Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние гормонов на поведение человека




Навчальний матеріал. Пункт 3.

Выделение функциональной смысловой сущности категории

Родовые понятия Смысловая сущность
Центральное понятие, основное исходное положение теории, инструментальное отражение гендерной концепции Гендер как концептуальная основа
Выражение закономерностей взаимоотношений, выражение теории взаимоотношений характеризует способы использования взаимоотношений в соответствии с характеристиками пола Гендер как отражение закономерностей процесса взаимоотношений полов  

 

Обоснованность введения каждой из этих категорий должна обеспечиваться:

· концептуальными основаниями, то есть указанием на основные идеи науки, обосновывающие гендер;

· дидактическими основаниями – раскрытием связи формулируемого гендерного понятия с закономерностями образовательного процесса;

· процессными основаниями – раскрытием знаний о содержании, методах и организации обучения на основе гендерного аспекта;

· управленческими основаниями – представлением основ требований к практической организации учебного процесса на гендерной основе.

Биологический фактор и социализация пола и есть две исходные теории гендера для углубленного понимания источников.

Для введения понятия «гендер» в педагогическую концепцию мы рассматриваем «гендер» как социальный конструкт, отражающий процесс социализации личности. Применяя гендер как средство управления образовательным процессом, определяем ход преподавания и учения в соответствии с гендерными обоснованиями. Современное обществознание последовательно и весьма продуктивно разрабатывает данное понятие как одно из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм. Смысл понятия «гендер» заключен, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей; соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в данном обществе.

Гендер – это не природой закрепленная данность, это то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений, то есть то, что стало полом в процессе его социализации.

 

Інструкції:

Прочитайте пункт 3, дайте письмову відповідь на запитання: «Як впливають гормони на поведінку чоловіка та жінки?» (Письмово)

Гормоны программируют мозг человека еще до рождения, определяя манеру мышления и поведения. Мозг запрограммирован наподобие компьютера уже через 6-8 недель после зачатия. В нашей базовой «операционной системе» уже заложено несколько программ и к моменту рождения мозг загружен базовыми и вспомогательными программами. Например, эмбрион (XY – мальчик) нуждается в одной единице мужских гормонов для формирования мужских половых органов и трех единицах для формирования мужской операционной системы мозга, а вместо трех получил только две единицы. Это значит, мозг на две трети сформировался как мужской, а на одну треть остался женским. Ребенок-мальчик будет иметь мужской склад ума и проявлять поведенческие особенности, свойственные девочкам.

Если же для формирования операционной системы мозга эмбрион получает не три единицы мужских гормонов, а одну, то рождается мальчик, чей мозг по структуре и мышлению будет преимущественно женским.

Если генетическая девочка (XX) получает мало мужских гормонов или не получает их совсем, формируются женские половые органы и матрица мозга остается женской, а если получает значительное число мужских гормонов, девочка рождается в большей степени с мужским складом ума. Игры таких девочек обычно более жесткие и грубые, чем у обычных девочек. Они, как правило, крупнее, отличаются большей ловкостью при игре с мячом, и у них после полового созревания появляются волосы на лице. Взрослые иногда их называют мужеподобными.

Информация к размышлению

Есть мнение, что 15-20% мужчин имеют феминизированный мозг, а 10% женщин имеют мужской склад ума.

Поведение человека в гораздо большей степени, чем нам хотелось бы, управляется гормонами. Исследования Московского научно-исследовательского центра «Мужчина и женщина», проведенные в 2007 году с пятью тысячами че­ловек разной половой принадлежности, подтвердили результаты исследований американских ученых и показали, что даже по пальцам руки можно определить, сколько в нас мужского и женского: длина безымянного пальца показывает уровень в крови тестостерона, а длина указательного – уровень эстрогена. Таким образом, у маскулинной личности безымянный палец всегда длиннее указательного. Женственный же человек имеет более длинный указательный палец.

Мужские гормоны

Тестостерон является основой личных качеств мужского населения, таких к агрессивность, самоуверенность, дух соперничества, стремление занять ведущее положение, риск, сильные эмоции. Первые несколько месяцев после рождения уровень тестостерона падает и в течение первых 2 лет жизни будет оставаться на довольно низком уровне. Мальчики и девочки в этот период жизни ведут себя практически одинаково.

В 4-летнем возрасте по совершенно непонятным причинам у мальчиков наблюдается сильный выброс тестостерона и его уровень в крови повышается в 2 раза. В это время мальчики особенно активны, их тянет на подвиги, приключения и подвижные игры. В 5 лет уровень тестостерона вновь снижается и маленький ребенок вновь успокаивается. В возрасте от 11 до 13 лет – вновь резко поднимается. Причем этот скачок составляет примерно 800% к уровню младенческого возраста. Результатом этого становится резкий рост, удлинение рук и ног – настолько ощутимый, что нервной системе приходится полностью перестраиваться. Перестройка мозга у мальчиков, вызванная быстрым ростом тела, может на несколько месяцев сделать его вялым и неорганизованным. Но волноваться по этому поводу не стоит. К 14 годам уровень тестостерона достигает своего пика: лобковые волосы, прыщи, сильное сексуальное влечение и общее беспокойство заметно раздражает как самого мальчика, так и окружающих. Высокий уровень тестостерона в крови подростков в возрасте от 12 до 17лет соответствует пику в возрастной кривой преступности, снижение уровня тестостерона влияет на активность мужчин. Спорт позволяет сжечь избытки гормонов. Исследования показывают, что у физически активных мальчиков вероятность принять участие и преступлении или агрессии наименьшая.

У каждого человека присутствуют и мужские, и женские гормоны, но доминируют разные. В период полового созревания эстроген (женский гормон) и тестостерон (мужской гормон) влияют на установки человека и модели его поведения (раздражительность, агрессивность и капризность – это лишь некоторые из них). Женские гормоны созревают раньше, вследствие чего у девочки уже в этом возрасте формируются длительные, эмоциональные привязанности – это период так называемой сексуальной агрессивности. В то же время мужские гормоны спо­собствуют формированию у мальчика краткосрочных, пробных привязанностей. Отцы-подростки и те, кому двадцать с небольшим, очень часто бросают беременных подруг, а многие девушки-подростки хотят рожать и заботиться о детях, действуя в рамках своего биологического поведения. В отсутствии разумного руководства со стороны взрослых они ищут других привязанностей.

Когда содержание мужских гормонов достигает пика, мальчики начинают взрослеть благодаря системам лидерства по принципу старшинства (возникновение различных группировок). В таких системах мальчиками лучше всего управляют прочные связи и авторитет. Это происходит до тех пор, пока они сами не научатся управлять собой. Тестостерон и процессы, протекающие в мозге, побуждают мальчиков к пространственному выражению стресса (например, встреча группировок для «выяснения отношений»), для них характерна физическая агрессивность.

После 25 лет гормональный фон успокаивается, и поведение молодого человека стабилизируется. Уровень тестостерона по-прежнему высок, но организм уже привык к такому состоянию, поэтому не реагирует так бурно. Гормоны продолжают формировать мужчину – повышается уровень холестерина в крови, появляется склонность к облысению, растет волосяной покров в ноздрях. Но в качестве положительного момента можно отметить, что тестостерон заряжает молодого человека творческой энергией, желанием добиться цели и стать защитником.

После 40 лет уровень тестостерона вновь снижается. Деятельность становится более качественной, появляется желание принести максимальную пользу обществу. В возрасте 40-80 лет уровень тестостерона снижается на 50%. Расставаясь с тестостероном, мужчины также существенно теряют в своей агрессивности и стремлении к соперничеству. После 13 лет напряженной работы и карьерных передряг они расслабляются, уделяя больше времени межличностным отношениям и укреплению семейных уз.

Мужской гормон тестостерон – гормон достижений, успеха, состязательности, агрессии, который заставляет мужчину добывать пищу и отражать нападение со стороны. С наличием этого гормона связан рост бороды, низкий голос, способность ориентироваться в пространстве, склонность стать левшой, предрасположенность к астме и любым формам аллергии. Уровень тестостерона снижается при чрезмерном употреблении алкоголя и курении. Тестостерон помогает также целеустремленности и препятствует возникновению усталости. Только мужской мозг реагирует на тестостерон, а женский – нет. Причины этого различия еще не установлены, но прослеживается их связь с пространственным мышлением. Если уровень тестостерона (мужской гормон) у мальчика высокий, он демонстри­рует лучшие результаты в тестах, требующих пространственного воображения (по математике, но не в вербальных тестах). Они могут мысленно вращать пред­меты или представлять, как складываются кусочки головоломки.

Тестостерон – это не только гормон роста. Он влияет на настроение и энергетику. «Мужчины ежедневно получают 5-7 "порций" или "выбросов" тестостерона. Во время выбросов гормонов настроение мужчины может колебаться от агрессивности до замкнутости». Тестостерон вызывает развитие определенных участков мозга и подавляет развитие других, например участков левого полушария мозга.

Влияние тестостерона на мужскую психологию можно проиллюстрировать результатами известного исследования. «В одной из лабораторий вели пристальное наблюдение за племенем обезьян. Ученые обнаружили, что среди мужских особей царит четкая иерархия, основанная на первенстве в принятии пищи. Женские особи более расслаблены, и иерархия среди них строится только на том, кто кому чешет волосы. Самцы всегда знают, кто среди них главный, кто первый заместитель, кто второй, и они дерутся, отстаивая свой титул.

Выявив динамику поведения обезьян, исследователи пошли дальше. Они взяли самца самого низкого ранга и ввели ему инъекцию тестостерона. После этого поместили его обратно в племя. Можете догадаться, что случилось потом. Самец тут же затеял боксерский поединок со своим "непосредственным начальником". И, к собственному великому удивлению, выиграл этот матч! Тогда он продолжил свою агрессию и принялся колошматить другого самца! В течение двадцати минут он добрался до самого вожака и победил его. Наш герой был маленький, но у него был тестостерон! Благодаря ему (тестостерону) он стал "боссом". К сожалению, для него триумф продолжался недолго. Эффект от инъекции упал, и вскоре наш герой очутился у подножия иерархической лестницы».

Суть в том, что тестостерон оказывает влияние на мозговую деятельность, настраивая мальчиков на состязательность и лидерство. Мальчики с высоким уровнем содержания гормонов – прирожденные лидеры, но лидерству нужно обучать с раннего детства. Победы в спорте или политике повышают уровень тестостерона. Стресс и одиночество понижают его. Они приводят к выработке эстрогена (женского гормона) и в поведении проявляется все больше женских черт.

Мужчины, как и женщины, имеют гормональные циклы. Колебания тестостерона происходят ежедневно (максимальный уровень достигается ранним утром), а в течение года максимум наблюдается в осенний период. Мужской климакс характерен для всех мужчин, они также претерпевают психологические, эмоциональные и гормональные изменения: испытывают тягу к причудливой одежде, занимаются пересадкой волос на голове и т. п.

Исследования подтвердили взаимосвязь биологического пола и поведения, было выделено 12 устойчивых мужских поведенческих программ:

Эротическое поведение (от мужчин ждут проявления эротического поведения).

Агрессивное поведение (к миру относятся как к технике, нужно постоянно что-то изучать, разрушать, чтобы создать новое).

Территориальное поведение (обозначают свою территорию и всегда ее охраняют, поэтому им свойственно раскладывать вещи во многих местах).

Пространственное поведение (лучше воспринимают пространство, удаленность, скорость).

Эмоциональные реакции проявляются слабо, так как склонны скрывать свои переживания, а не демонстрировать их.

Родственные связи слабы, как правило, меньше скучают по своим родственникам и родителям.

Групповое поведение (тяга к созданию групп по интересам).

Выносливость к боли ниже, чем у женщин.

Медленное усвоение оборонительных рефлексов, так как мужчинам свойственно защищаться, а не обороняться, поэтому они не всегда могут дать сдачи.

Настойчивость при выполнении задания, поэтому свойственно повто­рение ошибок из-за низкой степени обучаемости и создание проблем на пустом месте (ломятся в открытые ворота).

Поиск приключений, новых сложных раздражителей.

Проявление духа соперничества и тяги к опасностям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.