Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи нравственного воспитания




Вопрос 8: Своеобразие нравственного воспитания дошкольников на современном этапе. Опираясь на результаты практики, охарактеризуйте факторы социализации и особенности их влияния в дошкольном возрасте, оцените эффективность использования средств и методов нравственного воспитания. Ваши практические рекомендации.

Вопрос 7: Среда развития ребенка дошкольника и основные требования к ней. По результатам практики проанализируйте предметно-пространственную среду в ДОУ, ее соответствие интересам ребенка и его психологическому здоровью. Реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды? Дайте практические рекомендации.

Вопрос 5: Актуальность экономического образования дошкольников на современном этапе. Опираясь на результаты практики, дайте рекомендации воспитателю по реализации программы Шатовой «Дошкольник и …экономика». Проанализируйте реализацию условий воспитания детей в труде. Дайте практические рекомендации родителям по воспитанию трудолюбия у детей.

Рекомендации воспитателю по руководству трудовой деятельностью дошкольников.

1) Эмоционально-положительная атмосфера (чтобы сам процесс труда доставлял радость). Можно включать музыку, привлечь родителей, награды…

2) Создание материальной среды и трудового оборудования (должно хватать на всех, соответствовать возрасту).

3) Учитывать нагрузку (не перегружать, но и не предлагать слишком легкие задания).

4) Учет индивидуальных интересов, склонностей, но нужно показать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда.

Таким образом, трудовое воспитание детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений в развитии личности.

 

Экономическое воспитание - формирование экономических знаний, умений и навыков, потребностей хозяйствования (словарь).

Задачи экономического воспитания детей в семье – привитие им качеств хозяина, умение рационально вести семейный бюджет, рачительно относиться к материальным ценностям.

Эффективность экономического воспитания детей, зависит, прежде всего, от отношения к труду и к ведению домашнего хозяйства взрослых.

Ребенок с раннего возраста должен усвоить, что небрежное отношение к продуктам, вещам и предметам, окружающим его в доме, наносит серьезный ущерб семейному бюджету.

Задача экономического воспитания – научить детей проявлять уважение к чужому труду.

Большую роль в экономическом воспитании детей играет их участие в планировании семейного бюджета. Ребенок вырабатывает привычку соизмерять свои потребности с возможностями семьи, учится думать о нуждах других. Он получает возможность убедиться, как непросто выделить деньги на удовлетворение всех запросов семьи.

Экономика – как область разумного ведения домашнего хозяйства, искусство ведения домашнего хозяйства неотделима от ребенка с самых ранних лет, поэтому она составила основу содержания педагогики по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.

В зарубежной педагогике вопросы экономической подготовки поколений к жизни уже давно предмет приоритетного внимания. Многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано и, если не формировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность в использовании вещей, игрушек, неразумные, иногда – неоправданные потребности.

Пока область экономического воспитания возложена на семью, так как именно здесь чаще всего дети сталкиваются с экономическими проблемами, которые неотделимы от жизни семьи.

Так, именно здесь ребенок приобретает первые экономические знания, приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соответствие понятий «работа» и «деньги», узнает для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомятся с реалиями жизни, с процессами купли – продажи, понятиями «магазин», «рынок», часто ребенок сам принимает участие в покупках, то есть дети реально приобщаются к миру взрослых.

В нашей стране первая программа в этой области – автор А.Д.Шатова – «Дошкольник и …экономика», рассчитанная на работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели программы:

1. научиться понимать и ценить окружающий мир (мир вещей как результат труда людей);

2. уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

3. осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги», то что стоимость продукта зависит от его качества; видеть красоту человеческого творения;

4. способность становлению авторитета качеств человека – хозяина, утративших сегодня свою этическую и экономическую значимость: бережливость, рациональность, расчетливость, экономичность, трудолюбие, честность, сочувствие.

5. приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение адекватно действовать в реальных жизненных ситуациях.

Пути реализации:

1. Включение содержания педагогики в разные виды детской деятельности.

2. Локальный, как фрагмент работы, включенный в любую другую педагогику.

В программе подчеркивается, что первые шаги в экономику ребенок делает в семье отсюда важна тесная связь между детским садом и семьей в решении задач экономического воспитания.

Программа основана на комплексном подходе к развитию личности ребенка, предусматривает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.

Четыре раздела – блока, каждый из которых имеет свое содержание «Труд-продукт», «Деньги/ цена», «Реклама», «Полезные навыки и привычки». Рекомендуется не одновременное, а последовательное освоение каждого блока, но в случае необходимости возможно «автономное» изучение одного из блоков в виде мини педагогики.

I. «Труд – продукт».

Детей знакомят с новыми профессиями: бизнесмен, банкир, менеджер, рекламодатель, рекламный агент. Обсуждаются с детьми вопросы о лени и трудолюбии, о возможности и необходимости честно заработать деньги, об уважении к ответственным людям, аккуратности в труде…

Дети узнают о трудовых династиях, появляется интерес к профессии родителей.

Дошкольникам объясняют, что в результате труда появляется продукт – вещь, предмет, изделие, проект, идеи. Дети узнают, что за свой труд люди получают деньги.

II. «Деньги, цена (стоимость)»

Дается представление о деньгах, их достоинстве, внешнем виде, рассказывается о разнообразии денег в других странах (доллары, марки, пени, пессеты…). Разъяснение понятия «бюджет» как отправная точка домашней экономики, говорят, как он складывается, что представляет собой доход (заработная плата и премия родителей, детские пособия, пенсии, стипендия …) и расход (квартирная плата, телефон, эл.энергия, газ, детский сад, одежда, питание, покупка мебели …).

Планирование бюджета, накопление денег, банк.

III. «Реклама»

Рассматриваются её особенности, необходимость, размещение, процесс изготовления рекламы и профессии, которые нужны для работы в рекламе.

Дети пробуют свои возможности в придумывании и изготовлении рекламы.

IV. «Полезные навыки и привычки в быту»

Кто такой хороший хозяин, как распределить семейные доходы, планировать бюджет, как содержать дом в чистоте, культура быта. Широко использовать народную мудрость.

Общие советы к реализации:

1. Создание условий для полноценного нравственно-трудового воспитания, то есть оборудование педагогического процесса необходимыми наглядными материалами (альбомы, книги, предметы, игрушки).

2. Образец взрослого – как образец поведения «разумного хозяина».

3. Помощь и поддержка родителей.

Таким образом. Экономическое образования – важная задача трудового воспитания, наряду с такой задачей, как воспитание трудолюбия.

Практические рекомендации родителям по воспитанию трудолюбия у детей:

1. Труд должен быть поощрением, а не наказанием.

2. Эмоционально-положительная атмосфера.

3. Поощрение за стремление к трудовой деятельности.

4. Доверие к ребенку.

5. Формирование трудовых навыков.

Вопрос 6: По результатам практики покажите содержание и задачи эстетического воспитания дошкольников, проанализируйте условия и средства эстетического воспитания, оцените эффективность используемых методов и форм организации эстетического развития детей. Дайте практические рекомендации.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способность воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т.Лихачев).

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формирование представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

На практике нам удалось пронаблюдать реализацию задач эстетического воспитания, а именно, 1) Формирование эстетического отношения детей к окружающему.

1.Развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве.

2.понимать прекрасное,

3.воспитывать художественный вкус,

4.воспитывать потребность в познании прекрасного.

2) Формирование худ. умений в области разных искусств, развитие художественно-творческих способностей.

1.Обучение детей рисованию, лепке, конструированию.

2. Обучение пению, движениям под музыку.

3. Развитие словесного творчества.

В дошкольной педагогике теорию эстетического воспитания разрабатывали В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.П. Сакунина, Н.Ф. Ветлугина, Т.С. Комарова...

Условия эстетического воспитания – это среда, в которой ребенок живет и развивается, т.е. эстетика быта.

1) эстетика обстановки (вещей, которые окружают ребенка, игрушек, помещений и т.д.),

2) красота каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. (образная, правильная, интонационно богатая и доброжелательная речь),

3) внешний вид человека (опрятность, аккуратность, стиль в одежде ребенка и окружающих взрослых).

Педагог использует такие средства эстетического воспитания, как:

1) Эстетика быта, когда взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта, привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты. Три правила: «жить в красоте, замечать красоту, создавать красоту вокруг себя.

2) Природа, в которой можно увидеть гармонию – основу красоты (разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании).

Сама по себе природа – условие. Средством она считается, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитывающие возможности и делает ее наглядной для ребенка. Нужно не пассивно-содержательное, а действенное отношение к природе (беречь, помогать).

3) искусство (изо, музыка, литература, архитектура, театр). Знакомить детей с лучшими произведениями великих художников, с лучшими образцами народной и классической музыки (начиная с колыбельных), с лучшими книгами. Программа эстетического развития должна быть построена на основе не изолированности, а взаимосвязанности искусств.

4) Художественная деятельность дошкольников. – деятельность, которая непосредственно связана с видами искусств (словесно-художественное творчество, музыцирование, изо и ДПИ, дизайн).

Методы эстетического воспитания – соответствуют задачам эстетического воспитания.

Показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Практические: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, творческие задания.

Формы организации эстетического воспитания зависят от принципа руководства деятельностью дошкольников, способа объединения детей, вида деятельности.

1) Самостоятельная художественная деятельность (взрослый косвенно руководит – заботится о накоплении впечатлений, обучает изобразительным способам и приемам)

-деятельность, возникающая по инициативе детей для уровня их индивидуальных потребностей (сделать подарок маме).

Условия для самостоятельной деятельности:

- доступность необходимых материалов;

- место для творчества;

- помощь воспитателя (подсказка, привлечение внимания к объекту, вопросы, предложения, оценка результатов, выдумки);

-связь с организованными занятиями.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а может – групповой (совместное изготовление костюмов, декораций, атрибутов для игры…)

2) Экскурсии в природу, к памятникам, в музей и т.д. Задача педагога – продумать содержание экскурсии, определить место проведения экскурсии, способ размещения детей (учет законов детского восприятия и воспитательных задач).

3) театрализованные инсценировки и игры – драматизации.

4)Праздники и развлечения. Развлечения доставляют ребенку радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. Тематические и литературные музыкальные вечера, развлечения сочетают разные виды искусств.

Праздники соотносят принятым в нашей стране:

-праздники, связанные с общественной жизнью (9 мая, 23 февраля);

-праздники, связанные с религиозной и народной традицией (пасха, масленица, новый год);

-праздники, отражающие события местного значения (день города);

-детсадовские (день рождения группы, юбилей детского сада).

Праздники должны быть эмоционально насыщенными и предусматривать акт участия детей.

5)Новое направление педагогической работы – детский дизайн (совместная и раздельная дизайнерская деятельность) по благоустройству и декораторскому оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).

Предложено в программе «Истоки» в разделе «Художественно-декоративная деятельность. Детский дизайн».

Проанализировав особенности эстетического воспитания в ДОУ можно дать следующие рекомендации:

1. Интеграция различных средств эстетического воспитания в педагогическом процессе (например, сочетание художественной деятельности с музыкальным воздействием, поэтическим словом и т.д.

2. Для развития детского творчества использовать как можно чаще творческие задания.

3. Обогащать предметно-развивающую среду в ДОУ (уголок изотворчества, музыкальный уголок, рисовальная стена творчества и др.)

4. Организовывать сотрудничество с семьей по вопросам эстетического воспитания.

5. Положительное отношение взрослого к инициативе и творчеству ребенка, его продуктам.

Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действий. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебность в эмоциональном и физическом планах) или стимулировать его развитие (благоприятная среда). Возможен и нейтральный вариант.

Все это нужно учитывать при создании обстановки в ДУ.

Развивающая среда – естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Характеристики развивающей среды:

1. Комфортность и безопасность обстановки -чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

3. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.

4. Обеспечение возможности для исследований.

Выделяют ряд требований к среде:

1 Материально-технические требования (наличие помещений для пребывания детей в ДУ, для игр и занятий, пищеблоки, спальни, сан. узлы, участок….).

2 Санитарно-гигиенические требования (осуществление медицинских процедур, проведение режимных процессов, чистота помещения, правильное питание).

3 Эргономические (соответствие нормам и правилам, которые определяют минимальные требования: показатели освещенности, безопасность мебели и оборудования)

4 Эстетические требования (внешнее оформление помещений – эстетика быта).

5 Психолого-педагогические требования (среда должна отвечать духовным и социальным потребностям человека – познавательным, эстетическим, общекультурным, в общении).

Не может быть слишком жестких, детализированных требований к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательный пед. процесс, состав детей, пед. кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить общие положения при создании развивающей среды, которые основываются на современных подходах к образованию дошкольников.

Непременными условиями построения развивающей среды в ДУ любого типа является реализация идей развивающего обучения (саморазвитие ребенка и расширение его сознания через познавательно-творческую деятельность) и опора на ЛОМО.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна при соблюдении определенных принципов построения развивающей среды в группе детского сада.

Ориентируясь на Концепцию построения развивающей среды, созданной авторским коллективом под руководством Петровского, можно сказать, что в ДОУ, где я проходила практику среда соответствует интересам и психологическому здоровью ребенка и в ней реализованы следующие принципы построения развивающей среды.

1 .Принцип дистанции-позиции при взаимодействии.

- размер и планировка помещений такие, чтобы каждый ребенок может найти место удобное для занятий

- подковообразные столики – равная дистанция в общении педагога со всеми детьми;

2. Принцип активности

Спортивный уголок, маты, мягкие поролоновые модули, пространство в группе, спортивное

оборудование и др (возможности для реализации двигательноц активности),

Крупномасштабные пособия, ориентированные на познавательное развитие, д\и, книги (познавательная активность),

Специальная зона изо творчества, рисовальная стена творчества, игровые центры и др (творческая активность)

3 Принцип стабильности – динамичности.

динамичность:

- откидные (раскладные) кроватки, мягкие поролоновые модули; мебель на колесиках и т.д.

Стабильность:

- постоянство групп, состава детей, воспитателей;

- «домашняя зона», напоминающая гостиную обычной квартиры (журнальный столик, кресла, камин, фото, любимые игрушки).

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Дети должны, не мешая друг другу, заниматься разными видами деятельности. Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками, шкафами, когда с помощью перестановки мебели, можно изменить площадь помещений, расположение проемов, ниш, перегородок. Ширмы, экраны.

5. Принцип эмоциогенности:

- специальная гостиная, в которой хорошо проводить праздники;

- индивидуальное место каждого ребенка (ящик, кроватка, полочки над столом…);

- зоны релаксации, уголки уединения;

- электровыключатели на доступной высоте, разные варианты освещения;

- «семейные» зоны, эстетика оформления;

- звуковой дизайн (шум леса, шелест листьев, море, птицы).

6. Принцип открытости:

- природе (уголки природы, оранжереи, специальные места для животных);

- культуре (элементы настоящей взрослой культуры органично входят в дизайн интерьера;

- обществу (семье): уголок для родителей, участие их в жизни дошкольного учреждения, сем. альбомы, фото, игрушки …

- своему «я» (разновеликие зеркала, альбомы личного роста, кривые зеркала, комната смеха.

7.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Важно сочетать в интерьере не только громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова), но и талантливые этюды, эстампы, абстракции или полу реалистические скульптуры, дающие ребенку представление об основных графических языках, о различных культурах.

8. Принципы учета возрастных и половых различий детей.

Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам, проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности, например, разделение спальни на замкнутые пространства, отделение кабин туалетной комнаты …

Кроме того, при построении среды учитываются возрастные особенности детей при реализации всех принципов.

Таким образом, среда, окружающая ребенка в детском саду, должна обеспечить безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и должна учитывать принципы личностно-ориентировочной модели.

 

Нравственное воспитание — одна из наиболее сложных и дис­куссионных тем в дошкольной педагогике. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающими конкретными, сегодня востребуемыми качествами. На содержание второй группы задач влияет исторический этап, особенности возраста и конкретные условия жизни.

Механизм нравственного воспитания.

знания и представления +мотивы+чувства и отношения+навыки и привычки+поступки и поведение=

НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО

Воспитание подчинено социальным целям. Оно предполагает сделать «человека человеком», который не может существовать вне общества, вне коллектива, вне группы ему подобных людей.

С течением времени ребенок постоянно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, делает своими способы и формы взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе. То есть воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления.

Социализация (социальное развитие) – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В.Мудрик).

Социализация осуществляется в результате взаимодействия множества обстоятельств.

Обстоятельства и условия, побуждающие человека к активности, действию называют факторами социализации.

Мудрик А.В. выделяет три группы факторов социализации:

1) Макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство, регионы, например, Урал).

2) Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальным признакам (этнос), по месту и типу поселения (регион, город, село, поселок) по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др).

3) Микрофакторы – социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, общество сверстников, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебная, профессиональная, общественная и др.

На практике в ДОУ я наблюдала следующие методы нравственного воспитания:

Методы формирования социального опыта детей.

1. Педагогическое требование

Индивидуальное педагогическое требование включает следующие приемы:

- команды;

- указания;

- запрещения;

- намеки и советы;

2. Упражнения. Упражнения – длительные, систематические усилия, повторяющие отдельные действия и операции (без этого ребенок не научится застегивать пуговицы, выполнять правила гигиены).

3. Поручение

4. Пример – образец деятельности, поступков, образа жизни. Суть метода положительного примера в том, чтобы он захотел быть таким, чтобы осознанно обращался к предлагаемому образу.

Виды примеров:

1) Пример великого человека

2) Пример взрослого

3) Пример сверстника

5. Ситуации свободного выбора – метод, который моделирует реальную жизнь, где мы постоянно находимся в ситуации выбора (как поступить?). нужно, чтобы ребенок умел самостоятельно (не ориентируясь на пример) мог сам принять решение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.