Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к современному учителю




Педагог и его деятельность

Интерес к личности учителя ученые и педагоги проявляли во все времена. В каждой педагогической системе требования к личности учителя обладали своей спецификой. П.Ф. Каптерев считал, в обстановке обучения личность педагога – это главный воспитывающий фактор, потому что те или другие свойства учителя будут понижать или повышать воспитательное влияние обучения. Ученый выделил и наметил иерархию объективных и субъективных факторов, необходимых для педагогической деятельности:

Свойства личности педагога
Специальные Личностные (нравственно-волевые)
Свойство объективного характера заключается: Свойство субъективного характера заключается:   ü беспристрастность (объективность) ü внимательность ü чуткость (особенно к слабым ученикам) ü добросовестность ü стойкость ü выдержка ü самокритичность ü подлинная любовь к детям
ü в степени знания учителем преподаваемого предмета; ü в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; ü в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами; ü в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело ü в преподавательском искусстве; ü в личном педагогическом таланте и творчестве.

 

Сегодня существует много мнений по поводу того, каким должен быть современный педагог. Наиболее развернутая классификация профессионально значимых качеств учителя представлена в работах В.Г. Рындак, которая состоит из десяти групп.

Первая группа – уровень знаний учителя

1. Общая культура учителя.

2. Знание преподаваемого предмета.

3. Знание методики преподаваемого предмета.

4. Знание философии образования.

5. Знание психологии.

6. Знание ведущих педагогических технологий и инноваций.

7. Знание социологии.

8. Знание физиологии.

9. Знание процессов становления и развития мыслительной деятельности ученика, его способностей.

Вторая группа – результаты деятельности учителя

  1. Наличие у учащихся прочных и глубоких знаний по предмету.
  2. Сформированность у учащихся устойчивого интереса к предмету, способности к самообразованию.
  3. Наличие у учащихся прочных умений и навыков самостоятельного использования знаний по предмету в учебной и внеурочной деятельности, навыков учебного труда.
  4. Сформированность творческих способностей учащихся, способностей к саморазвитию.
  5. Развитие волевых качеств личности учащихся, способности к самовоспитанию.
  6. Развитие мышления учащихся.

Третья группа – гностические умения.

1. Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования.

2. Умения систематически расширять свои знания путем пристального изучения опыта коллег.

3. Умение добывать новые знания из реального педагогического процесса.

4. Умение изучать личность учащихся и способности коллектива в плане выявления уровня их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания.

5. Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями ее протекания.

6. Умение методически анализировать и практически оценивать учебный материал, учебные пособия, средства обучения и творчески их использовать.

Четвертая группа – проектировочные умения.

1. Планирование урока и системы уроков в соответствии с целями обучения, характером материала, ступенями обучения, с учетом межпредметных связей.

2. Планирование обучения с учетом психологических закономерностей овладения предметом, предвидение возможных затруднений учащихся.

3. Определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению материалом и предвидения их сложностей для учащихся.

4. Определение наиболее эффективных методов и приемов ведения урока.

5. Планирование внеклассной работы в единстве с целями и задачами учебно-воспитательного процесса по предмету.

6. Умение проектировать и создавать элементарные наглядные пособия в соответствии с задачами урока.

7. Умение методически целесообразно использовать средства наглядности и ТСО (технические средства обучения) на уроках и во внеклассной работе.

8. Планирование творческих работ и домашних заданий.

Пятая группа – конструктивные умения

1. Выбор оптимальных приемов и способов обучения с учетом общих и частных целей обучения.

2. Отбор и дозировка необходимого материала с учетом его особенностей и уровня подготовки учащихся.

3. Расположение материала от легкого и простого к более трудному и сложному.

4. Определение места и характера демонстрационного эксперимента на уроке.

5. Расположений задач и упражнений в порядке увеличения их трудности для учащихся.

6. Определение объектов и способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений.

7. Умение предусмотреть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности, выбрать общие, групповые и индивидуальные формы работы.

8. Рациональное распределение времени на отдельных этапах урока, логические переходы от одного этапа к другому.

9. Определение характера руководства работой учащихся на каждом уроке и возможных вариантов изменения хода урока.

Шестая группа – организаторские умения

1. Организация классного коллектива и педагогически целенаправленное управление его деятельностью с учетом динамики развития данного коллектива учащихся на протяжении всего курса обучения.

2. Организация своей деятельности и деятельности учащихся в целях реализации намеченного плана урока с соблюдением основных принципов научной организации педагогического труда.

3. Рациональное содержание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности и взаимопомощь учащихся.

4. Организация факультативных занятий по предмету с учетом интересов учащихся.

5. Организация деятельности учащихся по созданию средств наглядности и ТСО.

6. Реализация, оценка и корректировка намеченных планов по внеклассной работе.

7. Использование многообразных форм включения учащихся в учебную, трудовую, общественно-полезную деятельность, обучение их самоорганизации.

8. Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач.

9. Использование новых, передовых приемов общен

Седьмая группа – коммуникативные умения

1. Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты (учитель – класс, учитель – ученик, ученик – класс, ученик – ученик).

2. Умение раскрывать систему перспективных линий развития коллектива и личности каждого, внушать уверенность в успехе.

3. Нахождение наиболее сильных сторон личности учащегося и внушение ему уверенности в себе.

4. Проявление требовательности и справедливости во взаимоотношениях с учащимися.

5. Воздействие на учащихся на основании признания авторитета.

6. Установление и развитие педагогически целесообразных взаимоотношений с участниками педагогического процесса.

7. Предотвращение и разрешение конфликтов.

Восьмая группа – направленность

1. Единство слов и дела.

2. Любовь к своей профессии.

3. Ответственность, добросовестность.

4. Увлеченность делом, трудолюбие.

5. Творчество в учебно-воспитательной работе.

6. Любовь к своему предмету.

7. Любовь к детям.

Девятая группа – характер

1. Уравновешенность.

2. Инициативность.

3. Требовательность.

4. Справедливость.

5. Чуткость.

6. Терпеливость.

7. Чувство такта.

8. Чувство юмора.

9. Общительность.

10. Жизнерадостность, оптимизм.

11. Доброжелательность.

12. Искренность.

Десятая группа – способности

1. Ясность и критичность ума, изобретательность.

2. Развитое воображение.

3. Целенаправленная память.

4. Выразительность и убедительность речи, хорошая дикция.

5. Наблюдательность, внимание.

6. Артистические способности.

Что касается педагогических способностей, то под ними понимаются – индивидуально-типологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению педагогической деятельностью и ее успешному выполнению (О.В. Нестерова).

Классификация педагогических способностей

(В.А. Крутецкий)

1. Дидактическая Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей. Преподносить материал иди проблему ясно и понятно, вызывая интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
2. Академическая Способность к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
3. Перцептивная Способность проникать во внутренний мир ученика; психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
4. Речевая Способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
5. Организаторская Во-первых, способность организовать учебный коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
6. Авторитарная Способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
7. Коммуникативная Способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установит с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
8. Прогностическая Способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося.
9. Способность к распределению внимания Имеет особое значение для работы учителя как способность распределять внимание между несколькими видами деятельности.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.