КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия сенсорного воспитания
1. Содержательная деятельность дошкольников (помогает сосредоточить внимание детей на особенностях, свойств предметов,помочь им освоить эти предметы. 2. Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения (например, такие качества как блеск, прозрачность, гладкость, твердость, эластичность и др. дошкольники при условии стихийного овладения называют в 10% случаев, а при обучении это содержание оказывается доступным в 3 –4 раза чаще. 3. Материал для сенсорного развития (игрушки, вода, песок, сборно-разборные игрушки, для развития мелкой моторики даются на обследование предметы, «Чудесный мешочек» 4. Исследование природы для чувственного познания. 5. Задействование в познании максимального количества органов чувств. В группе, где я проходила практику дети находятся на …. этапе сенсорного развития. Этапы сенсорного воспитания: I. Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который необходимо освоить (можно предложить создать какой либо продукт → в деятельности проявится неумение, например подобрать по размеру, цвету ….) II. Обучение детей перцептивным действиям - накопление представлений о сенсорных признаках. На этом этапе происходит обучение обследованию. III Формирование представлений об эталонах (исходным является умение группировать предметы по тому или иному качеству). Последовательность: - 6 мес. – 2 лет – сенсомоторные предэталоны – отображение отдельных свойств предметов, значимых для движения ребенка (величина, некоторые особенности формы, расстояние). - до 5 лет – предметные эталоны - соответствие свойств предметов с определенными предметами (оранжевая как морковка) 5 лет и больше – сенсорные эталоны – обобщение представления о свойствах и отношениях предметов IV. Создание условий для самостоятельного применения детьми полученных знаний (игры и др.). Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу-сверху, близко-далеко, справа-слева). В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентирования во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека). Речевой (фонематический) слух- это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, т.е. формальной единицей. Музыкальный слух- это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии. Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Обследование – специальное организованное восприятие предмета, в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Этапы обследования: 1. Восприятие целостного облика. 2. Мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал). 3. Пространственное соответствие частей друг с другом. 4. Вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям. 5. Повторное целостное восприятие. На практике, где я проходила практику, педагог создает условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр, при этом определяют, какую взять бумагу для подклейки страниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски. Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием. Можно порекомендовать для обогащения сенсорного опыта детей использовать дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.). Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Так, в лесу, парке малыши учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба - коричневого, у ивы - зеленовато-желтого, у осины - красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени. Таким образом, сенсорное воспитание – важнейшая задача умственного воспитания, решать которую нужно начинать в дошкольном возрасте.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |