Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления совершенствования деятельности Росфинмониторинга




. Страны-члены ФАТФ обязаны проводить взаимные проверки состояния работы по борьбе с отмыванием преступно сформированных доходов и противодействием финансированию терроризма. В основе таких проверок лежат 40+9 рекомендаций ФАТФ, признанных Всемирным банком и Международным валютным фондом. Заметим, что добавления к ранее принятым рекомендациям (+(9) касаются в основном противодействия финансированию терроризма. В них нашли отражения проблемы, обсуждавшиеся в разное время на международных конференциях и семинарах по данной проблематике.(В 1998 г. состоялась Лондонская международная конференция, на которой было заявлено о намерениях «восьмерки» сотрудничать в отслеживании информации по финансовым потокам для финансирования терроризма, в 1999 г. был проведен межамериканский семинар по терроризму в Аргентине, раньше (в 1989 г.) ФАТФ и «семерка» декларировали намерения содействовать реализации эффективных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма; в октябре 2001 г. в Вашингтоне на ФАТФ была возложена функция противодействия финансированию терроризма).

При проверках соблюдения рекомендаций соответствующим странам выставляются рейтинговые оценки по 230 позициям, отражающим конкретные профилактические, административные, нормативно-правовые меры в указанной области, включая уголовные меры преследования. Россия также обязана следовать этим рекомендациям. В связи с этим в 2007 г (октябрь –ноябрь). ФАТФ проводилась экспертиза состояния и качества соответствующей работы в России. Это была третья проверка состояния и качества соответствующей работы в России (первая была проведена в 2002 году – в рамках мер, связанных с подготовкой исключения России из «черного» списка ФАТФ; вторая была в 2003 году - когда Россия стала полноправным членом ФАТФ).По результатам тех двух проверок был сделан вывод, что деятельность Росфинмониторинга не по всем многочисленным критериям отвечала требованиям ФАТФ. Напротив, при обсуждении летом 2008 г. отчета о результатах третьей проверке на пленарном заседании ФАТФ в Лондоне констатировалось соответствие уровня деятельности Росфинмониторинга основным требованиям ФАТФ по основным десяти критериям. Отмечалось также, что российская «антиотмывочная» система по ряду критериев «не дотягивает» до требуемого уровня. «Значительное», но неполное соответствие констатировалось по 13 критериям, частичное соответствие – по 21 критерию и несоответствие – по трем. Росфинмониторинг был признан одной из наиболее эффективно работающих национальных служб мира, которая в сравнительно короткий срок организовала свою деятельность в соответствии с жесткими требованиями. Отмечалось также, что деятельность Росфинмониторинга по уровню оценки ФАТФ достигла уровня «антиотмывочных» систем Канады, Италии, Швеции.

По состоянию на август 2008 года неблагополучие в «антиотмывочной» сфере констатировалось в Греции и в Китае. Эти страны отчитываются перед ФАТФ по несколько раз в год. Лучшими национальными системами были признаны финразведки Бельгии и Великобритании, имеющие более продолжительный по сравнению с российской опыт работы.

Экспертами ФАТФ была проведена не формальная, а довольно скрупулезная проверка на соответствие ее требованиям свыше 100 государственных и коммерческих организаций, в том числе Росфинмониторинг, Центральный банк РФ, коммерческие банки, служба страхового надзора, ломбарды, казино, лизинговые компании, адвокатские, риэлторские и другие организации., а также МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Все это способствовало улучшению их работы.

Основное направление адаптации требований к деятельности Росфинмониторинга в свете установок ФАТФ – подготовка предложений по совершенствованию российского законодательства. В этом плане наблюдается определенное отставание. В частности, Россией ратифицирована называвшаяся ранее Международная конвенция по борьбе с коррупцией, однако не был установлен контроль за операциями по счетам, открываемым министрами, депутатами, другими чиновниками. Росфинмониторинг внес предложение о законодательном урегулировании обязательности контроля за движением наличности на сумму свыше 600 тысяч рублей. В других странах-членах ФАТФ такие пределы также установлены. В странах Европы он составляет 15 тыс. евро. В США-10 тыс. долларов.

Центральный банк РФ предлагает внести изменения и дополнения в действующий закон. Обсуждается возможность закрепить за банками право отказывать "сомнительному" клиенту в обслуживании без объяснения причин.

Значительно активизировали свою работу все организации, взаимодействующие с Росфинмониторингом.Ежегодно в правоохранительные органы ФСФМ передается порядка 4 тыс. дел. Сотни нарушителей законов были привлечены к уголовной ответственности. Порядка 90% информации поставляют банки. В этом качестве банковская система России развивается и соответствует международным стандартам. По официальной информации, в год российские банкиры направляют в финансовую разведку более 8 миллионов сообщений. Это феноменальный объем, которого нет ни в одной стране, однако высказывается суждение, что за этими результатами кроются серьезные проблемы. Банк России волнует, что коммерческие банки начинают терять клиентов, подозревая их, как того требует главный "антиотмывочный" закон, в проведении сомнительных, то есть не имеющих экономического смысла, операциях. Таким образом, банки оказываются заложниками ситуации, когда с одной стороны, должны привлекать и сохранять клиентуру, с другой - защищать себя от подозрительных клиентов, а с третьей - отстаивать свои права в судах, не имея возможности опереться на закон.
Инициатива закрепить за банками право без объяснения причин отказывать клиентам не вполне согласуется с конституционным правом граждан на информацию. Отдельные недостаточно четко прописанные законодательные нормы могут негативно отразиться на российской финансовой системе. Поэтому Росфинмониторинг совместно с Центральным банком, Ассоциацией российских банков участвует в совместной работе по совершенствованию закона. По результатам проверок Росфинмониторинга со стороны ФАТФ и с учетом предложений, содержавшихся в его отчетах, организована работа по внесению существенных изменений и дополнений в действующее законодательство, связанное с регулированием процесса противодействия отмыванию денег.

Несмотря на то, что российская система противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма начала действовать на 10 лет позже аналогичных систем за рубежом, страна добилась значимых позитивных результатов в этой сфере. Проблеме уделяется большое внимание со стороны Центрального Банка РФ, постоянно вводятся изменения и дополнения, отражающие современные реалии, в действующее законодательство. Россия тесно сотрудничает с международными институтами, занимающимися проблемой отмывания преступных доходов, участвует в конференциях, регулярно проводит семинары и тренинги по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В марте 2008г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Росфинмониторингом и подразделением финансовой разведки Бразилии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Для Росфинмониторинга это соглашение открывает новые возможности.

Существуют и некоторые проблемы в системе, одной из которых является, как упомянуто выше, потеря клиентов банками. Банкиры неоднократно критиковали Росфинмониторинг за то, что направляя в финансовую разведку миллионы сообщений о подозрительных операциях, обратной связи с этим ведомством не имеют. Между тем, по мнению руководителей банков, если бы в законе была норма, что Росфинмониторинг обязан предоставлять банкам какие-либо промежуточные заключения, это помогло бы мотивировать отказ клиентам

В международной деятельности спецслужб, призванных находить и привлекать к ответственности лиц, незаконно сформировавших доходы и скрывающих их за границей, существенно значение налаживания деловых контактов с зарубежными спецслужбами с предварительным заключением соответствующих соглашений. По данным заместителя Генерального прокурора РФ, в зарубежье скрываются от правосудия более 65 тысяч преступников. Если соглашений нет, взаимодействие спецслслужб разных стран «на основе взаимности» не дает должных результатов. В странах ОЭСР, особенно в Израиле и Великобритании, находятся наиболее крупные представители российского преступного бизнеса, нередко «покупающие» статус политических мигрантов и соответствующую «невыдачу». Лондон получил даже название Лондонград, став «большой прачечной» по отмыванию преступно нажитых доходов».(А.Г. Звягинцев. Сохранение экстрадикций.-«Российская газета», 26 февраля 2010 г.). На счетах нажившихся на экономических преступлениях находятся доходы от хищения траулеров Архангельского тралового флота (свыше 12 млн долларов), средства от операций с имуществом АО «Северный коммерческий флот» и т.п.

Как отмечалось выше, важной мерой по совершенствованию деятельности Росфинмониторинга является утверждение его приказом от 23 мая 2008 г. №131 Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

В названном документе четко определены:

а) порядок работы с организациями и их филиалами, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (лизинговые компании; ломбарды; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, организации, проводящие лотереи, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными, но в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности имеющие право на прием от физических лиц наличных денежных средств);

б) порядок оформления запросов на представление сведений и документов;

в) порядок проведения камеральных проверок, начиная с времени вступления в силу Федерального закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с 1 февраля 2002 г.);

г) порядок оформления результатов проверок.

В любой стране, включая Россию, институциональные факторы развития рыночных отношений и финансовых потоков должны быть адекватными. Декларируемая властями России «консервативность» модели развития консервирует сложившиеся отношения, деградацию экономики. Нельзя допустить, чтобы национальная система противодействия легализации преступных доходов становилась дорогой ширмой. Необходимость перемен осознана на высшем уровне государственной власти. Росфинмониторинг с мая 2012г. переподчинен президенту страны. Утверждено новое положение о его деятельности. Предусмотрено ежегодное представление президенту доклада об угрозах национальной безопасности и мерах по их нейтрализации. Ранее созданная Межведомственная рабочая группа, призванная координировать деятельность органов власти и Банка России, в июле 2012 г. была реорганизована. В компетенцию названной группы входит разработка поправок в законодательные акты с учетом требований ФАТФ, ежеквартальное представление президенту страны информации о планах работы и результатах их реализации в части предупреждения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций. Потребность в этом возрастала. В 2011 г. из России было незаконно выведено около триллиона руб. денежных средств для обслуживания теневых оборотов за рубежом (Латвия, Кипр,Великобритания, Швейцария, Франция, Гонконг и др.).В этой связи актуально повышение эффективности деятельности Росфинмониторинга. Предполагается, что это станет реальностью при условии обратной связи в процессе реализации Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов. Она является первым документом такого рода и не может не уточняться в перспективе. О ее содержании дает представление материал следующего параграфа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.