КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гендер – социальный пол человека
Навчальний матеріал. Пункт 2. Інструкції: Прочитайте пункт 2, сделайте краткий конспект, отразив в нем многообразие подходов к трактовке понятия категории «гендер». Гендер (gender) – это социальный пол. В английском языке разграничиваются понятия социального пола («gender») и биологического («sex»). Смысл понятия «гендер» заключен, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола. Гендер – это структурируемое понятие социального пола, синтезирующее культурное и биологическое в человеке. Социальный пол конструируется социальной практикой. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени закладывают в наше мышление представления о том, что есть «мужское» и «женское». Но понятия «быть женщиной» и «быть мужчиной» различны для разных социальных слоев, разных поколений, разных этнических и религиозных групп. В процессе социализации не пол принадлежит человеку, а человек полу, который определен властью и языком. В современном обществе все труднее провести границу между биологической предопределенностью пола и его социальным моделированием. Гендер – это пол в социально-психологическом смысле, специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин 10. Иными словами, для того чтобы быть женщиной или мужчиной, не просто быть человеком с женской или мужской анатомией, необходимо следовать определенным социокультурным ожиданиям, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых там правил пола. В то же время изучение работ зарубежных исследователей (A. Oakley, L. Measor, P. Sikes, S.J. Kessler, W. McKenna, R. Johnson, M.E. David) показывает отсутствие единства в толковании понятия «гендер». При этом возникли проблемы перевода данных понятий. В гносеологическом плане понятие «гендер» происходит от греческого слова «генос» – происхождение и соответствует русскому понятию «род» как общность. Слово «род» в русском языке имеет несколько значений. Лингвистическое понимание перевода слова «гендер» – род, опыт рода, упускает из вида его научное толкование, которого придерживается большинство ученых в этой области, как у нас, так и за рубежом. Они используют понятие «гендер» с тем, чтобы высветить именно социальный аспект. При изучении материалов по гендерным исследованиям выявилось множество подходов к трактовке понятия «гендер», в более широких гендерных исследованиях особое внимание уделялось технологиям формирования «гендер». Во избежание разночтений при определении социальных и культурных характеристик рода при переводе используется понятие «гендер» (см. табл. 1) Выделение понятийного ядра категории «гендер»
Многообразие подходов к трактовке понятия категории «гендер» позволило выделить родовые понятия и объединить их в группы, каждая из которых выражает ту или иную конкретную смысловую сущность, позволяющую использовать категорию «гендер» при обосновании построения педагогического процесса (табл. 2)
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |