КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные бюджеты
Схема бюджетной модели предприятия. Бюджетная модель каждого предприятия индивидуальна. Вместе с тем существует логика построения бюджетных моделей, отраженная в общей схеме бюджетной модели предприятия на рис.5. При организации бюджетного процесса «снизу вверх» каждый бюджетный период начинается с разработки бюджета продаж. Объем реализации планируется с учетом стратегии предприятия и платежеспособного спроса. Далее на основе бюджета продаж и бюджета запасов формируется бюджет производства. Исходя из запланированных объемов производства рассчитываются прямые затраты на сырье, материалы, оплату труда, а также общепроизводственные расходы. Как правило, при планировании бюджетов прямых затрат используется система норм и нормативов. Объем реализации в значительной степени влияет на формирование бюджета коммерческих расходов, прежде всего, в части переменной составляющей. Бюджеты управленческих расходов, прочих (операционных и внереализационных) доходов и расходов в основном представлены постоянными расходами и непосредственно с объемом реализации не связаны, поэтому большая часть их статей может планироваться автономно. Бюджет инвестиций отражает инвестиционную деятельность предприятия и в основном планируемые в нем статьи определяют денежный поток по инвестиционному виду деятельности. Финансовый бюджет представляет собой, прежде всего, планируемый денежный поток по финансовому виду деятельности, но, как отмечалось в п. 4.4, может включать и операционные расходы в виде процентов за кредиты. Основные бюджеты формируются на основе перечисленных выше операционных и вспомогательных бюджетов, а для планирования ряда статей (основные средства, нематериальные активы, дебиторская задолженность и некоторые другие статьи бюджетного баланса) требуется разработка ряда вспомогательных бюджетов, не отраженных на схеме на рис.5 (это бюджет движения основных средств и нематериальных активов, бюджет дебиторской и кредиторской задолженности, бюджет незавершенного производства и некоторые другие). Изложенный алгоритм планирования, получивший название «снизу вверх», так как начинается в центрах финансовой ответственности, является первой стадией бюджетного процесса, по завершении которой, как правило, необходимы корректировки бюджетов, позволяющие обеспечить достижение необходимых значений ключевых показателей эффективности. Общая схема бюджетной модели представляет собой каркас, на основе которого формируются модели реальных систем бюджетирования. Специфика систем бюджетирования конкретных предприятий определяется отраслевыми особенностями, а также целями и задачами, которые ставит перед системой бюджетного управления предприятием менеджмент. Разработка схемы бюджетной модели является одним из основных этапов построения системы бюджетирования на предприятии. Этому этапу предшествует определение целей и задач системы бюджетирования, формирование финансовой структуры, разработка системы ключевых показателей эффективности. На основе принятой схемы бюджетной модели разрабатываются бюджеты, алгоритмы планирования и формирования факта по статьям, формируется пакет документов, регламентирующих бюджетный процесс.
Бюджет доходов и расходов (БДР) – бюджет, который отражает планируемые и (или) фактические доходы и расходы, позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия в целом и отдельных ЦФО. БДР является инструментом принятия управленческих решений на основе CVP-анализа, сопоставления финансового результата по отдельным ЦФО, расчета точки безубыточности. БДР позволяет установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, целевые показатели прибыли, в частности, исходя из нормативов рентабельности. Формирование Бюджета доходов и расходов опирается на разработку ряда операционных бюджетов. Структура бюджета доходов и расходов различных предприятий может существенно отличаться и зависит от целей и задач системы бюджетирования конкретной компании. Бюджет доходов и расходов может отражать выручку по центрам финансовой ответственности предприятия, по регионам, по видам реализуемой продукции и т.д. Состав статей расходов БДР различных предприятий также может существенно отличаться, так как учитывает цели управления издержками. Расходы предприятия помимо деления на переменные и постоянные (в том числе прямые и косвенные) могут классифицироваться по экономическим элементам, по статьям калькуляции или содержать перечень наиболее значимых для предприятия статей (например, расходы на электроэнергию, расходы на ремонт, расходы на рекламу и т. д.).
Бюджет движения денежных средств ( БДДС ) – бюджет, который содержит информацию о денежном потоке предприятия в планируемом или анализируемом бюджетном периоде и остатке денежных средств на начало и конец периода. Бюджет движения денежных средств формируется по предприятию в целом, а в случае сложной финансовой структуры - и по отдельным центрам финансовой ответственности. Поступления и выплаты отражаются в БДДС с учетом НДС. При планировании ряда статей этого бюджета можно считать, что платежи осуществляются в том же бюджетном периоде, что и начисление соответствующих доходов и расходов (например, статьи «оплата хозтоваров», «оплата канцтоваров», «оплата прочих управленческих расходов»). Планируемые значения БДДС по таким статьям приравниваются значениям соответствующих статей БДР с поправкой на НДС (при ставке НДС, равной 18%, значение статьи БДДС равно соответствующему значению статьи БДР, умноженному на 1,18). При разработке оперативного БДДС на краткосрочный период (1 - 10 дней) на многих предприятиях используется система заявок, которые составляются отдельными ЦФО и содержат информацию о контрагенте, реквизитах договора, бюджетной статье, другие сведения. Бюджет движения денежных средств является эффективным инструментом управления денежным потоком в рамках системы бюджетирования. БДДС используется для лимитирования и авторизации платежей, а также контроля платежей. Утвержденный БДДС задает лимиты финансирования по статьям расходования денежных средств. Цель установления лимитов – ограничить расходование денежных средств по определенным статьям в условиях дефицита. Возможно установление двух видов лимитов финансирования: ; лимиты расходования платежных средств - величина платежных средств, установленная по каждой статье расходов, в пределах которой осуществляется погашение обязательств и выдача авансов; ; лимиты возникновения (величины) обязательств – величина обязательств, установленная по определенным статьям расходов, сверх которой ответственное лицо или ЦФО не имеет права заключать договоры, принимать работы или проводить какие – либо иные действия, приводящие к возникновению обязательств предприятия перед контрагентами. Авторизация - предоставление полномочий лицу или группе лиц (например, руководителю предприятия или отдельного ЦФО) на разрешение выполнения операций по оплате расходов сверх установленных по статьям БДДС лимитов в пределах своего фонда (резерва на сверхлимитные платежи). На каждом уровне авторизации определяется свой лимит полномочий, в пределах которого возможна авторизация платежей кумулятивно за бюджетный период. В случае исчерпания резерва, в пределах которого возможна авторизация на одном уровне, сверхлимитный платеж должен быть авторизован на более высоком уровне. Исполнение Бюджета движения денежных средств в условиях дефицита денежных средств целесообразно с использованием системы приоритетов платежей, которая разрабатывается с учетом специфики положения предприятия на рынке и особенностей его взаимоотношений с контрагентами. В системе приоритетов платежей приоритет первого уровня - приоритет статьи расходов, определяет последовательность осуществления платежей по статьям (приоритетность статей расходов). Приоритет второго уровня - приоритет платежа, определяет последовательность осуществления платежей, относящихся к одной статье расходов (приоритетность внутри статьи). Прогнозный баланс (Бюджетный баланс) – бюджет, отражающий планируемое, а по окончании бюджетного периода - фактическое состояние имущества предприятия (активов), а также источников его финансирования и обязательств (пассивов). Это инструмент управления финансовой устойчивостью, ликвидностью, основа определения стоимости бизнеса. Разработка бюджетного баланса позволяет осуществлять контроль формирования всех бюджетов. Структура бюджетного баланса в системе бюджетирования может соответствовать принятой в бухгалтерской отчетности или изменена в соответствии с целями конкретного предприятия. В частности, распространенным форматом Бюджетного баланса является вариант баланса, в котором активы располагаются в порядке убывания ликвидности имущества, а в пассивах обязательства отражены в порядке убывания срочности их погашения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |