех запросов семьи. Экономика – как область разумного ведения домашнего хозяйства, искусство ведения домашнего хозяйства неотделима от ребенка с самых ранних лет, поэтому она составила основу содержания педагогики по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста. В зарубежной педагогике вопросы экономической подготовки поколений к жизни уже давно предмет приоритетного внимания. Многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано и, если не формировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность в использовании вещей, игрушек, неразумные, иногда – неоправданные потребности. Пока область экономического воспитания возложена на семью, так как именно здесь чаще всего дети сталкиваются с экономическими проблемами, которые неотделимы от жизни семьи. Так, именно здесь ребенок приобретает первые экономические знания, приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соответствие понятий «работа» и «деньги», узнает для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомятся с реалиями жизни, с процессами купли – продажи, понятиями «магазин», «рынок», часто ребенок сам принимает участие в покупках, то есть дети реально приобщаются к миру взрослых. В нашей стране первая программа в этой области – автор А.Д.Шатова – «Дошкольник и …экономика», рассчитанная на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Цели программы: 1. научиться понимать и ценить окружающий мир (мир вещей как результат труда людей); 2. уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; 3. осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги», то что стоимость продукта зависит от его качества; видеть красоту человеческого творения; 4. способность становлению авторитета качеств человека – хозяина, утративших сегодня свою этическую и экономическую значимость: бережливость, рациональность, расчетливость, экономичность, трудолюбие, честность, сочувствие. 5. приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение адекватно действовать в реальных жизненных ситуациях. Пути реализации: 1. Включение содержания педагогики в разные виды детской деятельности. 2. Локальный, как фрагмент работы, включенный в любую другую педагогику. В программе подчеркивается, что первые шаги в экономику ребенок делает в семье отсюда важна тесная связь между детским садом и семьей в решении задач экономического воспитания. Программа основана на комплексном подходе к развитию личности ребенка, предусматривает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Четыре раздела – блока, каждый из которых имеет свое содержание «Труд-продукт», «Деньги/ цена», «Реклама», «Полезные навыки и привычки». Рекомендуется не одновременное, а последовательное освоение каждого блока, но в случае необходимости возможно «автономное» изучение одного из блоков в виде мини педагогики. I. «Труд – продукт». Детей знакомят с новыми профессиями: бизнесмен, банкир, менеджер, рекламодатель, рекламный агент. Обсуждаются с детьми вопросы о лени и трудолюбии, о возможности и необходимости честно заработать деньги, об уважении к ответственным людям, аккуратности в труде… Дети узнают о трудовых династиях, появляется интерес к профессии родителей. Дошкольникам объясняют, что в результате труда появляется продукт – вещь, предмет, изделие, проект, идеи. Дети узнают, что за свой труд люди получают деньги. II. «Деньги, цена (стоимость)» Дается представление о деньгах, их достоинстве, внешнем виде, рассказывается о разнообразии денег в других странах (доллары, марки, пени, пессеты…). Разъяснение понятия «бюджет» как отправная точка домашней экономики, говорят, как он складывается, что представляет собой доход (заработная плата и премия родителей, детские пособия, пенсии, стипендия …) и расход (квартирная плата, телефон, эл.энергия, газ, детский сад, одежда, питание, покупка мебели …). Планирование бюджета, накопление денег, банк. III. «Реклама» Рассматриваются её особенности, необходимость, размещение, процесс изготовления рекламы и профессии, которые нужны для работы в рекламе. Дети пробуют свои возможности в придумывании и изготовлении рекламы. IV. «Полезные навыки и привычки в быту» Кто такой хороший хозяин, как распределить семейные доходы, планировать бюджет, как содержать дом в чистоте, культура быта. Широко использовать народную мудрость. Общие советы к реализации: 1. Создание условий для полноценного нравственно-трудового воспитания, то есть оборудование педагогического процесса необходимыми наглядными материалами (альбомы, книги, предметы, игрушки). 2. Образец взрослого – как образец поведения «разумного хозяина». 