Понятие «технология» означает специально выбранные и обусловленные состоянием знания (науки) методы человеческой деятельности. Особенности педагогической технологии заключаются в следующем:
ü неопределенность результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия (обучения) необходимый стопроцентный результат;
ü периодическое проведения контроля по совершенствуемому параметру;
ü выявление и отбор неуспевающих;
ü дополнительная работа с отобранными, т.е. проведение повторного цикла взаимодействия;
ü вторичное проведение контроля после дополнительной работы;
ü в случае неустойчивого непонимания учащимися нового материала проводится еще и диагностика причин непонимания или отставания.
2.1.Зарождение и становление
Эмпирический этап
Период
Представители
Вклад в развитие педагогики
Древний Египет
(III тыс. до н.э.)
-
Воспитание было ориентировано на следующий идеал человека: немногословный, терпеливый, хладнокровный, стойкий. Поэтому образование носило следующие черты:
ü огромную роль играло семейное воспитание (авторитет отца, телесные наказания, обычай передавать профессию по наследству);
ü обучение в школе с целью подготовки служилых писцов, которые входили в администрацию египетского государства (обучение с 5 лет, сложная система обучения письму, заучивание текстов, обучение игре на музыкальных инструментах)
Месопотамия
(III-II тыс. до н.э.)
-
Создание частных школ, в которых обучали только мальчиков с 5-7 лет, обучение заканчивалось к 20-25 годам:
ü изучали язык и литературу, заучивали магические шумерские тексты;
ü давались основы арифметики и геометрии;
ü школы имели библиотеки клинописных текстов («дома табличек») и являлись центрами культуры.
Израильско-иудейское царство (первая половина I тыс. до н.э.)
-
Появление монотеизма: «народ, избранный Богом», не должен смешиваться с другими народами, поэтому воспитание носило религиозно-национальный характер:
ü школа – синагога, учитель – проповедник;
ü своя система обучения в три этапа;
ü обучали только мальчиков, т.к. идеалом женщины была примерная мать и жена;
ü предметы изучения – Тора и Талмуд (свод религиозно-этических и правовых догм иудаизма).
Индия
(I тыс. до н.э.)
-
Система образования была кастовой:
ü брахманы (жрецы) получали религиозное образование на основе изучения Вед;
ü кшатрии (воины и правители) заучивали стихи и гимны, изучали философию, риторику, грамматику, литературу, математику, историю, медицину, этику, музыку и танцы;
ü вайшья (торговцы, ремесленники, земледельцы) также получали необходимые знания.
С появлением буддизма стали обучать при монастырях в форме ежедневного заучивания отдельных частей духовных текстов и песнопений.
Китай
(с IV тыс. до н.э.)
-
Обучение было привилегированным:
ü школы для аристократов, где изучали письмо, чтение, счет, декламацию стихов, летописи, обучали стрельбе из лука, владению щитом и копьем, езде на колеснице;
ü школы для жрецов, где обучались танцам, магии, музыке, а также изучали и общеобразовательные предметы.
Китай
(I тыс. до н.э.)
Конфуций
(551-479 гг. до н.э.)
Заложил основу китайской традиционной системы образования:
ü цель образования – человек, нравственно воспитанный, умственно, физически и эстетически развитый, обладающий глубокими знаниями и достойным поведением;
ü с помощью образования можно достичь этот идеала;
ü обучать и воспитывать надо всех людей;
ü в основе воспитания лежат ритуалы и каноны;
ü главный способ обучения – самостоятельно читать, заучивать наизусть, размышлять и упражняться в искусстве;
ü задача учителя – открывать новую перспективу размышления ученикам.
Древняя Греция
(со II тыс. до н.э.)
Демокрит
(460-370 до н.э.)
Первый философ, который поднял вопросы воспитания:
ü воспитание – сложный процесс, который преобразует человеческую природу;
ü родителям необходимо осознать всю важность воспитания детей;
ü главное – не сумма знаний, а воспитание интеллекта;
ü учащихся следует принуждать, формируя при этом стремление узнавать новое, а также чувство долга и ответственности.
Сократ
(470/469-399
до н.э.)
Педагогические идеи самого известного представителя философии софистов:
ü цель образования – познание самого себя, совершенствование нравственных качеств;
ü задача учителя – пробудить душевные силы ученика («повивальное искусство»);
ü истину можно установить путем постановки наводящих вопросов («сократическая беседа» как метод обучения);
ü диалектический спор (как форма обучения) – основное дидактическое достижение («майевтика»).
Платон (428/427-348/347 до н.э.)
ü Основал и руководил философской школой «Академия» (387).
ü Осмыслил цели и содержание школьного образования.
ü Считал, что семейное и школьное обучение должно осуществляться в интересах и под контролем государства.
ü Согласно своему учению о «мире идей», предлагал окружать детей прекрасными примерами и добрыми образами, что способствует пробуждению в их душах смутных воспоминаний об идеальном мире.
Аристотель
(384-322 до н.э.)
ü Ставил учителя на самую высокую ступень в обществе;
ü Заложил предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия;
ü Первостепенное значение придавал общественному, государственному воспитанию;
ü Предлагал начинать воспитание с «заботы о теле», а затем «заботиться о духе», так как «воспитание тела способствует воспитанию духа».
Римская империя (I-V вв. до н.э.)
Квинтиллиан
(42-ок.118)
ü Считал, что воспитание призвано побороть дурные наклонности;
ü Цель воспитание – формирование свободного человека, способного к исполнению гражданских обязанностей;
ü Создал свою систему обучения, состоящую из 4 ступеней (домашнее воспитание, первоначальное школьное обучение, грамматическая школа, риторическая школа);
ü Считал, что образование должно быть общедоступным, так как все здоровые дети римских граждан достойны получать образование.
Аврелий Августин
(Блаженный Августин)
(354-430)
Выдающийся христианский мыслитель Древнего Рима. Основные педагогические мысли:
ü Цель воспитания – достижение богообщения, слияния с Богом.
ü Этой цели можно достичь через самоуглубление, нравственное самосовершенствование.
ü Основной обучающий принцип – ориентация на «истину во Христе», на достоверность благочестивых устремлений.
ü Высоко ценил общую образованность, так как она необходима христианскому проповеднику.
ü Главный предмет изучения – Библия с целью познания Священной истины.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление