Название модели
| Краткое описание модели
|
Традиционная
| Главная цель образования – передача наиболее важных элементов цивилизации и культуры из поколения в поколение. Под культурным наследием подразумеваются знания и умения, идеалы и ценности, способствующие развитию человека и сохранению социального порядка. Роль школы – «сберегающая», поэтому содержание школьных программ основывается на базовых знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию индивида. Это академическое направление, которое отрывает школу от реальной жизни
|
Рыночная
| Основана на спектре образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Направление ориентируется на западную «свободную» школу, которая строит свою образовательную систему по «принципу супермаркета», в идеологии свободного выбора и здоровой конкуренции.
|
Подконтрольная государству
| Система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится по принципу жесткого централизированного контроля с заданными целями, содержанием образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. При такой системе все учебные заведения контролируются административными или специально созданными для этой цели органами власти.
|
Рационалистическая
| В центре внимания не содержание образования, а эффективные способы усвоения учащимися различных видов знаний. В основе данной модели лежит бихевиористская концепция социальной инженерии Б. Скинера. Цель школы – сформировать у учащихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Школа предстает в виде образовательного механизма адаптации к среде обитания. Здесь практически нет места творчеству, самостоятельности, ответственности, индивидуальности, так как главное – выработать определенный набор способов поведения. Идеалом в этой модели становится точное следование предписанному шаблону, и деятельность учителя превращается в «натаскивание» (например, на выполнение тестов). Таким образом, исключается не только творческий характер учения, но и преподавания.
|
Неинституциональная
| Ориентирована на организацию образования вне социальных институтов. Это образование вне стен школы и вуза, на «природе», в сети Internet, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и т.п.
|
Гуманистическая (феноменологическая)
| Образование должно быть гуманистическим, школа – это не «образовательный конвейер», а средство для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой. Характер обучения – персональный, с учетом всех индивидуально-психологических особенностей учеников, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Данная система образования предоставляет максимальную свободу выбора для реализации ребенком своих потенциалов и самореализации. Ее авторы – А. Маслоу, К.Роджерс и др.
|
Модель развивающего обучения
| В данной системе ребенок рассматривается как индивид, способный к самоизменению, поэтому в ее центре находятся не обучающие технологии преподавания, а возможность пробуждения в ученике желания учиться. По мысли авторов (В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин), развитие – это особое бытие, поэтому задача школы состоит в том, чтобы это развитие выделить и представить. Такой взгляд не означает, что педагог не настаивает на усвоении учащимися знаний, умений и навыков, но он озабочен, в первую очередь, проблемой пробуждения в ребенке способности к саморазвитию.
|
Культурно-ориентированная
| Главный принцип – это отношение к ценностям данной культуры. Ценности важны для обучения, так как с изменением какой-либо культурной эпохи меняются и ее ценности. Ценности выстраиваются в иерархическую систему, упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочность, придают смысл человеческой жизни. Главная цель образования видится здесь в освоении культурных ценностей.
|
Личностно-деятельностная
| Предполагает развитие у детей волевых импульсов и познавательных устремлений. Цель – прививать навыки, которые понадобятся учащимся в будущем. Учебный план должен сочетать в себе разнообразную, насыщенную фактами содержательную часть с общей подготовкой, которая исходит из принципа «знания жизни». Нужно суметь заниматься и тем и другим одновременно, передавая одно в условиях и обстановке, которые формируют другое.
|
Эзотерическая
| Суть состоит в отношении к Истине как вечной и неизменной, ее нельзя познать, но к ней можно приобщиться в особых состояниях (озарение, просветление, инсайты и т.п.). Поэтому высший смысл педагогической деятельности состоит в освобождении и развитии природных сил ученика для общения с космосом, для выхода в сверхсознание. В связи с этим подвергается критике в работах по православной психологии и педагогики, где документально подтверждается, что подобная деятельность чужда человеческой психике и может иметь непредсказуемые последствия как для учеников, так и для самих педагогов.
|
Технократическая
| Главная цель образования – передача и усвоение «точного» научного знания, необходимого для совершенствования практики. Если «знание – сила», то ценность человека определяется его познавательными возможностями. Человек ценен не сам по себе, а лишь как носитель определенного эталонного (усредненного, стандартизированного) знания или поведения.
|
Православная
| В центре данной системы – Богочеловек Иисус Христос как истина и идеал совершенного «богоподобного» человека, поэтому цель образования заключается в приближении к этому идеалу и приобщение к истине. Средством достижения этой цели являются вера как акт свободного волеизъявления, участие в благодатных Таинствах Православной Церкви, сохранившей в чистоте христианское учение Святых Отцов, послушание духовному отцу и соблюдение заповедей Нового Завета. Процесс непосредственного обучения и передачи православных знаний и опыта осуществляется в воскресных приходских школах и монастырях.
|