Название и представители
| Краткое содержание
|
Дидактический энциклопедизм
(Я.А. Коменский, Дж. Мильтон, И.Б. Баседов)
| Назначение дидактики видится в том, чтобы дать максимальный объем информации и жизненного опыта. «Энциклопедисты» видят прямую зависимость между содержанием и глубиной понимания жизненного события и количеством изученного материала. Отсюда вытекает и главный недостаток – перегруженность обучающихся информацией, поэтому требуется разработка особых технологий ее усвоения.
|
Дидактический формализм
(А. Дистервег, И. Песталоцци, Э. Шмидт, А.А. Немейер, Я.В. Давид, А.Б. Добровольский)
| Обучение рассматривается как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главный тезис представителей данной концепции – обучение должно учить мыслить, поэтому наиболее успешно решают задачи обучения математика и классические языки (греческий и латинский). Но в этом заключается и недостаток, потому что невозможно обеспечить интеллектуальное развитие учащихся, опираясь только на инструментальные предметы без учета других дисциплин.
|
Дидактический прагматизм
(Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер)
| Считали, что необходимы лишь те знания, которые будут востребованы практикой, так как обучение должно готовить к жизни. Обучение, по мысли представителей данной теории, есть «реконструкция опыта» обучающихся. Предпочтение отдается методике «погружения» учеников в разные виды деятельности. Так появилась «школа делания», где процесс обучения приспосабливается к субъективно-прагматическим запросам учащихся. Главный недостаток – нарушение диалектической связи между познанием и практической деятельностью в процессе обучения.
|
Функциональный материализм
(В. Оконь)
| Основная идея – это связь познания и деятельности, в результате основным критерием построения учебных дисциплин выступают «ведущие идеи», которые имеют мировоззренческое значение. Но в этом состоит и слабость данной концепции, так как при конструировании содержания учебных предметов нельзя ограничиваться только идеей эволюции в биологии или классовой борьбой в истории.
|
Парадигмальный подход
(Г. Шейерль)
| Учебный материал представляется «фокусно», т.е. не систематически и без логической последовательности, а на основании типичных фактов и событиях, так как целое познается посредством анализа единичного события. Такой подход не годится для изложения учебного материала по математике, химии и др. дисциплин с линейной структурой, так как нарушается принцип систематичности изложения учебного материала.
|
Кибернетический подход
(С.И.Архангельский, Л.Б. Ительсон, Л.Н. Ланда, Е.И. Машбиц)
| Обучение является процессом передачи и переработки информации. В абсолют возводится учебная информация и механизмы ее усвоения, а субъективный опыт ученика, его личное отношение к материалу, его индивидуально-психологические свойства не учитываются.
|
Ассоциативный подход
(Я.А. Коменский, Дж. Локк)
| Всякое обучение опирается на чувственное познание, опыт дается ощущениями, поэтому самое главное – это обогатить сознание учеников образами и представлениями посредством упражнений и наблюдения. Недостаток проявляется в том, что при таком подходе не развивается творческая деятельность учащихся.
|
Теория поэтапного формирования умственных действий
(П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)
| Суть теории состоит в том, что умственные действия имеют материальную основу, поэтому ее следует отрабатывать, перенося во внутренний план после этапа громкого проговаривания. Таким образом действие сворачивается на этом этапе, который назван интериоризацией. Противоположный этап – это экстериоризация, когда знания проявляются вовне. Недостаток в том, что не всякое обучение начинается с предметного восприятия, поэтому она особенно результативна при подготовке спортсменов, операторов, музыкантов, водителей.
|
Управленческая модель
(В.А. Якунин)
| Обучение видится как управление, т.е. осуществляется на основе соотнесения стратегических, тактических и оперативных задач. Этапы процесса обучения соответствуют этапам управления: формирование целей, формирование информационной основы обучения, прогнозирование, принятие решения, организация исполнения, коммуникация, контроль и оценка результатов, коррекция.
|
Теория проблемного обучения
(С.Л.Рубинштейн,
А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер,
М. Вертгаймер и др.)
| Учебная деятельность основывается на получении новых знаний посредством решения проблемных ситуаций, в которых развивается мышление. Проблемные ситуации могут быть как практического, так и теоретического характера, их объединяет то, что проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа, т.е. здесь неприемлем заранее готовый ответ. Главная трудность в организации такого обучения связана с большой затратой времени для постановки и решения проблем, создания проблемных ситуаций и предоставления возможности самостоятельного решения последней каждым учащимся. Здесь обнаруживается и главный недостаток – в процессе проблемного обучения учащиеся делятся на самостоятельных и несамостоятельных.
|
Программированное обучение
(Б. Скиннер,
В. Оконь,
Н. Краудер и др.)
| Это обучение по специально разработанной обучающей программе, представляющей собой упорядоченную последовательность задач, посредством которых регламентируется деятельность учителя и учащихся. При таком обучении вырабатываются способы рациональных умственных действий, и воспитывается умение логически мыслить. Однако, оно в основном применимо для решения алгоритмических познавательных задач, что препятствует получению знаний, не заложенных в алгоритме, а значит не может в полной мере формировать продуктивную познавательную деятельность.
|
Развивающее обучение
(В.В. Давыдов,
Д.Б. Эльконини др.)
| Главная цель – подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний (развитие способности «жить своим умом»). Учитель организует поиск учащихся в «зоне ближайшего развития», где и осуществляется их продуктивная деятельность, т.е. появляются новые способы деятельности и формируется новый характер поведения. Задача учителя – организовать такой процесс обучения, который активизирует память, восприятие, воображение и разные формы мышления учащихся.
|
Сократовское обучение
(Сократ, Платон и др.)
| В основе обучения лежит метод майевтики, т.е. приведение собеседника (ученика) в противоречие с самим собой в процессе общения с учителем. Такое обучение является исторически первым видом систематического обучения. В его основе – личный контакт с учителем, что не предполагает общения с большим количеством учеников.
|
Имитационное моделирование
| В основе такого обучения лежит идея о том, что ту или иную задачу можно решить, не обсуждая ее, а разыгрывая с помощью разнообразных игровых технологий. В ходе имитационного моделирования можно увидеть просчеты и возможные упущения, что позволяет вносить в процесс обучения необходимые коррекции.
|
Модульное обучение
| Учебная информация представлена здесь в виде модулей, каждый из которых закончен и относительно самостоятелен. Все модули представляют собой единое целое при раскрытии учебной темы или учебной дисциплины. Учебная информация подается «блоками»: целевой блок (представление о новом знании), информационный (система необходимой информации в виде параграфов, компьютерных программ, учебников и др.), операционный (практические упражнения), зачетный (система вопросов, тесты и т.п.). Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельность учащихся.
|
Догматическое обучение
| Сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста.
|
Объяснительно-иллюстративное обучение
| Основная цель такого обучения – это передача знаний, их усвоение с последующим применением на практике. Материал излагается учителем, как правило, с использованием наглядных и иллюстративных материалов. Задача учителя – обеспечить усвоение материала на уровне его применения для решения практических задач.
|