КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы формирования сознания личности. Методы воспитательного воздействия
Методы воспитательного воздействия Что касается методов воспитания как способов реализации воспитательных целей, то сегодня существуют самые разнообразные классификации, но для практической работы более всего подходит система общих методов воспитания, которая включает в себя четыре крупных блока (по М.И. Рожкову): Рассказ – это последовательное изложение, как правило, фактического материала, в форме описания или повествования. Рассказ педагога должен быть логичным, последовательным, доказательным, четким, образным, эмоциональным, при этом необходимо учитывать возрастные особенности. Рассказ, воздействуя на чувства воспитанников, способствует формированию их ценностно-мотивационной сферы. Итак, основные задачи рассказа: ü вызвать положительные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или же негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; ü раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; ü вызвать желание подражать положительным примерам. Объяснение – это изложение в доказательной форме, которое сочетается с наблюдениями воспитанников, с вопросами к педагогу, поэтому оно может перерасти в беседу. Беседа – это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и воспитанников. Главное – это продумать систему вопросов, которые смогут подвести учеников к новым знаниям. Обычно индуктивная беседа перерастает в эвристическую, так как учащиеся от частных наблюдений под руководством учителя переходят к общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала какой-либо общий вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование. В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности, литературный образ, яркое событие и др. Основная цель беседы – помочь воспитанникам оценить какие-либо явления окружающей действительности, и на этой основе сформировать адекватное к ней отношение, а также к своим социальным и нравственным обязанностям. Лекция в отличие от рассказа отличается большей информативно-познавательной емкостью, обилием логических построений, образов, доказательств и обобщений, а также большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в основном в старших классах, техникумах, вузах. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом. Идейно-эмоциональное воздействие лекции основано на убедительности доказательств и аргументов, композиционной стройности, ненаигранном пафосе, живом и задушевном слове учителя. Познавательный спор, дискуссия, диспут требуют наличия, по меньшей мере, двух противоположных мнений по осуждаемому вопросу, при их умелой организации внимание воспитанников привлекается к той или иной проблеме, что побуждает их к осмыслению различных подходов к аргументации. Главное назначение данных методов – создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений. Пример – это метод, предъявляющий огромные требования к самому учителю, так как именно он должен быть для воспитанников образцом высокой нравственности и культуры. Действительно, на воспитание личности можно воздействовать только личностью.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |