Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кроме этих форм в практике работы ДОУ можно использовать такие формы, как




Вопрос 25: Проанализируйте соотношение семейного и общественного воспитания на современном этапе. Формирование новых отношений с семьей: сотрудничество и взаи­модействие. По результатам практики проанализируйте используемые формы сотрудничества ДОУ с семьей. Дайте рекомендации.

Вопрос 23: По результатам практики выделите основания для обеспечения преемственности в работе ДОУ и школы. Определите пути сотрудничества ДОУ, школы и родителей при подготовке детей к школе.

Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи м/у смежными её звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Преемственность д/с и школы - – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая с одной стороны: направленность воспитательно-образовательной работы в д/с на требования, которые будут предъявлены к детям в школе, а с другой: опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, на знания, навыки и опыт детей и активное использование этого в учебно-воспитательном процессе.

Благодаря преемственности обучение в школе осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

По результатам практики можно выделить следующее содержание преемственности:

1. Целевая преемственность – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития. В д\с – цель: общее развитие ребенка, в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства. В начальном образовании: продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков, в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности.

2. Содержательная преемственность –Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста, парциальные программы – единые по содержанию (в школе – усложнение содержания).

3. Технологическая преемственность (преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения).

Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно- практической деятельности, т. е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания. В то же время в детском саду используются некоторые формы, средства, методы обучения, распространенные в школе (например, в старшем дошкольном возрасте большая доля словесных методов обучения.

4. Психологическая преемственность (преемственность психолого-педагогических требований и условий воспитания) - учет возрастных особенностей, снятие психологических трудностей, обеспечение их достаточной двигательной активностью; общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие; использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.; личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;

Основаниями для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются: с остояние здоровья и физическое развитие детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; умственные и нравственные способности учащихся; сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития; развитие коммуникативности, т. е. умения общаться с взрослыми и детьми.

Пути сотрудничества ДОУ, школы и родителей при подготовке детей к школе: взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем, участие в педагогических советах, взаимное консультирование, совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем, организация конференций, изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и др.; ознакомление детей со школой (экскурсии, беседы с детьми); Организация встречи детей в детском саду с начинающими школьниками; Изучение воспитателями программы обучения 1 класса; участие учеников в праздниках детского сада, в оформлении участков; оформление атрибутов для организации с/р игры «Школа» и т.д.

Программы реализующие ориентиры непрерывного образования: « Золотой ключик», «Из детства в отрочество», «Преемственность», «Сообщество», «Школа-2100».

Вопрос 24: Охарактеризуйте понятие «готовность детей к школе». Общая и специальная готовность. По результатам практики, покажите необходимость общей и специальной подготовки детей к обучению в школе, значение и содержание диагностики готовности детей к школьному обучению. Дайте рекомендации.

Готовность к школе («школьная зрелость») - тот уровень морфофункционального, психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению состояния здоровья ребенка.

Причины неподготовленности к школе:

Органические - Различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

Воспитательные - Неэффективная тактика педагогического подхода. Неблагоприятные условия, в котором ребенок растет и развивается.

Готовность к школе предполагает общую и специальную подготовку детей к школе.

Специальная готовность – Наличие у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика, чтение, письмо, окружающий мир.

Общая готовность - Итог всей воспитательно-образовательной работы д\с по всестороннему воспитанию дошкольников. Общая готовность включает в себя:

Морфофункциональная готовность:

- биологическая зрелость организма:

- антропометрические показатели,

- развитие костной, мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем,

- соответствующее развитие физиологических функций (способность к торможению, необходимая для достаточно длительного сидения за партой, хорошая координация движений, в частности, мелких движений пальцев, относительно быстрое образование и упрочение условных связей и достаточное развитие 2 сигнальной системы).

Физическая готовность - Это хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенная выносливость работоспособность организма, высокая степень сопротивляемости заболеваниям, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка.

Мотивационная готовность - положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.

Мотивационная готовность - основной компонент социальной зрелости – степени готовности ребенка к изменению его места в системе общественных отношений, к принятию положения школьника.

Компоненты мотивационной готовности:

1. Правильное представление об учении, о школе.

2. Желание идти в школу.

3. Познавательный интерес к окружающему, познавательная активность.

Интеллектуальная готовность - Готовность в плане умственного развития. Определяется несколькими взаимосвязанными компонентами:

1. Наличие у детей достаточно широкого запаса знаний об окружающем (знания должны быть полными, точными, осознанными и систематизированными. Важна также способность детей к самостоятельному оперированию знаниями.)

2. Общий уровень развития мыслительной деятельности (умение наблюдать, анализировать, обобщать, классифицировать).

3. Соответствующий уровень развития познавательной деятельности, познавательных психических процессов (способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала, плановому восприятию предметов и явлений, точность ощущений, полнота восприятия, т.е. качество познавательных процессов).

4. Соответствующий уровень речевого развития (владение простыми формами монологической речи, достаточный словарный запас, культура речевого общения).

5. Наличие предпосылок учебной деятельности (умение понимать, запоминать поставленные задачи, умение анализировать, вычленять способ действия, применять его для решения поставленной задачи, умение контролировать свои действия, оценивать их и результат труда, умение сознательно подчинять свою деятельность и поведение определенным требованиям и правилам).

Эмоционально-волевая готовность - Умение ребенка регулировать свое поведение в достаточно сложных ситуациях, связанных с напряжением, переживаниями.

Волевая готовность предполагает развитие определенного уровня самостоятельности, ответственности, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.

Эмоциональная готовность предполагает переживание ребенком позитивных эмоций, связанных с учением, радости от познания нового, удовлетворения от успешности выполненного, уверенности в себе и своих силах.

Готовность в сфере общения -умение строить свои отношения со взрослыми и со сверстниками.

Предполагает устойчиво-положительный тип отношений со взрослыми, т.е. умение спокойно и ответственно относиться к оценкам, замечаниям взрослого. Активность в общении. Со сверстниками: заинтересованность и активность в общении, умение отстаивать свою точку зрения без конфликтов и обид, не заискивать перед другими и не противопоставлять себя им, умение относиться к другому, как к себе, а к себе, как к другому.

Для определения готовности детей к школе в подготовительной группе в начале и в конце года проводят диагностику. Диагностика готовности к школе - обследование, проводимое психологом, педагогом, медицинским работником по специально подобранным, научно-обоснованным и проверенным методикам с целью определения степени готовности дошкольников к школьному обучению. В детском саду на практике мы наблюдали, что морфофункциональная готовность определяется по возрастным критерия биологического возраста (вес, рост, соотношения объема головы и грудной клетки, количество постоянных зубов), физическая готовность определяется по тестам физической подготовленности (челночный бег, подтягивание, наклоны и др.), мотивационная, эмоционально-волевая готовность и готовность в сфере общения выявляется в результате бесед и наблюдений, для определения интеллектуальной готовности воспитатель проводила тесты на определение уровня развития внимания, памяти, мышления, воображения (привести примеры), кроме того наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности, беседа с детьми и родителями также являются эффективными методами диагностики. Но самой результативной методикой является тест Керна-Ирасека, который включает 3 задания: нарисовать фигуру человека, скопировать с трафарета 10 нарисованных точек, воспроизвести короткую фразу из трех слов. Каждое задание оценивается в соответствии с критериями и делается вывод о состоянии основных функциональных систем и школьной зрелости.

Анализируя подготовку детей к школе в ДОУ на практике, учитываю, что в детском саду акцент в подготовке детей делается на специальной подготовке и интеллектуальной готовности, можно порекомендовать педагогам уделять должное внимание и мотивационной готовности и готовности в сфере общения и эмоционально-волевой готовности, т.к. готовность детей к школе – это итг всей воспитательно-образовательной работы ДОУ на протяжении всего дошкольного возраста.

Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок.

Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает сомнений. В последние годы к ДОУ предъявляются повышенные требования. Раньше государство всячески подчеркивало социальную функцию ДОУ – освобождение матери-работницы для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы ДОУ в качестве важнейших показателей фигурировали данные о заболеваемости детей (а, значит, вынужденной нетрудоспособности матери).

Возрастание роли образования в современном обществе меняет отношение к ДОУ. Теперь во главу ставится педагогическая функция – как воспитывать, чему учить, успешность подготовки к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию ЖОУ должно искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

Поэтому в основе взаимодействия современного ДОУ и семьи лежит сотрудничество (общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).

Педагоги, так как они профессионально подготовлены и понимают необходимость преемственности в воспитании детей должны быть инициаторами в установлении контактов.

В основе сотрудничества лежит доверительно-деловой контакт. И.А. Карпенко, В.А. Петровский предполагают следующие этапы установления доверительно-делового контакта с родителями:

1) установление первых доверительных отношений.

2) Сообщение родителям знаний по детской психологии и педагогике.

3) Знакомство с проблемами семьи в воспитании ребенка.

4) Совместная деятельность педагога и родителей.

Задачами ДОУ в установлении сотрудничества являются:

1) Установление единства в воспитании детей.

2) Педагогическое просвещение родителей.

3) Изучение и распространение опыта семейного воспитания.

4) Ознакомление родителей с жизнью и работой д\с.

На практике мы наблюдали разнообразные формы сотрудничества с семьей, такие как:

День открытых дверей- дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

 

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным.

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок "Очумелые ручки". В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Для организации успешного сотрудничества с семьей можно порекомендовать соблюдать следующие условия:

1) Целенаправленность в работе с семьей. Любое мероприятие должно быть направлено на достижение определенной цели (напрмер, стенд, «Как одевать ребенка весной»)

2) Планомерность и систематичность в работе с семьей, т.е. непрерывность, последовательность усложнения и расширение круга проблем, единство и взаимодействие физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.

3) Дифференцированный подход в работе с семьей, т.е. конкретизация общих требований и рекомендаций семье с учетом возможностей, условий, уровня пед. культуры родителей.

4) Открытость ДОУ для родителей, например привлечение родителей и других членов семьи к образовательной работе ДОУ.

5) Уверенность родителей в хорошем отношении педагога к ребенку, т.е. необходимо, чтобы родители чувствовали компетентность педагога и ценили его личностные качества.

6) Культура общения, тактичность и взаимопонимание, т.е. недопустимость нравоучений, нотаций и бестактности по отношению к родителям.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.