Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение биологического пола для человека




Навчальний матеріал. Пункт 1.

Методичні рекомендації до вивчення Розділу 1.1.

Розділ 1.1. Біологічна стать людини та гендер

НАВЧАЛЬНІ МОДУЛІ ДИСТАНЦІЙНОГО КУРСУ

 

МОДУЛЬ 1. Тема: „СТАТЬ ТА ГЕНДЕР”

 

Зміст розділу

Поняття «стать» та «гендер». Гендер як соціальна стать людини. Вплив гормонів на поведінку людини.

Ключові слова розділу: стать, гендер,гормони, тестостерон, естроген, прогестерон, окситоцин.

Цілі та завдання:

Успішне вивчення розділу дозволяє:

Мати уяву про поняття гендеру та статі.

Розуміти вплив гормонів на поведінку людини.

Володіти ключовими поняттями.

Під час вивченні Розділу 1.1. важливо навчитись відокремлювати біологічну стать людини від її гендеру, законспектувати основні положення.

Інструкції:

Прочитайте пункт 1, дайте письмову відповідь на запитання: «Чи впливає біологічна стать людини на поведінку?» Відповідь аргументуйте.

 

То, что мужчины и женщины отличаются друг от друга, известно на уровне обыденного сознания достаточно давно. Но в чем именно проявляются эти различия, скажет далеко не каждый человек. Конечно, очень просто назвать биологические различия. А почему мышление мужчин отличается от мышления женщин? Почему существуют такие понятия, как женская логика и мужская, кто может четко дать их принципиальное отличие, кроме расхожего, что «женская логика — это отсутствие всякой логики»?

Мужчины и женщины не только рождаются биологически разными, но и становятся очень разными по своей сути в ходе адаптации к тем социальным ролям, которые приходится выполнять в жизни. С давних пор идут научные споры: чего в человеке больше – биологического или социального? Это очень сложный и спорный вопрос, так как соотношение биологического и социального в каждом человеке очень индивидуально. Даже появление такого термина, как «гендер», содержит биологическую основу «ген». Значительно важнее показать процесс становления социального пола – «гендера». Это можно сделать, если показать социализацию пола через разграничение понятий «пол» и «гендер», а также проанализировать процессы взаимовлияния между биологическим и социокультурными аспектами в личности. Не вдаваясь в подробный анализ самой теории гендера, в обобщенном плане хотелось бы сделать акцент на том, что пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной. Понятие же «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности, то есть характеризует социальный пол. Первая попытка разграничить понятия «пол» и «гендер» была предпринята психологом Робертом Столлером в 1968 году.

Пол – это физиологическая категория. Гендер же – это категория социальная, конструируемая, своего рода надстройка над полом. Термин «гендер» подчеркивает, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола.

Понятие «пол» имеет в биологии несколько значений.

Генетический (хромосомный) пол – определяется сочетанием хромосом в момент оплодотворения XX – у женщин, XY – у мужчин. Человек создан из 46 хромосом: 23 хромосомы от матери и 23 хромосомы от отца. Если двадцать третья хромосома от матери имеет форму X и двадцать третья хромосома от отца X, то рождается девочка (XX). Женский эмбрион содержит две Х-хромосомы. Если же двадцать третья хромосома отца имеет форму Y, то рождается мальчик (XY). Мужской эмбрион содержит хромосомы X и Y. Таким образом, генетический набор хромосом следующий: женский – 46 XX, мужской – 46 XY.

В течение первых 6 недель беременности мужской и женский эмбрионы развиваются совершенно одинаково. Точнее, в течение первых 6 недель работает только Х-хромосома и все эмбрионы являются физиологически женскими, то есть все эмбрионы начинают свою жизнь как создания женского пола. Базовая матрица человеческого тела и ума – женская. Все начинают свою жизнь девочками. Доказательством этого факта служит наличие молочных желез у мужчин и женщин: у женщин они развитые, а молочные железы мужчин остановились в своем развитии.

На 6-й неделе в мужском эмбрионе начинает работать Y-хромосома, способствующая выработке гормона, который называется тестостероном. Именно этот гормон, который называют мужским, способствует дифференциации пола. Y-хромосома выполняет важную миссию – сигнализирует выработку тестостеро­на, который изменит биологический пол с женского на мужской. С этого момента ребенок становится мальчиком.

Истинный (гонаидный) пол – гонады (греч. – семя) – половые железы, органы в которых образуются в половые продукты (яички – у мужчин и яичник – у женщин). В 6-8 недель эмбрион человека еще бесполый. Примерно на 7-й неделе развития зародыша происходит формирование половых желез. Этот факт был установлен еще Виндицианом, жившим около 370 года, – «пол зародыша вырабатывается в 4-м месяце беременности». На 7-й неделе после оплодотворения у человеческого зародыша образуются гонады, или половые железы, которые вначале одинаковы у обоих полов. Если плод мужского пола, то уже на 3-м месяце внутриутробного развития под влиянием одного или нескольких генов Y-хромосомы гонады начинают дифференцироваться в семенники, которые приступают к секреции мужского гормона тестостерона. Хотя тестостерон в небольшой концентрации имеется и у плода женского пола (так как в некотором количестве он образуется в организме матери), содержание этого гормона у мужского плода после формирования семенников сильно возрастает. Репродуктивная функция – у женщин яичник-яйцеклетка, у мужчин – яички-сперматозоиды. Присутствие тестостерона в матке заставляет плод меняться, у него развиваются мужские признаки. Его избыток иногда приводит к появлению вторичных половых признаков у женского плода.

Мужской эмбрион (XY) получает большую дозу мужских гормонов, которые в первую очередь используются для формирования половых органов, а затем перестраивают мозг из женского формата в мужскую конфигурацию. Если мужской эмбрион своевременно не получает нужной дозы мужских гормонов, возможны два варианта развития эмбриона: рождается мальчик, структура мозга которого в большей степени женская, или генетический мальчик получает чисто женский мозг в сочетании с мужскими половыми органами.

Гормональный пол – половая дифференциация под влиянием гормонов половых желез. Гормоны мужчин – тестостерон, гормоны женщин – эстроген и прогестерон. Те и другие гормоны вырабатываются и в мужском и женском организмах, только в разных количествах. Количество вырабатываемого тестостерона у мужчин, естественно, больше, чем у женщин. Гормоны определяют режим нашего сна и бодрствования. Их содержание в крови, как и температура тела, в течение суток колеблется у каждого человека индивидуально.

Информация к размышлению

Уровень тестостерона является показателем агрессивности у представителей обоих полов. Так как у мужчин тестостерона больше, то физиологи считают, что мужчина более агрессивен, чем женщина.

Морфологический (соматический) пол – формирование внешнего и внутреннего строения организма, а также формирование мозговых структур, влияющих на дальнейшее половое созревание и поведение. Термин соматический применяется для обозначения разного рода явлений в организме, связанных с телом. В момент рождения мозг сформирован только частично, и размер его составляет всего одну треть от нормы. Процесс окончательного формирования мозга длительный. Например, речевой участок мозга окончательно формируется лишь к 1) годам. Как полагает Норман Гешвинд, тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга и ответствен за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестосте­рона в период внутриутробного развития, по мнению Гешвинда, замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации, а значит, и установление необходимых связей, то подобная задержка может приводить к леворукости, которая, будучи довольно редким явлением, все же гораздо чаще встречается у мужчин. Кроме того, тестостерон оказывает тормозящее влияние на развитие иммунной системы, поэтому различные заболевания встречаются чаще у мальчиков. Если представление о тормозящем влиянии тестостерона на развитие левого полушария верно, то оно позволяет объяснить возможные половые различия в асимметрии мозговых полушарий. Два полушария головного мозга не идентичны друг другу ни в анатомическом, ни в функциональном отношении. У большинства людей правое полушарие, по-видимому, перерабатывает информацию как целое, а в левом происходит ее последовательная переработка.

Половой диморфизм – это различия между полами, обусловленные миологическими факторами: строением и функционированием. Половой диморфизм – наличие в пределах одного вида двух различающихся форм. Теория полового диморфизма была сформулирована отечественным ученым доктором биологических наук, генетиком В.А. Геодакяном в 60-х годах прошлого века и до настоящего времени продолжает развиваться. По мнению ученого, женский пол – это носитель генетической информации, стабильное ядро популяции, а мужской пол – оболочка этого ядра. Информация из внешней среды попадает сначала на оболочку ядра, то есть в мужскую «подсистему», и природа, как скульптор, лепит новые формы, поэтому мужская половина – это как бы экспериментальный материал, на котором проверяются генетические свойства, передающиеся другому поколению. Таким образом, мужское сообщество рассматривается природой как база для экспериментов, все изменения закрепляются в генофонде как видовой признак. Мужская клетка слаба, но она активна, и от нее зависит новое развитие человека; таким образом, мужчина на всю жизнь обречен изменять мир, в котором живет.

Женская клетка живуча, но инертна. Женщины сохраняют, поддерживают и передают традиции. То есть женский пол ориентирован на выживаемость и природа «бережет» его, а мужской пол ориентирован на прогресс. На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции, поэтому генетических отклонений у мужчин больше, чем у женщин. Женский пол передает по наследству информацию о прошлом (это длительный отбор наследственной информации), а мужской – информацию о настоящем (изменчивость социальной и экологической ситуаций оставляет отпечаток в организме).

Таким образом, биологический пол человека задает модель поведения человека.

Не задавали ли вы себе вопрос о том, почему природа создала два биологических пола: мужской и женский?

Информация к размышлению

По мнению Платона, изначально существовало не два пола, а тримужской, женский и андрогинный. Идея андрогиниисовмещения мужского и женского начал в одном лицешироко представлена в мифах и религиозном сознании. Многие божества были двуполымидревнегреческий Гермафродитсын Гермеса и Афродиты, древнеегипетский бог Ра, древнеиндийский мать-отец всех богов Адити. Согласно древнекитайской мифологии, всякое человеческое тело содержит в себе как мужское, так и женское начало, хотя в женщине больше Инь, а в мужчинеЯнь. Если сформулировать вопрос: «Сколько мужчины и сколько женщины в данном человеке?», то на процесс воспитания полов можно посмотреть с иных точек зрения. Значит, поступки, мысли, профессиональная ориентация, карьера любого человека будут складываться из процентного содержания «мужского» и «женского» в каждом отдельном субъекте, что и служит фундаментом дифференциальной психологии. Мы же, не углубляясь в подобные исследования, не учитывая соотношения «мужского» и «женского» в каждом индивидууме, воспитываем детей в крайнем приближении к идеальному типу мужчины и женщины. Этим не только подавляются, но и уничтожаются в зародыше живые ростки. Наше воспитание подводит под одну мерку всех рождающихся с мужскими половыми органами и под другуювсех, обладающих женскими органами. Как девочки, так и мальчики страдают под давлением все уравнивающего воспитания.

По мнению А. А. Чекалиной, биологическое развитие само по себе не делает человека мальчиком или девочкой, оно должно быть дополнено социально-психологическими характеристиками. В процессе индивидуального развития эмбриона порядок полового созревания соответствует схеме: гены – гормоны – анатомические признаки – психика. У лиц с анатомическими или физиологическими отклонениями формирование гендера во многом будет зависеть от воспитания пола. Кажется вполне очевидным, что полоролевая неоднородность социума является исходной: рождаясь индивидом конкретного пола (мужского или женского), человек затем проходит сложный путь биологического и социального «созревания». Однако, на самом деле, многое из очевидного приходится доказывать и открывать заново.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.