Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции обучения




Признаки процесса обучения

Функции, методы и формы обучения

Процесс обучения.

Основы дидактики

Дидактика – это отрасль педагогики, которая изучает специфику процесса обучения. Процесс обучения включает в себя преподавание и учение.

Преподавание – это деятельность учителя, который излагает информацию, организует учебно-познавательный труд учащихся, оказывает консультативную помощь в процессе обучения, стимулирует интерес, поощряет самостоятельность и творчество учащихся, а также оценивает их учебные достижения.

Главная цель преподавания – это организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учение – это деятельность учащихся, направленная на приобретение учащимися передаваемого учителем содержания обучения, в результате чего учащиеся становятся в той или иной мере способны проявлять теоретическое мышление как основу преобразования окружающего мира.

(С.П. Баранов)

ü Обучение – это специально организованная познавательная деятельность.

ü Обучение – это ускорение познания в индивидуальном развитии.

ü Обучение – это усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества.

? Образовательная – овладение учащимися системой научных знаний (отраженных в общественном сознании представлений и законов науки), умений (потребностей в своеобразном выполнении навыков), навыков (автоматизированных действий, появившихся в результате многократных повторений) и ее использование на практике;

? Воспитательная – вытекает из самого содержания, форм и методов обучения и осуществляется посредством специальной организации взаимодействия педагога и учащихся;

? Развивающая – подразумевает специально организованное взаимодействие педагога и учащихсяс целью всестороннего развития их личностей.

 

Методы обучения – это методы, с помощью которых осуществляется процесс обучения (преподавание-учение).

В педагогике существует много различных классификаций методов обучения:

1. По источнику знаний, где традиционно выделяют пять методов:

1) практический: опыт, упражнение, учебно-производительный труд;

2) наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

3) словесный: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж и др.

4) работа с книгой: чтение, изучение, реферирование, конспектирование и др.

5) видеометод: просмотр, контроль, выполнение упражнений.

2. По назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов): приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков.

3. По типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

ü объяснительно-иллюстративный: учитель организует процесс усвоения «готовых» знаний, а учащиеся их осмысляют и запоминают;

ü репродуктивный: учитель не просто сообщает знания, а разъясняет их, учащиеся должны не просто запомнить, а понять, поэтому критерием усвоения знаний здесь является правильное воспроизведение (репродукция знаний);

ü проблемное изложение: учащиеся наблюдают за тем, как учитель на их глазах показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца;

ü эвристический: учитель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств, а учащиеся самостоятельно решают возникающие перед ними задачи;

ü исследовательский: учитель формулирует проблему, решение которой в определенный временной промежуток зависит от учащихся, знания открываются по мере решения проблемы, учитель осуществляет лишь оперативное управление процессом решения учебных задач.

4. По дидактическим целям: методы, способствующие первичному усвоению знаний (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой, диспут, эвристическая беседа, лабораторные работы и исследования) и методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (различные упражнения и практические работы).

5. Классификация Ю. К. Бабанского, где выделяются три группы: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

6. Бинарная классификация М. И. Махмутова, которая построена на сочетании методов преподавания с методами учения (деятельность ученика зависит от деятельности учителя, и наоборот):

Метод преподавания Метод учения
информационно-сообщающий исполнительный
объяснительный репродуктивный
инструктивно-практический продуктивно-практический
объяснительно-побуждающий частично-поисковый
побуждающий поисковый

 

7. Полинарная классификация В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук, где в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности и логические пути учебного познания.

Однако, реальная учебная практика гораздо сложнее, в ней не просто применить ту или иную схему, не учитывая многих индивидуальных факторов (личность учителя, место обучения, уровень подготовленности учеников и т.д.). Сами педагоги, совершенствуя учебно-практическую деятельность, продолжают поиск методов обучения. Интересна, например, практическая методика, предложенная педагогом-гуманистом К. Роджерсом, которая призвана облегчить процесс обучения:

1. Предоставление ученику выбора учебной деятельности.

2. Совместное (ученик и учитель) принятие решения об объеме и содержании учебной работы.

3. Активное использование проблемного метода обучения, способствующего включению в исследования и ориентирующее на открытие знаний.

4. Личностная значимость работы ученика достигается путем имитации реальных жизненных ситуаций на уроке.

5. Широкое применение различных форм группового тренинга.

6. Оптимальная группа учащихся – 7-10 человек.

7. Дифференциация программированного обучения для тех учащихся, у кого не хватает знаний или средств для решения конкретных задач.

 

Осуществляя дидактическое общение с учеником, учитель организует его в той или иной форме. Важно правильно организовать деятельность по изучению конкретного материала в подходящей для этого форме обучения.

Существуют три основные формы педагогического процесса:

? Индивидуальная – сложилась еще в первобытном обществе в целях передачи опыта от одного человека к другому. По мере развития научного знания данная система трансформировалась в индивидуально-групповую.

? Классно - урочная – отличается следующими признаками: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся, стабильное расписание и урок как основная форма обучения.

? Лекционно-семинарская – используется в практике профессиональной подготовки, т.е. тогда, когда учащиеся уже обладают тем или иным опытом учебно-познавательной деятельности, что подразумевает наличие большой доли самостоятельного обучения, поэтому основными формами выступают лекции, семинары, экзамен и зачет.

Основная форма обучения в школе – урок – это отрезок учебного процесса, или времени, который может быть организован в классе, мастерской, другом месте, где в течение 40-45 минут изучается какая-то тема, осуществляется повторение учебной программы, выполняется контрольная работа и т.п. (В.Г. Казанская).

Существует много типов уроков, но все они делятся на две большие группы: стандартные (урок-лекция, урок изучения новых знаний, урок контроля и коррекции знаний, урок-зачет, комбинированный урок и др.) и нестандартные (суды, экскурсии, диалоги, концерты, игры и др.).

Особенности школьного урока:

(Н.В. Бордовская, А.А. Реан)

? урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

? дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

ü определенное организационное начало и постановка задач урока;

ü актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

ü объяснение нового материала;

ü закрепление или повторение изученного на уроке;

ü контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

ü подведение итогов урока;

ü задание на дом.

? содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;

? каждый урок является звеном в системе уроков;

? урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

? основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.