3. Помощь и поддержка родителей. Таким образом. Экономическое образования – важная задача трудового воспитания, наряду с такой задачей, как воспитание трудолюбия. Практические рекомендации родителям по воспитанию трудолюбия у детей: 1. Труд должен быть поощрением, а не наказанием. 2. Эмоционально-положительная атмосфера. 3. Поощрение за стремление к трудовой деятельности. 4. Доверие к ребенку. 5. Формирование трудовых навыков. Вопрос 6: По результатам практики покажите содержание и задачи эстетического воспитания дошкольников, проанализируйте условия и средства эстетического воспитания, оцените эффективность используемых методов и форм организации эстетического развития детей. Дайте практические рекомендации. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способность воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т.Лихачев). Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формирование представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. На практике нам удалось пронаблюдать реализацию задач эстетического воспитания, а именно, 1) Формирование эстетического отношения детей к окружающему. 1.Развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве. 2.понимать прекрасное, 3.воспитывать художественный вкус, 4.воспитывать потребность в познании прекрасного. 2) Формирование худ. умений в области разных искусств, развитие художественно-творческих способностей. 1.Обучение детей рисованию, лепке, конструированию. 2. Обучение пению, движениям под музыку. 3. Развитие словесного творчества. В дошкольной педагогике теорию эстетического воспитания разрабатывали В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.П. Сакунина, Н.Ф. Ветлугина, Т.С. Комарова... Условия эстетического воспитания – это среда, в которой ребенок живет и развивается, т.е. эстетика быта. 1) эстетика обстановки (вещей, которые окружают ребенка, игрушек, помещений и т.д.), 2) красота каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. (образная, правильная, интонационно богатая и доброжелательная речь), 3) внешний вид человека (опрятность, аккуратность, стиль в одежде ребенка и окружающих взрослых). Педагог использует такие средства эстетического воспитания, как: 1) Эстетика быта, когда взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта, привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты. Три правила: «жить в красоте, замечать красоту, создавать красоту вокруг себя. 2) Природа, в которой можно увидеть гармонию – основу красоты (разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании). Сама по себе природа – условие. Средством она считается, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитывающие возможности и делает ее наглядной для ребенка. Нужно не пассивно-содержательное, а действенное отношение к природе (беречь, помогать). 3) искусство (изо, музыка, литература, архитектура, театр). Знакомить детей с лучшими произведениями великих художников, с лучшими образцами народной и классической музыки (начиная с колыбельных), с лучшими книгами. Программа эстетического развития должна быть построена на основе не изолированности, а взаимосвязанности искусств. 4) Художественная деятельность дошкольников. – деятельность, которая непосредственно связана с видами искусств (словесно-художественное творчество, музыцирование, изо и ДПИ, дизайн). Методы эстетического воспитания – соответствуют задачам эстетического воспитания.
Формы организации эстетического воспитания зависят от принципа руководства деятельностью дошкольников, способа объединения детей, вида деятельности. 1) Самостоятельная художественная деятельность (взрослый косвенно руководит – заботится о накоплении впечатлений, обучает изобразительным способам и приемам) -деятельность, возникающая по инициативе детей для уровня их индивидуальных потребностей (сделать подарок маме). Условия для самостоятельной деятельности: - доступность необходимых материалов; - место для творчества; - помощь воспитателя (подсказка, привлечение внимания к объекту, вопросы, предложения, оценка результатов, выдумки); -связь с организованными занятиями. Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а может – групповой (совместное изготовление костюмов, декораций, атрибутов для игры…) 2) Экскурсии в природу, к памятникам, в музей и т.д. Задача педагога – продумать содержание экскурсии, определить место проведения экскурсии, способ размещения детей (учет законов детского восприятия и воспитательных задач). 3) театрализованные инсценировки и игры – драматизации. 4)Праздники и развлечения. Развлечения доставляют ребенку радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. Тематические и литературные музыкальные вечера, развлечения сочетают разные виды искусств. Праздники соотносят принятым в нашей стране: -праздники, связанные с общественной жизнью (9 мая, 23 февраля); -праздники, связанные с религиозной и народной традицией (пасха, масленица, новый год); -праздники, отражающие события местного значения (день города); -детсадовские (день рождения группы, юбилей детского сада). Праздники должны быть эмоционально насыщенными и предусматривать акт участия детей. 5)Новое направление педагогической работы – детский дизайн (совместная и раздельная дизайнерская деятельность) по благоустройству и декораторскому оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого). Предложено в программе «Истоки» в разделе «Художественно-декоративная деятельность. Детский дизайн». Проанализировав особенности эстетического воспитания в ДОУ можно дать следующие рекомендации: 1. Интеграция различных средств эстетического воспитания в педагогическом процессе (например, сочетание художественной деятельности с музыкальным воздействием, поэтическим словом и т.д. 2. Для развития детского творчества использовать как можно чаще творческие задания. 3. Обогащать предметно-развивающую среду в ДОУ (уголок изотворчества, музыкальный уголок, рисовальная стена творчества и др.) 4. Организовывать сотрудничество с семьей по вопросам эстетического воспитания. 5. Положительное отношение взрослого к инициативе и творчеству ребенка, его продуктам. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действий. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебность в эмоциональном и физическом планах) или стимулировать его развитие (благоприятная среда). Возможен и нейтральный вариант. Все это нужно учитывать при создании обстановки в ДУ. Развивающая среда – естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Характеристики развивающей среды: 1. Комфортность и безопасность обстановки -чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. 2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. 3. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности. 4. Обеспечение возможности для исследований. Выделяют ряд требований к среде: 1 Материально-технические требования (наличие помещений для пребывания детей в ДУ, для игр и занятий, пищеблоки, спальни, сан. узлы, участок….). 2 Санитарно-гигиенические требования (осуществление медицинских процедур, проведение режимных процессов, чистота помещения, правильное питание). 3 Эргономические (соответствие нормам и правилам, которые определяют минимальные требования: показатели освещенности, безопасность мебели и оборудования) 4 Эстетические требования (внешнее оформление помещений – эстетика быта). 5 Психолого-педагогические требования (среда должна отвечать духовным и социальным потребностям человека – познавательным, эстетическим, общекультурным, в общении). Не может быть слишком жестких, детализированных требований к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательный пед. процесс, состав детей, пед. кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить общие положения при создании развивающей среды, которые основываются на современных подходах к образованию дошкольников. Непременными условиями построения развивающей среды в ДУ любого типа является реализация идей развивающего обучения (саморазвитие ребенка и расширение его сознания через познавательно-творческую деятельность) и опора на ЛОМО. Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна при соблюдении определенных принципов построения развивающей среды в группе детского сада. Ориентируясь на Концепцию построения развивающей среды, созданной авторским коллективом под руководством Петровского, можно сказать, что в ДОУ, где я проходила практику среда соответствует интересам и психологическому здоровью ребенка и в ней реализованы следующие принципы построения развивающей среды. 1 .Принцип дистанции-позиции при взаимодействии. - размер и планировка помещений такие, чтобы каждый ребенок может найти место удобное для занятий - подковообразные столики – равная дистанция в общении педагога со всеми детьми; 2. Принцип активности Спортивный уголок, маты, мягкие поролоновые модули, пространство в группе, спортивное оборудование и др (возможности для реализации двигательноц активности), Крупномасштабные пособия, ориентированные на познавательное развитие, д\и, книги (познавательная активность), Специальная зона изо творчества, рисовальная стена творчества, игровые центры и др (творческая активность) 3 Принцип стабильности – динамичности. динамичность: - откидные (раскладные) кроватки, мягкие поролоновые модули; мебель на колесиках и т.д. Стабильность: - постоянство групп, состава детей, воспитателей; - «домашняя зона», напоминающая гостиную обычной квартиры (журнальный столик, кресла, камин, фото, любимые игрушки). 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Дети должны, не мешая друг другу, заниматься разными видами деятельности. Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками, шкафами, когда с помощью перестановки мебели, можно изменить площадь помещений, расположение проемов, ниш, перегородок. Ширмы, экраны. 5. Принцип эмоциогенности: - специальная гостиная, в которой хорошо проводить праздники; - индивидуальное место каждого ребенка (ящик, кроватка, полочки над столом…); - зоны релаксации, уголки уединения; - электровыключатели на доступной высоте, разные варианты освещения; - «семейные» зоны, эстетика оформления; - звуковой дизайн (шум леса, шелест листьев, море, птицы). 6. Принцип открытости: - природе (уголки природы, оранжереи, специальные места для животных); - культуре (элементы настоящей взрослой культуры органично входят в дизайн интерьера; - обществу (семье): уголок для родителей, участие их в жизни дошкольного учреждения, сем. альбомы, фото, игрушки … - своему «я» (разновеликие зеркала, альбомы личного роста, кривые зеркала, комната смеха. 7.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Важно сочетать в интерьере не только громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова), но и талантливые этюды, эстампы, абстракции или полу реалистические скульптуры, дающие ребенку представление об основных графических языках, о различных культурах. 8. Принципы учета возрастных и половых различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам, проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности, например, разделение спальни на замкнутые пространства, отделение кабин туалетной комнаты … Кроме того, при построении среды учитываются возрастные особенности детей при реализации всех принципов. Таким образом, среда, окружающая ребенка в детском саду, должна обеспечить безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и должна учитывать принципы личностно-ориентировочной модели.
Нравственное воспитание — одна из наиболее сложных и дискуссионных тем в дошкольной педагогике. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающими конкретными, сегодня востребуемыми качествами. На содержание второй группы задач влияет исторический этап, особенности возраста и конкретные условия жизни. Механизм нравственного воспитания. знания и представления +мотивы+чувства и отношения+навыки и привычки+поступки и поведение= НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО Воспитание подчинено социальным целям. Оно предполагает сделать «человека человеком», который не может существовать вне общества, вне коллектива, вне группы ему подобных людей. С течением времени ребенок постоянно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, делает своими способы и формы взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе. То есть воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Социализация (социальное развитие) – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В.Мудрик). Социализация осуществляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Обстоятельства и условия, побуждающие человека к активности, действию называют факторами социализации. Мудрик А.В. выделяет три группы факторов социализации: 1) Макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство, регионы, например, Урал). 2) Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальным признакам (этнос), по месту и типу поселения (регион, город, село, поселок) по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др). 3) Микрофакторы – социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, общество сверстников, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебная, профессиональная, общественная и др. На практике в ДОУ я наблюдала следующие методы нравственного воспитания: Методы формирования социального опыта детей. 1. Педагогическое требование Индивидуальное педагогическое требование включает следующие приемы: - команды; - указания; - запрещения; - намеки и советы; 2. Упражнения. Упражнения – длительные, систематические усилия, повторяющие отдельные действия и операции (без этого ребенок не научится застегивать пуговицы, выполнять правила гигиены). 3. Поручение 4. Пример – образец деятельности, поступков, образа жизни. Суть метода положительного примера в том, чтобы он захотел быть таким, чтобы осознанно обращался к предлагаемому образу. Виды примеров: 1) Пример великого человека 2) Пример взрослого 3) Пример сверстника 5. Ситуации свободного выбора – метод, который моделирует реальную жизнь, где мы постоянно находимся в ситуации выбора (как поступить?). нужно, чтобы ребенок умел самостоятельно (не ориентируясь на пример) мог сам принять решение.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |