Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание. 6.1. Воспитание: виды, подходы, теории




6.1. Воспитание: виды, подходы, теории

Человек как предмет воспитания в результате определенного воспитательного воздействия должен меняться – в этом основа всего воспитательного процесса. Но вместе с тем, эти изменения сугубо индивидуальны и зависят от множества факторов, как субъективных (психические особенности, ценности, мотивы и потребности воспитанника и воспитателей, система социальных отношений, организованные воспитательные воздействия), так и объективных (генетическая наследственность и состояние здоровья, социо-культурная принадлежность семьи, обстоятельства биографии, особенности страны и исторической эпохи).

Основными критериями воспитанности являются (Н.В. Бордовская, А.А. Реан):

ü «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

ü «истина» как руководство при оценке действий и поступков;

ü «красота» во всех формах ее проявления и созидания.

Поэтому уровень воспитанности человека можно определять по мере приближения к этим критериям. Для того чтобы этот процесс был более эффективным, педагоги предлагают самые разные подходы к воспитанию человека:

1. Личностный (индивидуальный) подход предполагает отношение к воспитаннику как к личности, поэтому в воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках того или иного воспитательного учреждения. Стратегию взаимодействия определяет ориентация на личность ребенка, его индивидуальные свойства и творческий потенциал.

2. Деятельностный подход основан на преобладании в процессе воспитания тех видов деятельности, которые способствуют развитию личности.

3. Личностно-деятельностный подход предполагает, что школа должна обеспечить деятельность человека, становление личности.

4. Творческий подход учитывает совместное творчество ребенка и педагога в процессе воспитания.

5. Отношенческий подход предполагает «гуманистическую коррекцию» совместной деятельности и общения в процессе воспитания с помощью специально создаваемых ситуаций.

6. Событийный подход ставит во главу угла мероприятие, которое должно стать для всего коллектива увлекательным и важным делом, имеющим воспитательную ценность.

7. Дифференцированный подход -это учет индивидуальных интересов воспитанников и способностей к реализации организаторских функций в коллективе.

8. Аксиологический подход, гдеглавной задачей воспитания считается освоение ценностей общечеловеческой культуры духовной и материальной.

9. Средовый подход ставит во главу угла объединение всех воспитательных инструментов общества в рамках окружающей среды, в результате чего может сформироваться система регионального воспитания.

10. Дихотомический подход – это подход меры при последовательном делении целого на части (событийность и повседневность, поощрение и наказание, эмоциональность и рассудочность и др.). Задача педагога – определить ту меру любви или наказания, которая даст максимальный воспитательный эффект.

В современной педагогике наибольшее распространение получила следующая классификация видов воспитания (Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская):

Основание классификации Виды воспитания
1. Методологическое (философское) основание Прагматическое, аксиологическое, гуманистическое и др.
2. Социальный институт Семейное, школьное, конфессиональное и др.
3. Общие направления Умственное, нравственное, физическое, трудовое.
4. Специальные направления Политическое, гражданское, правовое, экономическое, экологическое и др.
5. Стиль отношений между воспитателями и воспитанниками Авторитарное, демократическое, либеральное, свободное.

Рассмотрим подробнее виды воспитания на основании институционального признака:

? Семейное воспитание – это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи, его значение трудно переоценить, особенно в первые годы жизни ребенка. Продуктивность семейного воспитания зависит от той атмосферы, которая окружает детей внутри семьи. Необходимо помнить, что именно семья, а не детский сад или школа формируют основы будущей личности, так как ребенок идет в то или иное воспитательное учреждение из семьи. Значительную роль играет не только материальное благополучие родителей, но, в первую очередь, духовно-нравственное состояние членов семьи.

? Школьное воспитание – это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы. Здесь важное значение приобретают следующие факторы: личность учителя, характер взаимоотношений учеников друг с другом, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера как на уроках, так и во внеучебной деятельности.

? Внешкольное воспитание – это организация жизнедеятельности детей в различных внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях, организациях и обществах. К ним относятся различные детские центры, дома творчества, общества «юных экологов» и т.п.

? Конфессиональное воспитание – это воспитание, которое реализуется посредством религиозных традиций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональной культуре.

? Воспитание по месту жительства – это организация социально значимой деятельности детей и молодежи по месту жительства (посадка деревьев, помощь и уход за людьми, нуждающимися в социальной поддержке, уборка территорий, кружковая работа, спортивные соревнования, праздники и т.п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.