Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические теории




Ории обучения

В основе каждой из предложенных дидактических концепций лежит то или иное понимание сущности процесса обучения.

Название и представители Краткое содержание
Дидактический энциклопедизм (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон, И.Б. Баседов) Назначение дидактики видится в том, чтобы дать максимальный объем информации и жизненного опыта. «Энциклопедисты» видят прямую зависимость между содержанием и глубиной понимания жизненного события и количеством изученного материала. Отсюда вытекает и главный недостаток – перегруженность обучающихся информацией, поэтому требуется разработка особых технологий ее усвоения.
Дидактический формализм (А. Дистервег, И. Песталоцци, Э. Шмидт, А.А. Немейер, Я.В. Давид, А.Б. Добровольский) Обучение рассматривается как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главный тезис представителей данной концепции – обучение должно учить мыслить, поэтому наиболее успешно решают задачи обучения математика и классические языки (греческий и латинский). Но в этом заключается и недостаток, потому что невозможно обеспечить интеллектуальное развитие учащихся, опираясь только на инструментальные предметы без учета других дисциплин.
Дидактический прагматизм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) Считали, что необходимы лишь те знания, которые будут востребованы практикой, так как обучение должно готовить к жизни. Обучение, по мысли представителей данной теории, есть «реконструкция опыта» обучающихся. Предпочтение отдается методике «погружения» учеников в разные виды деятельности. Так появилась «школа делания», где процесс обучения приспосабливается к субъективно-прагматическим запросам учащихся. Главный недостаток – нарушение диалектической связи между познанием и практической деятельностью в процессе обучения.
Функциональный материализм (В. Оконь) Основная идея – это связь познания и деятельности, в результате основным критерием построения учебных дисциплин выступают «ведущие идеи», которые имеют мировоззренческое значение. Но в этом состоит и слабость данной концепции, так как при конструировании содержания учебных предметов нельзя ограничиваться только идеей эволюции в биологии или классовой борьбой в истории.
Парадигмальный подход (Г. Шейерль) Учебный материал представляется «фокусно», т.е. не систематически и без логической последовательности, а на основании типичных фактов и событиях, так как целое познается посредством анализа единичного события. Такой подход не годится для изложения учебного материала по математике, химии и др. дисциплин с линейной структурой, так как нарушается принцип систематичности изложения учебного материала.
Кибернетический подход (С.И.Архангельский, Л.Б. Ительсон, Л.Н. Ланда, Е.И. Машбиц) Обучение является процессом передачи и переработки информации. В абсолют возводится учебная информация и механизмы ее усвоения, а субъективный опыт ученика, его личное отношение к материалу, его индивидуально-психологические свойства не учитываются.
Ассоциативный подход (Я.А. Коменский, Дж. Локк) Всякое обучение опирается на чувственное познание, опыт дается ощущениями, поэтому самое главное – это обогатить сознание учеников образами и представлениями посредством упражнений и наблюдения. Недостаток проявляется в том, что при таком подходе не развивается творческая деятельность учащихся.
Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) Суть теории состоит в том, что умственные действия имеют материальную основу, поэтому ее следует отрабатывать, перенося во внутренний план после этапа громкого проговаривания. Таким образом действие сворачивается на этом этапе, который назван интериоризацией. Противоположный этап – это экстериоризация, когда знания проявляются вовне. Недостаток в том, что не всякое обучение начинается с предметного восприятия, поэтому она особенно результативна при подготовке спортсменов, операторов, музыкантов, водителей.
Управленческая модель (В.А. Якунин) Обучение видится как управление, т.е. осуществляется на основе соотнесения стратегических, тактических и оперативных задач. Этапы процесса обучения соответствуют этапам управления: формирование целей, формирование информационной основы обучения, прогнозирование, принятие решения, организация исполнения, коммуникация, контроль и оценка результатов, коррекция.
Теория проблемного обучения (С.Л.Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М. Вертгаймер и др.) Учебная деятельность основывается на получении новых знаний посредством решения проблемных ситуаций, в которых развивается мышление. Проблемные ситуации могут быть как практического, так и теоретического характера, их объединяет то, что проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа, т.е. здесь неприемлем заранее готовый ответ. Главная трудность в организации такого обучения связана с большой затратой времени для постановки и решения проблем, создания проблемных ситуаций и предоставления возможности самостоятельного решения последней каждым учащимся. Здесь обнаруживается и главный недостаток – в процессе проблемного обучения учащиеся делятся на самостоятельных и несамостоятельных.
Программированное обучение (Б. Скиннер, В. Оконь, Н. Краудер и др.) Это обучение по специально разработанной обучающей программе, представляющей собой упорядоченную последовательность задач, посредством которых регламентируется деятельность учителя и учащихся. При таком обучении вырабатываются способы рациональных умственных действий, и воспитывается умение логически мыслить. Однако, оно в основном применимо для решения алгоритмических познавательных задач, что препятствует получению знаний, не заложенных в алгоритме, а значит не может в полной мере формировать продуктивную познавательную деятельность.
Развивающее обучение (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконини др.) Главная цель – подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний (развитие способности «жить своим умом»). Учитель организует поиск учащихся в «зоне ближайшего развития», где и осуществляется их продуктивная деятельность, т.е. появляются новые способы деятельности и формируется новый характер поведения. Задача учителя – организовать такой процесс обучения, который активизирует память, восприятие, воображение и разные формы мышления учащихся.
Сократовское обучение (Сократ, Платон и др.) В основе обучения лежит метод майевтики, т.е. приведение собеседника (ученика) в противоречие с самим собой в процессе общения с учителем. Такое обучение является исторически первым видом систематического обучения. В его основе – личный контакт с учителем, что не предполагает общения с большим количеством учеников.
Имитационное моделирование В основе такого обучения лежит идея о том, что ту или иную задачу можно решить, не обсуждая ее, а разыгрывая с помощью разнообразных игровых технологий. В ходе имитационного моделирования можно увидеть просчеты и возможные упущения, что позволяет вносить в процесс обучения необходимые коррекции.
Модульное обучение Учебная информация представлена здесь в виде модулей, каждый из которых закончен и относительно самостоятелен. Все модули представляют собой единое целое при раскрытии учебной темы или учебной дисциплины. Учебная информация подается «блоками»: целевой блок (представление о новом знании), информационный (система необходимой информации в виде параграфов, компьютерных программ, учебников и др.), операционный (практические упражнения), зачетный (система вопросов, тесты и т.п.). Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельность учащихся.
Догматическое обучение Сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста.
Объяснительно-иллюстративное обучение Основная цель такого обучения – это передача знаний, их усвоение с последующим применением на практике. Материал излагается учителем, как правило, с использованием наглядных и иллюстративных материалов. Задача учителя – обеспечить усвоение материала на уровне его применения для решения практических задач.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.005 сек.