Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные модели




В педагогике существует множество образовательных моделей, самыми распространенными из них являются следующие:

Название модели Краткое описание модели
Традиционная   Главная цель образования – передача наиболее важных элементов цивилизации и культуры из поколения в поколение. Под культурным наследием подразумеваются знания и умения, идеалы и ценности, способствующие развитию человека и сохранению социального порядка. Роль школы – «сберегающая», поэтому содержание школьных программ основывается на базовых знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию индивида. Это академическое направление, которое отрывает школу от реальной жизни
Рыночная Основана на спектре образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Направление ориентируется на западную «свободную» школу, которая строит свою образовательную систему по «принципу супермаркета», в идеологии свободного выбора и здоровой конкуренции.
Подконтрольная государству Система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится по принципу жесткого централизированного контроля с заданными целями, содержанием образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. При такой системе все учебные заведения контролируются административными или специально созданными для этой цели органами власти.
Рационалистическая В центре внимания не содержание образования, а эффективные способы усвоения учащимися различных видов знаний. В основе данной модели лежит бихевиористская концепция социальной инженерии Б. Скинера. Цель школы – сформировать у учащихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Школа предстает в виде образовательного механизма адаптации к среде обитания. Здесь практически нет места творчеству, самостоятельности, ответственности, индивидуальности, так как главное – выработать определенный набор способов поведения. Идеалом в этой модели становится точное следование предписанному шаблону, и деятельность учителя превращается в «натаскивание» (например, на выполнение тестов). Таким образом, исключается не только творческий характер учения, но и преподавания.
Неинституциональная Ориентирована на организацию образования вне социальных институтов. Это образование вне стен школы и вуза, на «природе», в сети Internet, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и т.п.
Гуманистическая (феноменологическая) Образование должно быть гуманистическим, школа – это не «образовательный конвейер», а средство для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой. Характер обучения – персональный, с учетом всех индивидуально-психологических особенностей учеников, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Данная система образования предоставляет максимальную свободу выбора для реализации ребенком своих потенциалов и самореализации. Ее авторы – А. Маслоу, К.Роджерс и др.
Модель развивающего обучения В данной системе ребенок рассматривается как индивид, способный к самоизменению, поэтому в ее центре находятся не обучающие технологии преподавания, а возможность пробуждения в ученике желания учиться. По мысли авторов (В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин), развитие – это особое бытие, поэтому задача школы состоит в том, чтобы это развитие выделить и представить. Такой взгляд не означает, что педагог не настаивает на усвоении учащимися знаний, умений и навыков, но он озабочен, в первую очередь, проблемой пробуждения в ребенке способности к саморазвитию.
Культурно-ориентированная Главный принцип – это отношение к ценностям данной культуры. Ценности важны для обучения, так как с изменением какой-либо культурной эпохи меняются и ее ценности. Ценности выстраиваются в иерархическую систему, упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочность, придают смысл человеческой жизни. Главная цель образования видится здесь в освоении культурных ценностей.
Личностно-деятельностная Предполагает развитие у детей волевых импульсов и познавательных устремлений. Цель – прививать навыки, которые понадобятся учащимся в будущем. Учебный план должен сочетать в себе разнообразную, насыщенную фактами содержательную часть с общей подготовкой, которая исходит из принципа «знания жизни». Нужно суметь заниматься и тем и другим одновременно, передавая одно в условиях и обстановке, которые формируют другое.
Эзотерическая Суть состоит в отношении к Истине как вечной и неизменной, ее нельзя познать, но к ней можно приобщиться в особых состояниях (озарение, просветление, инсайты и т.п.). Поэтому высший смысл педагогической деятельности состоит в освобождении и развитии природных сил ученика для общения с космосом, для выхода в сверхсознание. В связи с этим подвергается критике в работах по православной психологии и педагогики, где документально подтверждается, что подобная деятельность чужда человеческой психике и может иметь непредсказуемые последствия как для учеников, так и для самих педагогов.
Технократическая Главная цель образования – передача и усвоение «точного» научного знания, необходимого для совершенствования практики. Если «знание – сила», то ценность человека определяется его познавательными возможностями. Человек ценен не сам по себе, а лишь как носитель определенного эталонного (усредненного, стандартизированного) знания или поведения.
Православная В центре данной системы – Богочеловек Иисус Христос как истина и идеал совершенного «богоподобного» человека, поэтому цель образования заключается в приближении к этому идеалу и приобщение к истине. Средством достижения этой цели являются вера как акт свободного волеизъявления, участие в благодатных Таинствах Православной Церкви, сохранившей в чистоте христианское учение Святых Отцов, послушание духовному отцу и соблюдение заповедей Нового Завета. Процесс непосредственного обучения и передачи православных знаний и опыта осуществляется в воскресных приходских школах и монастырях.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.