Главное место в педагогическом процессе отводил труду детей. Обучение «путем делания». Критерием любой теории является ее практическая полезность. Педагог – консультант, организующий самостоятельную познавательную работу учеников, каждый из которых является исследователем. Не дисциплина, а развитие индивидуальности ребенка.
Мария Монтессори
(1870-1952)
Считала, что главное – это предоставить ребенку условия для «самовоспитания и самообучения», чтобы способствовать формированию познавательной активности. Дисциплина должна быть активная и деятельная. Вводит индивидуальные занятия детей с материалами (сенсорное воспитание). Разработала интересный комплекс дидактических материалов для занятий с детьми. Процесс обучения осуществляется на основе признания за каждым ребенком своего индивидуального темпа познания и развития. Не признавала соревновательности, наград и наказаний.
Эдуард Торндайк
(1874-1949)
Разработал систему количественного измерения уровня интеллектуального развития ребенка с помощью стандартных тестов.
Уильям Килпатрик
(1871-1965)
На основе идей Дж. Дьюи разработал метод проектов, согласно которому обучение осуществляется через организацию целевых актов. Учитель руководит деятельностью ученика, которая опирается на уже имеющийся опыт ребенка при выполнении им той или иной конкретной практической задачи.
Рудольф Штайнер
(1861-1925)
Автор Вальдорфской школы, которая была открыта для детей в германском городе Штутгарте в 1919 году. В основе лежит представление о развитии человека как результата взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Считал, что самоуправляемая школа как часть свободной культурной жизни имеет особое значение для общества в целом. Фундамент такой школы – внутренние законы и условия развития человека. Самым эффективным средством развития личности ребенка признавал искусство.
Януш Корчак
(1878-1942)
Признавал равноценность ребенка и взрослого, необходимость индивидуального подхода, создание атмосферы любви и доверия в процессе воспитания. Сформулировал следующие принципы воспитания:
ü уважение труда познания ребенка;
ü уважение неудач и слез ребенка;
ü уважение собственности ребенка;
ü уважение тяжелой работы роста;
ü уважение самобытности ребенка;
ü паритетность взаимоотношений;
ü безопасность ребенка («Учитель, не навреди!»);
ü ненасилие (право ребенка быть тем, что он есть);
ü безусловная поддержка и помощь взрослого ребенку;
ü безусловная любовь воспитателя к воспитаннику.
2.2.Зарождение и становление
педагогической мысли в России
Период
Представители
Вклад в развитие педагогики
Киевская Русь
(X-XII вв.)
-
Принятие христианства и становление православной культуры на Руси оказали огромное влияние на систему воспитания:
ü идеалы и программы воспитания черпались из святоотеского наследия Византии (труды Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иоанна Богослова и др.);
ü патриархально-родовой характер воспитания;
ü главный очаг обучения и воспитания – семья;
ü идеал православной педагогики – Богочеловек Иисус Христос;
ü в центре педагогической системы – понимание человека, наделенного Богом свободной волей, способного делать осознанный выбор между добром и злом, поэтому и вера в Бога рассматривается как акт свободного волеизъявления человека.
Россия эпохи Просвещения
(XVIII век)
Василий Никитич Татищев
(1686-1750)
Был представителем светского направления в педагогике этого периода. Создал свою классификацию наук. Организовал профессиональное образование на Урале. Ратовал за просвещение народных масс, в том числе и крестьянских детей. Считал, что воспитание и образование должны служить делу повышения благополучия государства и укрепления религии.
Михайло Васильевич Ломоносов
(1711-1765)
С именем Ломоносова связано открытие Московского университета. Был сторонником бессословной системы образования на любом уровне. Цель воспитания – формирования человека, главными качествами которого должны выступать высокая нравственность, патриотизм, любовь к знаниям и науке, трудолюбие. В воспитании исходил из принципов гуманизма и народности. Способствовал введению в России классно-урочной системы обучения, а также впервые разработал педагогическую теорию, основанную на материалистическом миропонимании, разграничивающую религию и науку. Благодаря М.В. Ломоносову в России стали решаться вопросы содержания, методов и организации обучения. Внес огромный вклад в разработку содержания образования (учебники, программы, планы).
Россия XIX века
Константин Дмитриевич Ушинский
(1823-1870)
Основоположник подлинно народной педагогики. В основе его системы лежали принципы демократизации образования и обучения, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Считал, что любой педагог должен владеть психологическими знаниями. Цель воспитания – формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Заложил основы педагогики сотрудничества, требуя от педагогов внимания и любви к ученикам, исключения авторитарности и нетерпимости в деле нравственного воспитания. Утвердил принцип воспитывающего обучения. Впервые поставил перед учителями задачу научить учеников учиться (овладения способами продуктивной учебной деятельности).
Лев Николаевич Толстой
(1828-1910)
Педагогическая деятельность богата по своему содержанию: организация Яснополянской школы для крестьянских детей, написание «Азбуки», «Арифметики» и т. п. Главной задачей обучения и воспитания считал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Нравственное воспитание возможно на основе духовного роста и саморазвития человека. Воспитание оправдано лишь как самовоспитание, которое понимал как постоянную устремленность к новым уровням бытия. Отстаивал идею свободного развития ребенка, что требует нового типа педагогического общения, способствующего развитию познавательной и творческой активности детей. Предостерегал об опасности оперирования терминами до того момента, пока ребенок не освоил соответствующее понятие. В целом под становлением личности Л.Н. Толстой понимал формирование ее духовно-нравственной сферы в различных видах деятельности.
Петр Федорович Каптерев
(1849-1922)
Большое значение придавал семейному воспитанию, так как воспитание начинается уже с момента рождения. Сформулировал задачу первоначального воспитания как систематического упражнения и развития органов внешних чувств ребенка. В развитии ребенка отводил большое место играм, важнейшим условием которых считал товарищество. Ратовал за распространение детских садов, но напоминал родителям, что детский сад не снимает с них ответственности за воспитание детей.
Россия
XX века
Антон Семенович Макаренко
(1888-1939)
Осуществил беспримерный в педагогике опыт массового перевоспитания малолетних правонарушителей. Разработал систему воспитания, которая отвечала задачам построения социалистического общества. Основные идеи:
ü обучение необходимо совмещать с производительным свободным творческим трудом;
ü воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив на основе принципа параллельного действия и уважения личности;
ü цель нравственного воспитания – развитие у воспитанников чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины.
Василий Алексанрович Сухомлинский
(1918-1970)
Сергей Иосифович Гессен
(1887-1950)
Педагогика В.А. Сухомлинского строилась на следующих принципах:
ü развитие в ребенке самодеятельности, инициативы и творческих начал;
ü главное – любовь к ребенку как сила, способная преобразовывать внутренний мир людей;
ü защитное воспитание – защитить ребенка от окружающего его зла;
ü ведущей задачей обучение является развитие умения учиться;
ü воспитание должно быть индивидуальным и дифференцированным.
Признавал за образование культурологическую функцию. Цель обучения – не выработка практических умений и передача знаний, а вооружение учащихся самим методом науки. Главная задача педагога – подготовить школьников самостоятельно добывать знания и творчески применять их в жизни.
Василий Васильевич Зеньковский
(1881-1962)
Педагогические взгляды исходят из христианского мировоззрения. Идеал социального воспитания – это дух солидарности и братства, на основе которого только и возможно осуществление помощи различным социальным группам. Главная задача воспитания – помочь ученику найти себя и с помощью пастыря-наставника научиться направлять к добру триединое существование в себе духовного, наследственного и социального, творчески преображаясь в этом процессе.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление